И так эта история длится уже достаточно давно, началась она со случайного знакомства с человеком из далекого от меня города, но он ( is-is ) оказался по духу мне весьма близок.
Сам я работаю в автосервисе, и как правило совета спрашивали у меня, но тут оказалось, что мой новый друг вкусе многих проблем и нюансов лады Vesta. Автомобили у нас были идентичные и желание сделать из авто нечто большее чем просто жоповоз совпадало.
На момент знакомства, оба автомобиля имели ряд доработок, мы охотно делились друг с другом информацией, обсуждали планы по дальнейшему улучшению автомобиля. В чем-то были разногласия, но то, что нужно больше комфорта и динамики было единогласно! Как-то он меня пригласил в московскую техничку по весте в ватсап, и вот с этого момента начинается наша историю по созданию альтернативной опоры двс.
В чате очень часто поднималась проблема опоры двигателя, основные жалобы были на посторонние звуки при работе подушки, отдельный контингент был недоволен сильной раскачкой двс, кого-то беспокоила вибрация.
Хотелось бы стразу уяснить что происходит при обращении по гарантии, я сам однажды проходил эту процедуру, в то время правда офф дилер менял всем подряд данный узел на новый. Но потом завод объявил определенные условия и обстоятельна которые должны присутствовать.
И так шум при работе правой опоры двс (цоканье), чем-то он похож на неисправную стойку стабилизатора. При его наличии дилер обрабатывает силиконовым составом опору, звуки пропадают на какое-то время. Наверно все когда-то обрабатывали уплотнители дверей силиконом? Они при этом впитывают силикон, разбухают, и не примерзают двери. Так вот опора тоже его впитывает и начинает изнашиваться еще быстрее. Рано или поздно проблема цоканья возвращается!
Снова едем к дилеру, быстрый вариант снова силикон, второй вариант замер зазора между резиной и алюминиевым корпусом.
Щуп 2 мм лезет? Да! =» замена. У вас появляется НОВАЯ, абсолютно такая же опора, и в конечном итоге те же проблемы.
Есть случаи, когда людей она не беспокоит. Ну тут возможно пользователи не привередливы, либо считают, что у них все нормально и их это устраивает. Еще возможно у вас сразу после покупки машины в багажнике появился саб 15ха и майфун всегда включается до начала движения автомобиля в добрый путь)))) Тут каждому свое.
Многие пытались доработать штатную, на сколько успешно не могу сказать. Я понимал, что проблему надо решать кардинально. Еще был такой момент что болты крепления опоры М10, а размер отверстия в опоре примерно 13мм. При резких стартах, были случаи смещения кронштейна. Так же бывало, что болты отрывало, но думаю это вызвано отсутствием номинального момента затяжки.
Извлекал такие сам неоднократно! или при демонтаже выходили с резьбой из кронштейна ( с завода стоят на резьбовом фиксаторе)
Вот примеры доработок штатной опоры.
Ноу комент)))) психоз фантазии.
Пример увеличенного зазора.
Подготовка опоры под ралли кросс. рено логан. вибраций море, но держит как надо!
В какой-то момент в чате появилась ссылка на человека, ( newsouth ) который изготавливает альтернативу заводским опорам на хонду цивик и живет в моем городе!)
Далее началось обсуждение: мол чем веста не иномарка? На многих машинах установлены гидравлические опоры ДВС. И ведь на самом деле, просто автоваз решил тут сэкономить, за основу была взята опора от логана, видоизменен кронштейн и все.
Оно в принципе то и понятно, машина бюджетного класса. Но согласитесь, после чепырки веста далеко не ведро с болтами)))
Через месяц звонок: ну что, будем делать? Конечно, будем радостно ответил я!)
Началось все конечно же с поиска б.у. опоры, без машины я ходить не хотел, а ее нужно было демонтировать и отдать Александру для замеров. Написал ребятам в группу они предложили скинуться, и вот опора приобретена.
Первый опыт был, конечно комом, она не встала вообще.
