Connect with us

Hi, what are you looking for?

Авто

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

В зависимости от температуры двигателя и комплектации Весты электровентилятор системы охлаждения может работать в двух режимах (низкая и высокая скорость вращения). Если двигатель перегревается, первым делом убедитесь в исправности вентилятора. Если он не включается в нужный момент, выполните его проверку.

Инструкция для автомобили Лада Приора, Калина, Гранта, Ларгус и Нива 4х4 отдельная. Далее речь пойдет про Lada XRAY и Vesta.

Порядок проверки вентилятора системы охлаждения:

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Порядок проверки блока управления электровентилятором:

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Подключаем к электровентилятору напряжение 12 В от аккумулятора:

А вы сталкивались с проблемой, когда вентилятор радиатора не включается из-за чего двигатель начинает перегреваться? В чем была причина неисправности? Напомним, другие инструкции по ремонту, обслуживанию и доработке можно найти в этом содержании для Весты или для XRAY.

На автомобилях Lada Vesta с климат-контролем устанавливается система автоматического управления климатической установкой (САУКУ). Устройство, замена, конфигурирование и диагностика неисправностей этого блока представлена в технологической инструкции (ТИ 3100.25100.12066).

СодержаниеПоказать

Устройство САУКУ

В состав системы автоматического управления климатической установкой (САУКУ) входят:

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Рисунок 1-1 – Панель управления климатической установкой: 1 – панель; 2 – выключатель кондиционера; 3 – выключатель рециркуляции; 6 – рукоятка управления температурой подаваемого воздуха; 7 – рукоятка регулирования воздушного потока; 8 – переключатель режима направления потока воздуха “На стекло”; 9 – переключатель режима направления потока воздуха “В ноги”; 10 – переключатель режима направления потока воздуха “В лицо”; 11 – выключатель обогрева заднего стекла; 12 – выключатель режима “Defrost MAX”; 13 – выключатель режима “AUTO”

Панель, рисунок 1-1, управления САУКУ расположена в консоли панели приборов.

Контроллер САУКУ расположен за вещевым ящиком на кронштейне поперечины панели приборов.

Контроллер САУКУ получает сигналы с панели управления САУКУ, ДТИ, ДТВС, а также информацию о температуре наружного воздуха по шине CAN.

Контроллер САУКУ использует полученные сигналы при выдаче запроса на включение компрессора кондиционера на контроллер ЭСУД и при управлении исполнительными механизмами системы: электровентилятором отопителя и моторедукторами распределения воздушного потока, заслонки воздухосмешения, заслонки рециркуляции воздуха.

Контроллер САУКУ выдает запрос на включение компрессора кондиционера при следующих условиях:

Контроллер САУКУ выключает компрессор кондиционера при температуре испарителя ниже 0 °С для предотвращения обмерзания испарителя, что может привести к повреждению компрессора.

Назначение контактов разъёма контроллера САУКУ приведено в таблице 1-1.

Таблица 1-1 – Распиновка контактов разъёмов контроллера САУКУ:

Датчик температуры испарителя установлен на корпусе испарителя. ДТИ выдает на контроллер САУКУ сигнал, значение которого зависит от температуры испарителя. Значение сопротивления ДТИ в зависимости от температуры приведено в таблице 1-2.

Датчик температуры воздуха салона установлен в корпусе облицовки датчика дождя.

ДТВС выдает на контроллер сигнал, значение которого зависит от температуры окружающего воздуха. Значение сопротивления ДТВС в зависимости от температуры приведено в таблице 1-2.

Таблица 1-2 – Зависимость сопротивления (R) ДТИ и ДТВС от температуры (T)

При поступлении запроса на включение компрессора кондиционера с контроллера САУКУ контроллер ЭСУД включает компрессор кондиционера в зависимости от давления хладагента в системе кондиционирования.

Информация о давлении на контроллер ЭСУД поступает с датчика давления хладагента (ДДХ), установленного в моторном отсеке на трубопроводе высокого давления справа от радиатора системы охлаждения двигателя.

