Узнайте, как работает противобуксовочная система автомобиля и, какие её виды существуют. Схемы и видео про принцип работы системы.Узнайте, как работает противобуксовочная система автомобиля и, какие её виды существуют. Схемы и видео про принцип работы системы.
Примерно уже 20 лет, на автомобили устанавливают различные системы безопасности, следят за безопасностью торможения и разгона авто. На сегодняшний день, такие технологии есть у любого современного автомобиля.
Пройдя большой отрезок времени, и непростой путь, от простых систем, вплоть до целых комплексных систем, которые объединяются в несколько противобуксовочных систем.
СодержаниеПоказать
Что из себя представляет антипробуксовочная система
Антипробуксовочная система, или сокращённо АПС ещё носит название «противобуксовочная (ПБС)», на английском языке можно увидеть также два названия этой технологии — Dynamic Traction Control (DTC) и Traction control system (TCS), на немецком её именуют как Antriebsschlupfregelung (ASR).
Антипробуксовочная система является вторичным элементом безопасности, который работает с антиблокировочной тормозной системой ABS, на легковых, грузовых автомобилях и внедорожниках. Эта электрогидравлическая система автомобиля, упрощает управление авто при влажной дороге (она предотвращает потерю сцепления колёс с дорогой благодаря постоянному контролю за буксованием ведущих колёс машины). В зависимости от фирмы производителя автомобиля, антипробуксовочная технология имеет следующие наименования (виды):
Не принимая во внимание большое количество наименований, по конструкции и принципу работы противобуксовочные системы схожи между собой, поэтому давайте рассмотрим принцип работы самой распространенной из них, а именно ASR, установленной в авто Mercedes, Volkswagen или Audi.
Система ASR и нюансы её работы
ASR помогает предотвратить потерю тяги в колесах транспортного средства с помощью электрогидравлической системы, которая контролирует двигатель и тормоза в неблагоприятных дорожных условиях или если водитель использует чрезмерное ускорение и колеса начинают скользить на асфальте. Система ASR помогает не делать ошибок водителю в неблагоприятных дорожных условиях и помогает водителю сохранить контроль над автомобилем.
Профессиональные водители жалуются, что АПС ASR влияет на производительность автомобиля, но это стандартное оборудование в высокопроизводительных транспортных средствах помогает начинающим и водителям, которые часто переоценивают свою способность контролировать автомобиль в неблагоприятных погодных условиях, и восстанавливает контроль водителя в непредвиденных обстоятельствах.
Технология ASR есть в большинстве автомобилей и мотоциклов примерно с 1992 года. И ведет свою историю с начала 1930-х, когда Porsche разработала дифференциал повышенного трения, что позволяет одному колесу вращаться чуть быстрее, чем другим, чтобы улучшить сцепление с дорогой. Система ASR тесно связана с ABS. С первых пользователей ASR, который уже дополняла система ABS, был BMW в 1979 году.
Как устроена система ASR
Основные функции и назначения ПБС
Система ASR построена на антиблокировочной системе тормозов ABS. Функции, реализованные в ASR — это блокировка дифференциала и управление крутящим моментом.
Как работает антипробуксовочной системы и её нюансы
Блок управления двигателем контролирует вращение колес и после включения зажигания, транспортное средство начинает двигаться. Мониторы компьютера сравнивают ускорение и скорость вращения ведущих колес с не силовыми колесами. Компьютер активизирует ASR, когда вращение колес превышает порог скольжения. Система ASR активирует дифференциал тормозного клапана для контроля тормозного цилиндра, и крутящий момент двигателя применяется к заторможенному колесу. Противобуксовочная технология переходит от дифференциального управления тормозом к управлению двигателем, чтобы уменьшить мощность двигателя. В некоторых системах ASR задерживает зажигания или уменьшает подачу топлива к конкретным цилиндров для снижения мощности на скоростях выше 80 км в час. На панели приборов можно увидеть вспышки контрольной лампы, при срабатывании системы. Также данную технологию можно отключить.
Читайте также: Замена ограничителей дверей лада веста нового образца
Описание других противобуксовочных систем автомобилей
Система TRC — является антипробуксовочной системой, разработанной Toyota и применяется на авто марок Toyota и Lexus. Считается самой современной и эффективной антипробуксовочной системой на сегодняшний день.
Принцип работы TRC, такой же, как и ASR, но к работе подключаются все технологии безопасности автомобиля.
Видео про принцип работы системы регулирования тягового усилия TRC
К преимуществам этой технологии можно отнести следующие характеристики:
Видео обзор принципа работы:
Названий много, а суть одна
Противобуксовочная система имеет множество названий, хотя суть и принципы ее работы практически не меняются от слов, которыми она была названа. Приведем ряд примеров того, как разные производители автомобилей определяют одну и ту же технологию.
