Артикулы расходников и заправочные объемы lada vesta
22 август 2021 Лада.Онлайн
136 572
АВТОВАЗ рекомендует проходить техническое обслуживание (ТО) Lada Vesta каждые 12 месяцев или 15 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит раньше. Если некоторые запчасти и расходные материалы (масло, фильтры и т.д.) вы заказываете самостоятельно, то вам пригодятся артикулы артикулы на оригинальные расходники и аналоги для каждого конкретного ТО.
Внимание! Артикулы оригинальных расходников для планового ТО автомобилей LADA представлены тут. Далее более расширенный список деталей и запчастей.
Наименование | Каталожный номер или название | Количество или объемы | Инстр. |
---|---|---|---|
Моторное масло |
Класс по API SL, SM или SN. Lada 5/40 Ultra синт.:
Рекомендации завода: РОСНЕФТЬ Premium или РОСНЕФТЬ Maximum 5W-40 или 10W-40. Либо Лукойл Генезис RN 5W-40 |
– 21129 (масляный картер литой МКПП) – 4,4л (4,1л)* – 21129 (масляный картер штампованый АМТ) – 3,2л (2,9л)* – 21179 (масляный картер литой МКПП) 4,4л (4,1л)* – H4m/HR16de – 5,0л (4,2л)* |
Есть |
Масляный фильтр |
Для двигателя ВАЗ:
Для двигателя Renault: (Рекомендации по выбору) |
1 |
|
Трансмиссионное масло |
КПП 2180X – полусинтетическое «Роснефть Kinetic Service» SAE 75W-85 API GL-4.
КПП Renault JH3:
КПП Renault JH5:
(Рекомендации по выбору) |
– АМТ 2182 – 2,25±0,05л*** |
Есть |
Охлаждающая жидкость** |
(Рекомендации по выбору) |
– 21179/21129 – 7,0л (6,4л) |
Есть |
Система гидропривода сцепления и тормоза |
LADA DOT-4 – 88888100000582 (Рекомендации по выбору) |
0,559л |
Есть |
Система гидропривода тормозов (для комплектаций с АМТ) |
0,517л |
||
Климатическая установка |
R134а R1234yF – вариантное исполнение Масло PAG K-105 (компрессор) |
0,475±0,02л 100мл (справочный) |
|
Салонный фильтр |
Рекомендации по выбору |
1 | Есть |
Воздушный фильтр двигателя | 1 | Есть | |
Свечи зажигания |
(Рекомендации по выбору) |
4 | |
Ремень привода вспомогательных агрегатов и натяжной ролик |
Ремень: 8450006328 Ролик натяжителя: 8450006996 |
1 | Есть |
Ремень привода ГРМ, натяжной и направляющий ролики |
Комплекты:
Ремень:
Ролик натяжителя ремня:
Ролик опорный (обводной):
(Рекомендации по выбору) |
1 комплект | Есть |
Передние тормозные колодки |
Оригинальные: Аналоги: (Рекомендации по выбору) |
1 комплект | Есть |
Передние тормозные диски |
Оригинальный артикул: Аналоги: Какие тормозные диски лучше выбрать |
1 комплект | Есть |
Задние тормозные колодки |
Барабанные:
Дисковые: |
1 комплект | Есть |
Задние тормозные диски |
Оригинальный артикул:
Аналоги:
Какие тормозные диски лучше выбрать |
1 комплект | Есть |
Втулка стабилизатора |
Втулка LADA 8450006748 Втулки под штатные скобы:
Аналоги Hyundai/KIA:
Подробней |
2 | Есть |
Стойка стабилизатора |
Оригинальные артикулы: Аналоги:
Какие лучше выбрать (опрос) |
2 | Есть |
ШРУС |
|
2 | Нет |
Сцепление |
ДВС ВАЗ 21129 (1.6л., 106л.с.), МКПП и АМТ ВАЗ: ДВС ВАЗ 21129 (1.6л., 106л.с.), КПП Renault JH3: ДВС ВАЗ 21179 (1.8л., 122л.с.), АМТ (робот): ДВС ВАЗ 21179 (1.8л., 122л.с.), МКПП ВАЗ: ДВС ВАЗ 21179 (1.8л., 122л.с.), МКПП Renault JR5: ДВС Renault-Nissan H4m (1.6л., 110л.с.), МКПП Renault JR5: Какой фирмы сцепление лучше выбрать (опрос) |
1 комплект | Нет |
Насос водяной (помпа) |
POWERFULL LUX 21129130701020 |
1 | Нет |
Шланг вакуумного усилителя тормоза в сборе |
LADA 8450006460 |
1 | Нет |
* – При замене масла (без замены масляного фильтра)