В целях безопасности контроллер ЭСУД отключает компрессор кондиционера при следующих условиях:

В систему кондиционирования воздуха входят следующие элементы:

Функциональная схема системы кондиционирования приведена на рисунке 1-2.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Рисунок 1-2 – Функциональная схема системы кондиционирования (значения давления и температуры являются ориентировочными и зависят от высоты)

Принципиальная схема САУКУ автомобилей LADA VESTA приведена на рисунке 1-3.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Рисунок 1-3 – Принципиальная схема САУКУ автомобилей LADA VESTA: 15 – предохранитель 60А (F70); 51 – ЦБКЭ (контроллер ВСМ); 117 – датчик температуры воздуха салона; 159 – отопитель в сборе; 160 – контроллер САУКУ; 164 – панель управления САУКУ; 169 – реле электровентилятора отопителя (К5); 208 – предохранитель 30А (F45); 215 – предохранитель 5А (F31)

Читайте также:  Привод fwd что это значит

Коды неисправностей САУКУ

Просмотр кодов неисправностей возможен с помощью диагностического прибора Grade-X в режиме “Ошибки”. Перечень кодов неисправностей приведен в таблице 3-1.

По каждой обнаруженной неисправности в памяти контроллера САУКУ сохраняется:

Код неисправности сохраняется в памяти со статусом “активный”, если последний диагностический тест завершен с отрицательным результатом.

Код неисправности сохраняется в памяти со статусом “неактивный”, если последний диагностический тест завершен с положительным результатом, но предыдущие были завершены с отрицательным результатом. Такое проявление возможно, если в автомобиле присутствует непостоянная неисправность. Причиной непостоянной неисправности может быть повреждение изоляции проводов, повреждение контактов в соединительных колодках, ненадежное соединение колодок.

“Неактивный” код неисправности стирается из памяти, если диагностические тесты завершены с положительным результатом в определенном количестве последних циклов включения / выключения зажигания.

Для удаления кодов из памяти контроллера САУКУ после завершения ремонта стереть коды с помощью диагностического прибора в режиме “Ошибки; Стереть и обновить”.

Совет: Для считывания ошибок в электронных блоках владельцы автомобилей часто пользуются ELM327 адаптером (купить на Ali) и приложением OpenDiag в смартфоне.

Таблица 3-1 – Перечень кодов неисправностей САУКУ:

Код неисправностиОписание неисправности

В1101-11Датчик температуры воздуха салона – короткое замыкание на массу

В1101-15Датчик температуры воздуха салона – обрыв цепи или короткое замыкание на бортовую сеть

В1104-11Датчик температуры испарителя – короткое замыкание на массу

В1104-15Датчик температуры испарителя – обрыв цепи или короткое замыкание на бортовую сеть

В1105-49Контроллер САУКУ – внутренняя неисправность электроники

В1105-55Контроллер САУКУ – отсутствует конфигурирование

В1109-12Управление вентилятором – короткое замыкание на бортовую сеть

В1109-14Управление вентилятором – обрыв цепи или короткое замыкание на массу

В1150-08Неисправность шины LIN1

В1151-08Неисправность шины LIN2

В1160-12Моторедуктор заслонки рециркуляции воздуха – короткое замыкание на бортовую сеть

В1160-14Моторедуктор заслонки рециркуляции воздуха – обрыв цепи или короткое замыкание на массу

В1161-12Моторедуктор распределения воздушного потока – короткое замыкание на бортовую сеть

В1161-14Моторедуктор распределения воздушного потока – обрыв цепи или короткое замыкание на массу

В1171-12Моторедуктор заслонки воздухосмешения – короткое замыкание на бортовую сеть

В1171-14Моторедуктор заслонки воздухосмешения – обрыв цепи или короткое замыкание на массу

В11А7-02Панель управления – обрыв цепи, короткое замыкание на массу или короткое замыкание на бортовую сеть

U3003-16Электропитание ЭБУ: неисправность питания

Напомним, другие сборники Технологических Инструкций по Lada Vesta выложены тут.

Необходимость выполнения данной работы определяем в ходе проверки технического состояния системы охлаждения (см. «Система охлаждения — проверка технического состояния»).

Последовательность выполнения

1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду и подготавливаем его к выполнению работы (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).

2. Снимаем глушитель системы впуска воздуха (см. «Воздушный фильтр — снятие и установка»), освобождая доступ к блоку управления электровентилятором.

3. Нажав фиксатор, отсоединяем колодку жгута проводов от блока управления электровентилятором.

4. Освобождаем фиксатор соединительной колодки жгута проводов.

5. Отсоединяем колодку жгута проводов от блока управления.

6. Внешним осмотром проверяем состояние выводов соединительных колодок. При обнаружении окис-лов, обрабатываем выводы средством для очистки и защиты электрических контактов.

7. Нажимаем фиксатор —

8. Внешним осмотром убеждаемся в целости спирали, отсутствии обугливания и других повреждений.