По отверстиям даже близко не попали(
На второй раз было куда ближе к истине, по крайней мере мы уже начали понимать, что и где подправить. Без напильника, болгарки, дрели и дуговой сварки не обошлось))))
и вот вроде пробный вариант готов, далее выбор за самой подушкой. Изначально хотели использовать бюджетный вариант, все вроде хорошо, мотор перестал ходуном ходить, НО вибрация. Вот тут было разочарование. Несколько тестов показали, что бюджетный сегмент опор, не убирает вибрацию. Выбор пал на опору двигателя LEMFORDER 2495601 BMW: 3 (E46).
Вибрация практически пропала, особенность опоры в том что она гидравлическая ( имеет несколько слоев: металл, масло, резина)
а) на холостом ходу, опора мягкая:
б) в движении, опора жесткая:
1 – нижняя (расширительная) камера;
2 – дросселирующий канал;
3 – верхняя (рабочая) камера;
4 – подвижная мембрана;
5 – корпус гидроопоры;
6 – канал демпфирующей жидкости.
Тыкать острыми предеметами не стоит )))
Ездил я несколько недель, впечатления только положительные, потом пришлось ее демонтировать для дальнейшей доработки кронштейнов. После установки штатной восвояси желание выкинуть ее не покидало меня ни дня)))))
Мы переделали чертежи до конечного варианта.
Кронштейн крепления к ДВС.
сделали заказ на производство, которое занимается металлообработкой. Через несколько дней, звонок, мол готово. Забираю детали, что-то с ними не так! Это вообще не то, что мы планировали, все отверстия смещены.
Следующая партия была очень близка к конечной, благо упорство Александра, и долгие переговоры с начальством дало плоды. Нам сделали ДВЕ штуки))))) и они практически подошли на машину, мы немного их догнули под номинальный размер.
Одна сразу была установлена на мою машину, и по сей день там живет.
На моем авто!
Вторая уехала в Нальчик и будет установлена на злую атмо весту 180сил. Ждем с нетерпением отзыв.
Что нас очень порадовало, и мы сразу устранили изъян, так появилось втрое ребро жёсткости.
Второе ребро получилось почти по центу опоры.
По сути, оно там планировалось изначально, но место, где стоит новая опора на кузове ближе к моторному щиту имеет торчащий элемент, пришлось доработать чертеж что бы установка была болт- болт.
Подбор крепежа тоже был целой историей, нужны были болты с максимально компактной головой, при этом прочность не ниже 10.9 и длина резьбовой части немного больше штатных. В итоге был найден болт с цилиндрической головкой и внутренним шестигранником классом прочности 12.9 (инструмент необходимый для установки шестигранник на 8)
Под болты устанавливаются шайбы гбц 2112.
Как будто тут и были )
Болты крепления площадки остались штатные, не смотря на их длину, внутри лонжерона им ничего не мешает.
Кронштейны крепления гидроопоры для Lada Vesta изготавливается на предприятии занимающимся металлообработкой, всё от нарезания, развёртки на лазере и гибки. Шов на кронштейне к ДВС делается полуавтоматом, а его обратная сторона (аргонная) сварка TIG. После чего все отправляется на порошковую покраску с последующим запеканием.
Выбрали вариант черный матовый!
Спасибо все кто дочитал до конца!
Будет еще не одна статья, если хватит терпения. Запас тюнячек на авто большой ))).
Доброго времени суток. Давно не было постов на Пикабу, а работа над опорами продолжалась!
Я думаю многие помнят анекдот про то как мужик сделал лишнее отверстие в стене когда планировал вешать картину, на что его вторая половина сказала: если есть две дырки, надо использовать обе!
Так вот АвтоВАЗ тоже нам оставил две “дырки”. И мы их использовали. Правда придется сделать ещё две, но красота требует жертв!
И так радостно осознавать что работа в плане подушек над вестой закончена. Больше тут ничего делать не надо. Результат присутствия двух опор снизу сразу на лицо. Причем их не нужно использовать жёсткие. Достаточно чтобы они имели небольшой ход, и были эластичные. Работает все это дело как положено, за счёт правильного расположения. До сих пор не понимаю почему люди ставили гитару спереди наоборот. Достаточно взять 2112 16кл и посмотреть как там это было с завода установлено. Толщину профиля взяли максимальную которую смогли найти. Расположение над лонжеронами дало установку защиты без вмешательства.
Крайне рекомендую прочистить отверстия в блоке мечиком М10 1.25 во избежании приключений. Мало ли блок лопнет))) люди бывают разные но обычно сил много у всех. Опору взяли от приоры два, склонялись изначально к алюминию. Метал кронштейна 5мм. Более чем достаточно.