** – Не допускается применение смесей охлаждающих жидкостей разных марок
*** – Величина справочная! Контрольный уровень масла должен находиться на нижней кромке заливного отверстия.
p.s. таблица будет дополняться по мере появления новых данных. Есть что добавить/изменить? Пишите в комментариях!
Где купить: в нашем интернет-магазине.
Вся справочная информация по Lada Vesta представлена тут.
Поделиться в социальных сетях:
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter..
Гости не могут оставлять комментарии в новостях, пожалуйста авторизируйтесь.
Двигатель лада веста 1.8 литра
Этот силовой агрегат является эволюцией мотора 21126, все тот же чугунный блок цилиндров с алюминиевой 16-клапанной головкой блока с парой распредвалов и гидрокомпенсаторами. Иными отличиями от более старого двигателя тут служат впускной тракт переменной длины, отказ от ДМРВ в пользу комбинации датчиков ДАД ДТВ и новый выпускной катколлектор. Все это позволило вписать данный силовой агрегат в строгие современные эконормы ЕВРО 5.
Наиболее часто владельцы автомобилей с этим мотором жалуются на масложор, обмерзание системы вентиляции картера, скромный ресурс деталей газораспределительного механизма: ремня, обводного ролика, помпы, а еще странное поведение и низкую надежность термостата.
1.6 л 21129 МКП5 | 1.6 л 21129 АМТ5 | |
---|---|---|
Тип | инжектор | инжектор |
Топливо | бензин АИ-92 | бензин АИ-92 |
Расположение | поперечное | поперечное |
Цилиндры | 4 в ряд | 4 в ряд |
Клапана | 16 | 16 |
Рабочий объем | 1596 см³ | 1596 см³ |
Мощность | 106 л.с. | 106 л.с. |
Крутящий момент | 148 Нм | 148 Нм |
Разгон до 100 км/ч | 11.2 с | 14.1 с |
Скорость (макс) | 182 км/ч | 182 км/ч |
Экологич. класс | Евро 5 | Евро 5 |
Расход город | 9.3 л | 9.0 л |
Расход трасса | 5.5 л | 5.3 л |
Расход смешанный | 6.9 л | 6.6 л |
Об отличиях данного мотора от двс 21127 рассказывает журнал За Рулем
С конца 2021 года вместе с вариатором Jatco на Весту начали устанавливать двигатель Н4М. Этот полностью алюминиевый агрегат с цепным приводом ГРМ и фазорегулятором на впуске был создан инженерами японской компанией Ниссан и более известен под индексом HR16DE. Но его уже давно собирают в России и ставят на ряд моделей Рено, а также Лада Х-рей Кросс.
К слабым местам мотора можно отнести небольшой масложор (порой с первых километров), не самый высокий ресурс цепи ГРМ, необходимость регулировать тепловые зазоры клапанов. Также многие владельцы авто с таким двс жалуются на проблемы с эксплуатацией в морозы.
Этот 1.8-литровый силовой агрегат является новой разработкой концерна АвтоВАЗ и первым отечественным двигателем с системой регуляции фаз газораспределения на впускном валу. Еще тут облегченные клапана и распредвалы, более производительные маслонасос и помпа, продвинутый катколлектор от Экоальянс, а также многие другие мелкие и крупные доработки.