Применение
Противобуксовочная система TCS устанавливается на автомобили японской марки Honda. Подобные системы устанавливаются на автомобили других автопроизводителей, а разница в торговых названиях объясняется тем, что каждый автопроизводитель независимо от других разрабатывал противобуксовочную систему для собственных нужд.
Плюсы и минусы в работе антипробуксовочной системы автомобиля
К преимуществам данной технологии можно отнести следующие особенности:
Как работает антипробуксовочная система автомобиля
Антибукс использует датчики АБС (антиблокировочной системы) для контроля скорости вращения колес, а также блок управления, который анализирует и сравнивает показания этих датчиков с разных колес.
В первую очередь сравнивают скорость вращения ведущих колес с ведомыми, а затем между ними. Но при этом учитывается положение и угол поворота колеса.
При этом также активируются клапаны, обеспечивая поддержание давления до момента, когда сцепление на буксующем колесе сбрасывается (притормаживает) после чего давление падает.
TSC по-разному влияет на двигатель, в зависимости от дорожных условий. При запуске система часто воздействует на дроссельный узел. И тогда, как бы сильно водитель ни нажимал на дроссель, двигатель будет тормозить до тех пор, пока не восстановится скорость вращения колес.
А вот на высоких скоростях (свыше 80 км/ч) все иначе: есть возможность изменить угол опережения зажигания, принудительно создать свечные промежутки или временно отключить форсунки. Все зависит от решения, которое использовали конструкторы для организации работы TCS.
В автомобиле работа системы выглядит так:
Примечательно, что TCS можно отключить, для чего на приборной панели есть специальная клавиша. Но автопроизводители не рекомендуют этого делать, особенно начинающим водителям.
Опытному водителю система может мешать. Например, она будет заглушать двигатель при обгоне по бездорожью.
Хотя многие опытные водители отмечают, что противобуксовочный механизм несколько снижает работоспособность автомобиля, для неопытного автомобилиста «антибукс» система – жизненная необходимость, особенно при потере контроля над дорожной обстановкой, например, в плохую погоду.
При желании TCS отключается специальной кнопкой, но перед этим стоит еще раз вспомнить список тех преимуществ, которые недоступны при отключении.
Читайте также: От чего подходит стартер на ауди 80 б3
Частые причины неисправности
Работоспособность противобуксовочной системы TCS напрямую зависит от состояния ABS.
Наиболее частые причины выхода из строя:
После устранения неполадок многих автомобилей ошибка все еще активна. Для устранения ошибки требуется выполнить определенную последовательность действий в динамическом режиме (ходовые испытания). Это может быть движение автомобиля с последовательными поворотами и остановками. Например, в автомобиле Mercedes Sprinter это четыре последовательных поворота налево с торможением.
Другие типы противобуксовочных механизмов
TRC (Traction Control, в переводе с английского «контроль тяги»)
Лидер японского авторынка Toyota использует в своей антипробуксовочной системе TRC более сложный механизм, чем ТСS. На сегодняшний день многие специалисты признают, что TRC – самый современный и надежный «антибукс» из известных
Принцип работы отличается тем, что большинство систем работают только в связке с ABS, а TRC использует для согласования все системы безопасности автомобиля. На данный момент аналога нет.
Особого внимания заслуживает система ESP. Она отвечает за курсовую устойчивость авто, предотвращая его боковое скольжение, срыв в занос и вращение. Если ABS работает во время торможения, TRS и ASR при разгоне, то ESP – при поворотах и выполнении маневров.
Как работает Electronic Stability Program?
ESP сравнивает заданное водителем направление движения с реальным. Весь контроль осуществляется по сигналам от датчиков десятки раз в секунду, практически автомобиль постоянно находится под контролем электроники. Если появляется расхождение между заданным и фактическим направлением перемещения, т.е. началось скольжение или занос, ESP за доли секунды принимает необходимые меры по его устранению.
ESP — это полезная система, которая действительно помогает, особенно в зимних условиях. Благодаря ей аварийность снизилась на 30%.
Можно ли отключить ESP?
Эту активную систему безопасности можно деактивировать. В некоторых случаях деактивация даже рекомендуется: например, при движении по рыхлому грунту.
Антипробуксовочная система (АПС) — советы опытных автовладельцев
На неровных поверхностях тормозной путь значительно удлиняется, за счет «подпрыгивания» колес. Последние теряют контакт с дорожным покрытием и перестают поворачивать. АПС считывает ситуацию как блок и перестает тормозить.