Читайте также: Ресурс двигателя Лады Веста 1.6, 1.8
Из плюсов низкий центр тяжести авто, уменьшение колебаний ДВС, более четкие переключения, при пробуксе паук 4.2.1 с меньшей вероятностью будет долбить в туннеле.
Снимал специально заднюю ездил только на передней. Разница ощутима. И наоборот. Когда их две совсем другое дело и она должна стоять и именно спереди. А не две сзади.
Минус нужно будет в боковых лонжеронах просверлить два отверстия. В остальном ничего сложного.
СодержаниеПоказать
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
У нас запрещено:
-Публикация видео с тематикой ДТП (исключение: авторский контент с описанием).
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
У нас разрешено:
-Создавать интересный контент.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.
Читать ещё на Пикабу
Всегда бесила рамка для номеров от дилера из-за рекламы, с ними вид авто становится пёстрым. Как-то вечером отломал нижнюю часть рамки с рекламой и ездил так.
Потом дошли руки до самоклеющейся подложки под номера, типа VAG-овских. Наклеил и назад и вперёд.
Однажды случайно заметил на Audi A6 что передний гос номер находится под накладной бампера, и на вид как будто встроен в бампер.
Оригинальная деталь для Ауди: www.drive2.ru/parts/vag/4f0807285a1qp/B-ZLwEAAAKUНа драйве2 есть пример вот тут www.drive2.ru/l/9552903Мне очень понравилась такая реализация рамки из-за отсутствия видимых крепежей и минимализм. Кроме номера в облике авто нет ничего инородного.С этого дня загорелся идеей реализовать такую рамку и на Весту.Думал найти старый бампер от 2109, вырезать окошко под номер и снизу прикрутить саморезами, а сверху просверлить в бампере отверстия и просто вдеть рамку туда.
Но меня беспокоил стык вокруг этой трапеции — никак нельзя было замаскировать.
Искал б/у бампера, чтобы вырезать там окошко под номер и сделать просто как накладку. На кросс очень дорогие, на обычные Весты все крашеные и формовка странная, были технические прямоугольники. И чисто случайно заметил что на обычных Вестах решетка радиатора идёт как раз с черной некрашеной накладкой. Нашел на Авито за 300₽ — счастью тракториста не было предела!
Даже получилось вырезать и сделать рамку, о которой так мечтал.
Но, к сожалению, из-за толщины детали не получалось использовать её как накладку.Начал искать в Уфе мастерские с вакуумной формовкой, их очень мало, и те что были не хотели браться за такой кипиш.Закупился стеклотканью, смолой и начал творить. Меня хватило на 1 слой, в кабинете бардак, везде ворсинки стеклоткани. Забил на это дело.Нашел мастера, который ремонтировал боксы (багажники) и он согласился мне помочь. Но сразу предупредил что это выйдет дорого. Цена в 3000₽ меня вполне устроила, учитывая что много времени и денег на покупку материалов убил на эту идею, и хотелось побыстрее реализовать и радоваться жизни.Через неделю была готова рамка!
Нужно было вырезать пазы чтобы рамка вошла в щель между бампером и решеткой радиатора. В отличие от обычных Вест — это две разные детали.
Сверился с фотками из инета и примерно знал как вырезать. Всё получилось нормально.
И наконец конечный результат:
Когда проверяли Весту только по отчётам
На осмотре Лада Веста 2016 года, 3 владельца, с заявленным пробегом 125 000 км.
Купили автотеку и отчеты с других баз, пробег подтвердился. Ограничений нет.
Пробег на приборной панели совпадает с объявлением, что уже хорошо.
В салоне сиденье грязное, но в хорошем состоянии.
Кнопка открытия багажника очень стёртая. Что уже странно.
Под ручником, есть след от индикатора ГБО. Как говорит владелец, это осталось от предыдущего собственника. Оборудование сняли, в ПТС не вписывали.
Кнопки стеклоподъёмников стёртые.
Ещё одно подтверждение установки газового оборудования.
Для поиска оригинального пробега, подключаемся диагностикой. Благо в Весте он прописывается в трех местах.