9. Омметром проверяем добавочный резистор блока на обрыв спирали. При обнаружении неисправности заменяем блок управления.

10. Устанавливаем блок управления электровентилятором в обратной последовательности.

Сборка и установка

Собираем и устанавливаем электровентилятор в обратной последовательности.

Снятие и установка блока управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции

Для работы потребуются: ключ TORX T20, пластиковая монтажная лопатка или отвёртка с тонким плоским лезвием.

Читайте также:  Lada Vesta SW Cross 2021-2022 отзывы владельцев

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

2. Снимите крышку блока предохранителей.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

3. Выверните два винта крепления левой стороны накладки консоли.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

4. Снимите перчаточный ящик .

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

5. Выверните винт крепления правой стороны накладки консоли.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

10. Сожмите фиксатор и отсоедините колодку жгутов проводов от блока выключателей.

11. Выверните два винта крепления накладки консоли, расположенные под блоком выключателей.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

12. Отведите накладку консоли на длину присоединенных проводов.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

13. Отсоедините колодки жгутов проводов от блока управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции и снимите накладку консоли.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

14. Выверните винты крепления блока управления к накладке консоли.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

15. Снимите блок управления.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

16. Установите блок управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции в порядке, обратном снятию.

Колодки электрических разъёмов жгута проводов для подключения к блоку кнопочных выключателей и для подключения к блоку управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции отличаются цветом, но имеют одинаковые соединительные размеры. При сборке не перепутайте их: колодка к блоку кнопочных выключателей – белая, колодка к блоку управления – черная.

Отопитель (печка) и система вентиляции

Система отопления, кондиционирования и вентиляции представляет собой единый комплекс, обеспечивающий максимально комфортные условия в салоне автомобиля независимо от погодных условий и режима движения. Система включает в себя отопитель (повышает температуру воздуха при любых режимах работы системы), кондиционер (снижает температуру и влажность воздуха), воздухонагнетатель (с вентилятором), воздуховоды с фильтром (обеспечивают воздухообмен в салоне, очищает воздух от пыли), а также систему управления (управляет всеми элементами системы для получения заданных параметров комфорта).

На автомобиле установлен отопитель салона жидкостного типа. Нагрев воздуха, происходит за счет теплообмена в радиаторе отопителя.

Примечание
Система отопления начнет работать с максимальной эффективностью только после того, как охлаждающая жидкость в двигателе нагреется до температуры свыше 80 °C.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Рис. 9.1. Элементы системы отопления, кондиционирования и вентиляции, расположенные в салоне (вид со снятой панелью приборов): 1 – воздуховод левого бокового сопла панели приборов; 2 – корпус климатического блока; 3 – воздуховод подачи воздуха в зону ног водителя; 4 – воздуховод подачи воздуха в зону ног левого заднего пассажира; 5 – заслонка подачи воздуха в центральное сопло панели приборов; б – воздуховод обдува ветрового стекла; 7 – каркас панели приборов; 8 – воздуховод правого бокового сопла панели приборов; 9 – воздуховод подачи холодного воздуха в перчаточный ящик; 10 – воздуховод подачи воздуха в зону ног правого переднего пассажира; 11 – воздуховод подачи воздуха в зону ног правого заднего пассажира

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Наружный воздух проходит в отопитель через короб воздухопритока (решетка для наглядности снята), расположенный между ветровым стеклом и капотом. Затем воздух через фильтр попадает в корпус климатического блока и в зависимости от положения заслонки регулятора температуры воздуха поступает или через радиатор отопителя, или минуя его сразу в воздуховоды панели приборов.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Тепловая эффективность системы отопления салона автомобилей Lada Vesta значительно выше по сравнению с предыдущими моделями автомобилей ВАЗ. Это достигнуто комплексным решением ряда технических вопросов.

1. Увеличен расход охлаждающей жидкости через радиатор отопителя: при закрытом термостате (малый контур) в радиатор направляется весь поток охлаждающей жидкости. Это стало возможным при последовательном подключении радиатора отопителя, в отличие от ранее принятого параллельного подключения.

2. Увеличена тепловая эффективность радиатора отопителя в результате изменения его конструкции:

– применена одноходовая схема протока охлаждающей жидкости вместо двухходовой: это снизило гидравлическое сопротивление и увеличило проток жидкости через радиатор отопителя;

– плоские алюминиевые трубки вместо цилиндрических имеют большую поверхность теплообмена;

– припаянные гофрированные пластины оребрения вместо напрессованных плоских пластин улучшили теплоотдачу.