Когда колеса «находят» дорогу, система некоторое время перестраивается. Опытные водители рекомендуют снижать скорость автомобиля для оптимизации работы ABS.
Важно понимать, что именно человек отвечает за управление автомобилем, поэтому важно не терять бдительность на протяжении всей эксплуатации транспортного средства. Например, для повышения эффективности АБС имеет смысл сделать серию нажатий на педаль тормоза.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Покупая автомобиль, водитель зачастую даже не в курсе обо всех электронных “фишках”, которые в нем установлены. Одна из систем, которая обязательно устанавливается во все современные автомобили, это антипробуксовочная система. Она может иметь разные названия — TCS, ETS, ASR, STC и многие другие, но у всех у них практически идентичный принцип работы, а разница в названии лишь из-за патетных прав на технологии. В рамках данной статьи подробнее рассмотрим, что такое антипробуксовочная система, и зачем она нужна.
Какие бывают антипробуксовочные системы
Как отмечалось выше, антипробуксовочная система практически во всех автомобилях одинаковая. Отличаются они друг от друга лишь названием и некоторыми дополнительными функциями. Некоторые антипробуксовочные системы устанавливаются в автомобиле по умолчанию, другие предлагаются в качестве опций.
Читайте также: Лада веста комфорт цена на сегодняшний день
Самыми популярными на сегодняшний день антипробуксовочными системами являются:
Это далеко не все варианты антипробуксовочных систем автомобилей, которые представлены сейчас на рынке. Таких систем намного больше, и в некоторых деталях они друг от друга отличаются.
Зачем нужна антипробуксовочная система
Как можно понять из названия данной системы, она служит для снижения вероятности пробуксовки автомобиля. Многие водители не знают, но антипробуксовочная система включена в их автомобиле по умолчанию, и ее можно отключить из настроек через бортовой компьютер.
Принцип действия антипробуксовочной системы довольно простой. Если электронный блок управления автомобиля получает информацию о том, что машина имеет плохое сцепление с дорогой на одном из приводящих колес, то это колесо начинает крутиться медленнее, тормозя при помощи колодок, а крутящий момент усиливается на втором колесе, которое имеет более хорошее сцепление с дорогой. Это позволяет автомобилю выбраться из снега, грязи и других сложных дорожных условий.
Обратите внимание: Выше рассмотрен принцип работы антипробуксовочной системы для переднеприводного автомобиля. Но такие системы устанавливаются и на автомобили с полным приводом, и их работа ведется похожим образом, но с учетом особенностей полного привода.
Но антипробуксовочная система нужна не только, когда автомобиль застрял в плохих дорожных условиях. Ее работа ведется непрерывно все время, пока водитель управляет автомобилем. Считывая информацию с колес, ЭБУ контролирует оптимальное распределение момента между ними, чтобы автомобиль не пробуксовывал и не возникало других аварийно опасных ситуаций.
Примеры, когда еще работает антипробуксовочная система:
Еще один немаловажный момент, который стоит отметить, это снижение нагрузки на автоматическую коробку передач при использовании антипробуксовочной системы. Как известно, при пробуксовке масло в АКПП разогревается, что может вести к его перегреву и потере свойств, что впоследствие негативно скажется на элементах трансмиссии. Кроме того, антипробуксовочная система “притупливает” автомобиль на резких стартах, тем самым снижая нагрузку на гидротрансформатор.
Минусы антипробуксовочной системы
Для обычных водителей, которые привыкли к размеренной езде с комфортом, нет никаких минусов в антипробуксовочной системе, если она нормально работает. Но бывают ситуации, когда возникают сбои в программном обеспечении, либо изначально проблемы в прошивке, а иногда и неправильная работа датчиков, которые ведут к неверной работе антипробуксовочной системы. Она при неправильной работе может вызывать заносы и, наоборот, затруднять выезд при сложных дорожных условиях.
Для водителей, которые любят стартовать резко со светофоров, антипробуксовочная система может создавать проблемы в данном деле. Машина будет набирать обороты, но автомобиль резко не поедет, поскольку электроника начнет тормозить колеса для снижения вероятности пробуксовки.
Как отключить антипробуксовочную систему
Как отмечалось выше, в разных автомобилях устанавливаются разные типы антипробуксовочных систем. Отключаются и способы их отключения. Чаще всего это делается:
Обратите внимание: Имеются автомобили, в которых невозможно отключить антипробуксовочную систему.
Способ отключения антипробуксовочной системы, если он имеется, должен быть указан в книге по технической эксплуатации автомобиля.
(15 голос., средний: 4,60 из 5)
Оцените статью!