Родной пробег 565801 км! Скрутили 440 тысяч километров!
Может она продаётся по низу рынка? Стоимость машины 750 000 рублей. К сожалению, цена не низкая.
Как думаете, у кого она была в такси? У первого или второго собственника?
На других платформах:ДзенВК
Главные новости АВТОВАЗа 19. 2022
На Lada Vesta большой спрос, но модель не будут выпускать еще пол года
Семейство Lada Vesta имеется очень большой запрос со стороны государственного спроса, а также со стороны спроса каршеринговых автомобилей и такси. Например, с Яндекс Такси запросили 50 тыс. автомобилей. Однако возобновление производства Весты планируют только весной 2023 года.
Об этом сказал президент компании в эфире телеканала РБК на площадке Восточного экономического форума.
Будет ли АВТОВАЗ повышать цены на LADA в конце 2022 года?
Цены на автомобили LADA поднимать пока не планируют, если не будет каких-либо отягчающих внешних факторов с точки зрения роста стоимости компонентной базы. Об этом рассказал в интервью “Известиям” президент АВТОВАЗа Максим Соколов.
АВТОВАЗ начал устанавливать на двигатель ВАЗ 11182 новый ремень ГРМ
АВТОВАЗ начал в сентябре оснащать 8-клапанные двигатели мощностью 90 лошадиных сил ремнями газораспределительного механизма, изготовленными компанией “Балаковорезинотехника”. Соответствующее письмо об изменениях в техдокументации завод уже направил в дилерские центры.Об этом пишет группа “Нетипичный АВТОВАЗ” в социальной сети. Новый ремень ГРМ придется менять в 2 раза чаще, то есть каждые 45 тыс.км пробега, а не 90, как раньше.
АВТОВАЗ разрешил дилерам LADA продавать китайские автомобили
Когда модельный ряд LADA был полным дилеры не испытывали экономических сложностей, поэтому АВТОВАЗ запрещал дилерским центрам LADA продавать машины других марок. Сегодня ситуация изменилась, поэтому АВТОВАЗ временно разрешил продавать официальным автоцентрам торговать китайскими моделями. Правда, с одним важным условием – не в ущерб бренду Lada, с полным соблюдением наших технологических стандартов.
Об этом сообщил вице-президент по продажам и маркетингу АО «АвтоВАЗ» Дмитрий Костромин порталу 110km.ru.
АВТОВАЗ ищет новых сотрудников с ЗП 25-60 тыс.р.
В 2023 году АВТОВАЗ планирует выпустить 500 тыс. автомобилей и выйти на объемы докризисного 2021 года. Для достижения поставленной задачи с сентября 2022 года стартует программа дополнительного набора сотрудников на площадку в Тольятти. Объем этого набора достаточно масштабен – потребуется еще около 4 тыс. человек. На заводе обещают платить от 25 до 60 тысяч рублей в месяц в зависимости от профессии.
АВТОВАЗ собирается установить на Lada Niva более мощный двигатель
Не одно поколение любителей Нивы критикуют АВТОВАЗ, желая, чтобы двигатель был более мощный и тяговитый. Президент завода услышал эти идеи и предложения и со следующего года обещает начать серийный выпуск Нивы с новым более мощным двигателем. Серийная Нива с более мощным мотором может получить в названии приставку Sport. По данным паблика «русский автомобиль», это будет переднеприводный двигатель 1,6-1,8. Его установкой займётся Лада Спорт.
Президент АВТОВАЗа Максим Соколов посетил Восточный экономический форум, на котором рассказал о будущем завода. Вот его основные заявления:
– Цена электрической версии Ларгуса, который выйдет менее чем за три года, может быть выше на 20-30% автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
– Выпуск Lada XRAY возобновлять не будут, у этой модели много деталей, которые сегодня заблокированы для поставок.
– Цены на автомобили LADA поднимать пока не планируют. При условии, что не будет каких-либо отягчающих внешних факторов с точки зрения роста стоимости компонентной базы.
– Треть элементов для сборки LADA еще не импортозамещены.
– Научно-технический центр АВТОВАЗа в ближайшее время начнет разработку кроссовера на базе Lada Vesta
– АВТОВАЗ планирует выпуск семейства автомобилей на новой платформе. Сейчас у них есть 25 различных прототипов новой модели.