3. Исключена возможность «завозду-шивания» радиатора отопителя за счет гарантированного удаления воздуха потоком охлаждающей жидкости уже при минимальной частоте холостого хода двигателя. Это достигнуто за счет изменения схемы протекания охлаждающей жидкости через радиатор отопителя в сочетании с увеличенным расходом жидкости и пониженным гидравлическим сопротивлением (см. п. п. 1 и 2).

Читайте также:  Воздушный фильтр нового образца лада веста

4. Улучшены аэродинамические и расходно-напорные характеристики вентилятора и элементов системы отопления салона автомобиля (воздуховодов, дефлекторов и т. д).

Особенности устройства системы вентиляции и движения воздушных потоков отопителя

На автомобиле применена система вентиляции приточно-вытяжного типа. При опущенных стеклах боковых дверей наружный воздух поступает в салон через окна.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Если боковые стекла закрыты, воздух с улицы поступает в салон через короб воздухопритока 5 (рис. 9.5), расположенный между ветровым стеклом и капотом, меняет направление и отделяется от дождевой воды. Под коробом воздухопритока находится воздухонагнета-тель. Воздух из воздухонагнетателя подается вентилятором 9 в корпус 14 климатического блока и в зависимости от положения заслонки 13 регулятора температуры воздуха поступает или через радиатор 4 отопителя, или минуя его сразу в воздуховоды панели приборов. При этом количество поступающего в салон воздуха в основном определяется режимом работы вентилятора, поэтому его нужно включать даже во время движения с высокой скоростью.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Бесступенчатое перемещение заслонок 2, 3 и 13 осуществляется электрическими моторедукторами с обратной связью (вид со снятой палью приборов).

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Вентилятор обеспечивает принудительную подачу наружного воздуха в салон.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Рис. 9.5. Схема движения воздушных потоков в системе вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха: 1 – дефлекторы обдува ветрового стекла; 2 – заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам ветрового стекла и дефлекторам панели приборов; 3 – заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 4 – радиатор отопителя; 5 – короб воздухопритока; б – воздухозаборник в салоне автомобиля; 7 – заслонка системы рециркуляции воздуха; 8 – фильтр поступающего в салон воздуха; 9 – колесо вентилятора; 10 – электродвигатель вентилятора; 11 – испаритель кондиционера; 12 – дренажное отверстие для слива конденсата; 13 – заслонка регулятора температуры; 14 – корпус климатического блока; 15 – воздуховоды обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 16 – дефлекторы панели приборов

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Для уменьшения вибраций и обеспечения высокого комфорта пассажиров колесо вентилятора изготовлено методом точного литья под давлением и после сборки с электродвигателем балансируется грузиками закрепляемыми на лопатках крыльчатки.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Для получения разных значений частоты вращения вентилятора в цепи питания электродвигателя установлен электронный регулятор.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Воздушный фильтр, размещенный в корпусе климатического блока, очищает поступающий в салон воздух от частиц грязи и пыльцы.

Бумажный фильтрующий элемент воздушного фильтра (фильтр салона) заменяйте через 30 тыс. км пробега или 2 года (в зависимости оттого, что наступит раньше) . Однако его состояние в значительной степени зависит от условий эксплуатации автомобиля: на очень пыльных и загрязненных дорогах элемент засоряется быстрее.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Вытяжная вентиляция осуществляется через два специальных отверстия расположенных на боковых стенках багажника, под облицовками.

Примечание
Эффективная работа вытяжной вентиляции улучшает температурный режим в салоне и уменьшает образование конденсата на стеклах окон.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Со стороны улицы отверстия вытяжной вентиляции закрыты блоками лепестковых клапанов, которые установлены на задних крыльях, в полости заднего бампера (вид со снятым задним бампером).

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Датчик температуры наружного воздуха расположен в полости переднего бампера, в защищенном от солнечного излучения и вентилируемом месте. Однако он подвержен воздействию таких факторов, как теплый воздух от двигателя и излучение от нагретого асфальта.

Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180Блок управления электровентилятором — замена Lada Vesta ВАЗ-2180

Поэтому его показания иногда могут быть несколько завышенными, особенно после долгого простаивания в пробках. Показания наружной температуры можно считать правильными при движении не менее 10 мин со скоростью не менее 40 км/ч.

Оцените статью!