– Новая стратегия концерна уже сформирована и будет предложена к рассмотрению на ближайшем совете директоров в сентябре этого года. После утверждения этих стратегических планов можно будет презентовать и конкретные модели, объемы и годы их выпуска.
Читайте также: Ауди 80 б3 блок предохранителей что отвечает
– АВТОВАЗ планирует вернуться к докризисным показателям уже в 2023 году
Если пост будет популярным, буду делать подобные подборки новостей каждую неделю.
А что выберешь ты?
Обновленная версия Lada Vesta теперь продаётся в Москве за столько, сколько в Германии стоит Audi A5 Sportback: https://autoreview.ru/articles/blog-avtorevyu/lada-vesta-ng
Lada Vesta прошивка ABS блока
Добрый день.В общем наш автопром всегда был интересным и беспощадным на доработки, и нашел я ещё одну, которую не могу осуществить в силу своего географического положения и не умением правильно гуглить.Дано: На любую весту можно загнать прошивку блока ABS от весты спорт. Что это даёт? ABS вмешивается позднее, меньше душит двигатель при разгоне, отключение esp с кнопки происходит не до 55кмч, а пока сам не захочешь включить. В общем на свой страх и риск, но меня конкретные изменения очень устраивают (не ради пушкогонки, а ради комфорта).Не дано: Не дано мне найти такого человека, который сможет прошить это дело в Волгограде. Так же собирался ехать отдохнуть в Краснодар, но и там не могу найти по интернету таких людей. Может кто знает, или сам умеет, поделитесь контактами, в целом даже готов рассмотреть соседние города, не очень далеко чтобы.
Привет, Пикабу. Писать особо не умею, но очень постараюсь рассказать эту историю интересно. Сразу признаюсь – где-то будет помогать жена) Как минимум, над заголовком она уже поработала))
Итак, я всю жизнь любил готовить. Даже вел свой кулинарный ютуб канал. Поэтому когда один приятель позвал на партнерстве в проект по продаже еды, я согласился.
Моя стоять на кухне
Торговали готовой едой в пластиковых боксах с островков в ТЦ. Жахнула пандемия, ТЦ закрыли, народ засел дома, приятель разочаровался и вышел из партнерства. Мы чуть не разорились.
Но несчастье помогло. Решили доставлять еду на дом.
Сами с женой сделали сайт на коленке, настроили рекламу в соцсетях, и за первый месяц получили с доставки выручку, которую островки не родили за год.
С названием-брендами-логотипами особо не парились, взяли свою фамилию.
Решили сразу отойти от конкурентов, пытаясь делать бюджетно и по-домашнему.
На тот момент из готовой еды были пицца-суши, шашлы, либо рационщики с уклоном в фитнес. Киноа, брокколи на пару, ягоды годжи и прочий герболайф для клиента с вечно пушистой костью. Нормальный борщ или котлету с пюрешкой НЕ по ресторанной цене было тупо негде заказать.
И мы стали делать для тех, кто любит простую домашнюю еду аля коклетки с пюрешкой, но не хочет готовить и мыть посуду. Чтобы они могли забить холодильник сразу на 5 суток, и не париться о том, есть ли в холодильнике что-то покушац.
Оказалось, чтобы вкусно накормить кучу народу, важнее всего уметь не готовить, а считать. А если надо еще и сделать доступные цены, это уже задача со звездочкой.
Начало. В кредитах и в жопе мира
Партнер, с которым мы начинали островки, ушел вместе с его кухонным оборудованием, помещением и деньгами. Поэтому собственную кухню с блэкджеком и индукцией мы делали в очень срочном порядке.
Сразу же случился факап. С помещением.
Первым словом в нашей задумке было бюджетно, а это сразу означало не в Москве 🙂 Нашли классное место в Ногинске. Близко, хорошая площадь, условия, да еще и рядом завод, где работают 300 человек, которым тоже надо кушать. Идеально! Но на этапе подписания документов выяснилось, что у нас субаренда, а у арендатора, который в этой пищевой цепочке перед нами – то есть снимает помещение у собственника – срок аренды заканчивается через 2 месяца.
Ясно, что через 2 месяца нам бы пришлось перезаключать договор дороже или идти нахрен. Идеальный вариант пропал.
В итоге резко нашли помещение в глухой деревне в Щелковском районе, в здании столовой давно закрытого совхоза, 186 квадратов. Через три недели оно было готово к работе.
На самом деле, собрать кухню несложно, если вы понимаете, что вы на ней будете делать. Для этого нужен профессиональный повар – он у нас был. Зная меню, он за один день напишет список нужного оборудования.
Тут есть нюансы. Например, если вы готовите 20 кастрюль супа одновременно – вам нужно не четыре шестиконфорочные плиты, а пять.
Кастрюль много не бывает
Потому что на одной плите должен постоянно стоять кипяток в нужном объеме. Шеф с хорошим технологом все это учитывают.
Дальше дело за деньгами. Поначалу влезли в долги. Причем банки начинающему бизнесу пожелают хорошего настроения и держаться, но денег не дадут. Поэтому брали кредиты на себя, как на физлиц.
Многие думают, что пищевое производство очень сложно согласовать со всякими инстанциями. На самом деле все не так ужасно. В Роспотребнадзор вы просто отправляете уведомление о том, что начали рабочую деятельность, они к вам приходят, все проверяют, ну и потом регулярно заезжают, берут пробы. Если работать в чистоте и по правилам – никто приставать к вам не будет.
Мойка инвентаря. Чистота – оберег от РПН залог здоровья
Меню. 130 блюд, которые надо постоянно обновлять
Изначально подбирали самые традиционные и понятные блюда. Такое, что люди сами дома готовят.
На завтрак каши, сырники, омлеты, сэндвичи, блинчики с разными начинками. На обед борщ, окрошка или уха. Но и модные крем-супы тоже добавили в меню. На второе – обычные котлеты или курица, мясо в соусе или рыба, плюс пюре, макароны, овощи или гречка для гарнира. Салаты – единственный раздел, где было что-то сложное. Ну и десерты, куда ж без сладенького.
Творожная запеканка перед запеканием и готовая.
И это весьма успешно залетело народу. Людей, которым не надо высокой кухни, а хочется просто вкусно покушац и чтобы не дорого – оказалось много.
Но меню невозможно высечь в камне раз и навсегда.
Во-первых, нам приходится слушать клиентов. Набежали безглютенщики – для них ввели дополнительные позиции, типа котлет без хлеба – теперь у них выбор из 20 блюд.
Или пришли качки и фитоняшки, кому важна калорийность еды. Мы сели, посчитали, сделали 15 вариантов готовых наборов от 1200 до 2200 калорий в день.
Брокколи и зеленая фасоль. Овощи уважаем
Во-вторых, само производство диктует условия. От шницелей остается много свиной обрези. Это классная свиная корейка, просто мелкими неровными кусками. Так не пожаришь, зато фарш выходит офигенный. Но котлет из него получится слишком много. И не заморозить – нужно место для других продуктов. Поэтому из фарша делаем и котлеты, и начинку для блинов, и фрикадельки в суп, и кладем его в греческую мусаку. И это только один пример, их таких десятки.
В итоге каждый месяц 5-7 блюд из меню убираем и добавляем 5-7 новых.
Тех. карта важнее поварского таланта
Что надо, чтобы наварить еды на сотни людей? Уметь готовить? Казалось бы: просто берем кастрюлю побольше и фигачим не 5 литров борща, а 50. Но нет. Нельзя просто так взять (с), и перенести опыт готовки со своей кухни на пищевое производство.
Вроде похоже на обычную кухню?
Но вообще-то нет
На производстве важна грамотная технологическая карта. По ней любому повару готовить проще и удобнее. Там написано: взять столько-то картошки, почистить, порубить конкретной насадкой на кубики вот такого размера, положить в кастрюлю, плюс вот столько воды и соли, варить столько-то времени. И так с любым блюдом, пошагово и подробно.
Это не просто рецепт, это технология готовки с учетом масштабов.
Допустим, вы умеете делать вкусную яичницу из 3 яиц и 2 кусков колбасы. Но если вам надо приготовить 300 яичниц, вы не можете просто взять всех продуктов в 300 раз больше. Потому что неизбежны потери, уварка-ужарка, а так же время готовки будет другое.
Чтобы составить тех.карту для готовки 300 яичниц в день, нужно встать к плите и пожарить прям 300 порций. Да, вы будете всей командой два дня питаться этой яичницей, накормите всех бездомных в округе, включая собак, но вы приобретете бесценный опыт.
Читайте также: Лада веста св кросс красный цвет и лада веста цвета кузова
Например выясните, что из 100 яиц на производстве у вас минимум 2, максимум 10 – разобьются. Неизбежно. При мытье, переноске и т.п.
Яйца мытые. Да, мыть яйца обязательно 🙂
И если вы это не запишете в тех.карте, то не сможете ни посчитать себестоимость блюда, ни спрогнозировать нужный объем закупок. И к концу месяца у вас на складе будет минус несколько десятков яиц. Такие неучтенные потери, если умножить на тысячи порций – это уже много денег и беда для бизнеса.
Более того, разное сырье предполагает немного разные тех.карты. Мурманская или фарерская форель – упитанная, а камчатская – тощая, как селедка, с нее больше отходов. И хотя блюдо из форели готовится одно и то же – затраты сырья будут разные.
Поэтому вот сейчас всей нашей затее уже четвертый год, а тех.карты все это время доводились до ума с учетом нового опыта и накопленных факапов, и будут доводиться дальше.
Персонал. Выгоднее возить с собой, чем искать новых
В пищевке сегодня с профессионалами туго. После кулинарных колледжей люди выходят полными нулями. Обвальщик (тот, кто отделяет мясо от костей) – исчезающе редкий специалист. Хотя профессия очень дорогая. За месяц 150.000+ заработать без проблем, если знать анатомию туши и работать быстро. Но нормального мясника днем с огнем искать. И так со многими позициями.
Шеф был свой, на всё готовый, из круга друзей. С остальным персоналом пришлось повозиться. Но нам повезло. В деревне, где было наше первое помещение в бывшей столовой, жили отличные кадры – бывшие сотрудники этой самой столовой, которые уже и не надеялись на рабочие места в родной глуши. Некоторые из них с нами до сих пор.
Например, одна из местных пенсионерок, ранее была заведующей этой самой столовой и с удовольствием заняла место старшего цеха на блинах.
Наши бесценные кадры
Она готовит те самые бабушкины блины. Домашние, жаренные вручную, тоненькие и не резиновые.
Пока одна партия блинов заворачивается, следующая уже на сковородах
Короче, ценных работников в команду отбирали поштучно, и до сих пор возим их каждый день на работу и с работы за свой счет, хотя давно переехали из той деревни в другой город, где помещение побольше.
Цены. Как делать нормальную еду со столовским чеком и работать в плюс
Как я сказал сразу, самое главное – уметь считать. И знать, как далеко от расчетов ты можешь отклониться. На цену влияет куча факторов.
1) Учет и контроль. В бюджетном сегменте надо видеть каждую копейку. Все неучтенное идет в убыток. Выяснили на своих ошибках. Было больно, но доходчиво.
В пищевке всегда воруют. По-любому повар попробует что-нибудь вынести с кухни – или хотя бы прикинет, как это можно сделать. Профдеформация. Мы просто стараемся держать это в рамках допустимого. Камеры везде, много.
Отчетность. Началась рабочая смена – отмечаем, какой объем на складе, сколько пришло в поставке. На кухню со склада продукты отдаются по весам. Повар берет ровно столько сырья, сколько нужно по тех.картам на пришедший объем заказов.
И если ему не хватило – кладовщик должен задать резонный вопрос: «Какого хрена? Либо своровал, либо напортачил. Пиши объяснительную для зав.производством».
Мы не можем экономить на сроке годности – типа купить со скидкой продукт, у которого осталось 2 дня, тут же его приготовить и подать. Потому что наши готовые блюда должны храниться 5 суток в холодильнике. Нам нужен свежак. И контроль складских остатков, чтоб ничего не залеживалось, не закупалось лишнего.
Это в ресторане готовят порционно 200-300 блюд за день для 15 человек, и каждый из них оставит вам 5-10 косарей за вечер – потери 10 рублей на килограмм готового продукта у вас отобьются.
А мы готовим по 6.000-10.000 блюд за день, ну и цены у нас другие. Поэтому, если потери перевалят за 2 рубля на кило – мы окажемся в убытке.
2) Поставщики и продукты. Поначалу, когда мы работали маленькими объемами, мы закупались тупо в METRO. Это дорого, но оптовики тогда надо мной ржали и говорили «Иди отсюда, мальчик, со своими 50 кг свинины. Приходи, когда будешь готов купить 1,5 тонны».
Тут тоже были разные факапы 🙂
Покупаешь у южных парней ящик отборных томатов, а потом выясняется, что сверху в ящике 2 слоя красивых помидорок, а все остальное – гнилье на выброс.
Ммм, что это? Салатик!
Или задачка: найти методом проб и ошибок куриное филе, не накачанное водой или гелем, чтобы оно не потеряло половину веса при жарке.
Или долбаный салат Айсберг. В России его вырастить не могут. То горчит, то полкочана пожелтело. Вот Иран выращивает отличный салат. Но однажды на таможне что-то случилось – и вся партия иранской зелени сдохла, стоя в очереди.
Поэтому стало легче, когда нашли специалиста по закупкам. Он знает, где взять крутые продукты подешевле, и меня лично научил тыще премудростей. Например, что должно быть написано на банке горошка, чтобы он был нежный и вкусный, а не сухое говно. Спойлер: ищите надписи «мозговых сортов» и «первый сорт».
Постепенно у нас росли объемы, подключались крупные поставщики. А чем больше закупка, тем выгоднее цена и предсказуемее качество.
Благодаря выходу на серьезные объемы мы смогли удержать цены низкими даже в ковиде, пост-ковиде и в диком 2022 году.
3) Кризисы и санкции. В начале 2022, конечно, мы словили панику, как и все. Закупились тем, что долго хранится. Забили морозильные камеры под потолок.
Замороженные белые грибы
В итоге 3 месяца держались на этих запасах, смогли сохранить для клиентов цены. А потом рынок подуспокоился, и чеки на закупки вернулись в более-менее адекватные рамки.
Повезло вовремя купить технику, например пароконвектоматы. Это такие здоровенные шкафы для приготовления много чего.
Купили их перед отпуском примерно за 400.000 рублей. Уехали в отпуск 19 февраля 2022, вернулись 6 марта. Тот же пароконвектомат стоил 1.800.000 рублей. Перекрестились левой ногой, что не отложили на потом.
Многое импортозамещается. Коллеги покупают китайские аналоги и не парятся, нормально работают. У нас вместо итальянского упаковочного аппарата теперь российский. Оказался надежнее и сильно дешевле в обслуживании.
Из потерь – некоторые полуфабрикаты. Например, фруктовые начинки для десертов. Приходится переизобретать, делать самим, включать в тех.карты доп.операции.
Итого, за 3,5 года мы выросли от 15-16 заказов в день до 30.000 клиентов. При этом у нас получилось сохранить цены на уровне в районе 500 рублей за еду на весь день, и не скатиться в невкусное.
Кроме Москвы и области мы стали доставлять в Спб и Нижний Новгород. Каждый день отправляем туда рефрижераторы со свежей партией охлаждённой готовой еды.
Комната шокового охлаждения
Рассчитываем открыть там франшизы. Чтобы в каждом регионе наладить свое производство, а не возить из Москвы.
Еще сейчас обустраиваем овощехранилище. В деревне у тестя присмотрел, от очередного бывшего совхоза осталось никому не нужное, но добротное сооружение, там температура летом чуть выше нуля.
Выкупили, приводим в порядок, покупаем оборудование, чтоб поддерживать там определенный газовый состав среды, и планируем закладывать туда картошку, свеклу и морковь.
Картошка на складе мечтает о собственном овощехранилище
Когда мы из начинающих энтузиастов переросли в компанию с определенным бэкграундом, растущим оборотом и новыми рабочими местами, у нас чудесным образом пропали проблемы с банками и лизингом.
Из удивительного – в один момент позвонили из московской администрации, сказали, что хотят выделить субсидию. И погасили половину из 4 млн расходов. Долго потом отходил от шока (точнее все еще отхожу).
Так что планируем кормить народ и дальше.
Если интересны более конкретные цифры, это тема отдельного поста. Дайте знать, если что, постараюсь расписать подробно.
Ну и не пинайте, пожалуйста, сильно, первый раз пишу на Пикабу, и сразу такую простыню)
Оцените статью!