Статистика характерных неисправностей еще наполняется, но уже сейчас можно сказать, что это наименее проблемный отечественный двигатель. Пока все жалобы сводятся к масложору и заеданию редукционного клапана масляного насоса с весьма печальными последствиями. Еще припомним недавние отзывные компании по бракованным клапанам и топливной рампе.
1.8 л 21179 МКП5 | 1.8 л 21179 АМТ5 | |
---|---|---|
Тип | инжектор | инжектор |
Топливо | бензин АИ-92 | бензин АИ-92 |
Расположение | поперечное | поперечное |
Цилиндры | 4 в ряд | 4 в ряд |
Клапана | 16 | 16 |
Рабочий объем | 1774 см³ | 1774 см³ |
Мощность | 122 л.с. | 122 л.с. |
Крутящий момент | 170 Нм | 170 Нм |
Разгон до 100 км/ч | 10.2 с | 12.1 с |
Скорость (макс) | 186 км/ч | 186 км/ч |
Экологич. класс | Евро 5 | Евро 5 |
Расход город | 9.5 л | 9.3 л |
Расход трасса | 6.2 л | 6.0 л |
Расход смешанный | 7.4 л | 7.2 л |
Подробно о конструкции данного агрегата рассказывает журнал За Рулем
Замена ремня грм на двигателях 21129 и 11189 lada largus / лада ларгус
Примечание:
Замена ремня ГРМ на двигателях K7M и K4M см. тут
Каталожные номера ремня ГРМ, роликов и пр. деталей см. тут и тут
Ещё по этой теме: Мифы о ремнях ГРМ
Когда менять ремень ГРМ
Регламент замены ремня ГРМ, а также роликов на двигателях ВАЗ-21129 и 11189 указывается производителем и составляет 180 000 км. пробега. Однако с июня 2021 г. АВТОВАЗ в некотрых своих документах стал указывать новый регламент – 90 000 км. пробега.
Схема привода ГРМ двигателя ВАЗ-21129: 1 – зубчатый шкив коленвала; 2 — прилив на крышке масляного насоса; 3 — зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 4 — натяжной ролик; 5 — шкив распредвала (выпуск); 6 — задняя крышка; 7 — шкив распредвала (впуск); 8 — направляющий ролик; 9 — ремень ГРМ; А — метка ВМТ на зубчатом шкиве коленвала; В — метка на крышке масляного насоса; С, F — метка на задней крышке ремня ГРМ; D , Е — метки на шкивах распредвалов
Читайте также: Габариты автомобиля Лада Веста
СНЯТИЕ
Для всех комплектаций
Установить автомобиль на рабочее место, отсоединить клемму “-” от АКБ.
Снять бачок охлаждающей жидкости (см. тут)
Снять правое переднее колесо (см. тут)
Снять правый боковой брызговик двигателя (см. тут)
Снять правый подкрылок (см. тут)
Снять приводной ремень (см. тут)
Если планируется заменять помпу – снять стартер (см. тут), после чего открутить болт 1 на блоке цилиндров и слить охлаждающую жидкость в приготовленную ёмкость.
Отвернуть болт крепления шкива коленвала, снять шайбу и шкив (головка “на 17”).
Для того чтобы ослабить болт шкива коленвала, нужно зафиксировать коленвал от проворачивания. Включите 5-ю передачу, после чего помощник должен нажать и удерживать педаль тормоза. Если помощника нет, или коленвал проворачивается, то снимите стартер и вставьте крупную отвёртку между картером сцепления и зубьями венца маховика. (стрелка 2 на фото)
Рисунок 1 – Шкив коленвала: 1 – болт крепления шкива;
2 – шайба; 3 – шкив коленвала
Завернуть на место болт крепления шкива.
Извлечь отвёртку для стопорения маховика (если устанавливалась).
Установить на автомобиль траверсу 1, рисунок 2, для вывешивания двигателя, завести крюк 2 траверсы в проушину 3 правого рыма, и вывесить силовой агрегат с правой стороны.
Рисунок 2 – Вывешивание двигателя: 1 – траверса; 2 – крюк траверсы; 3 – рым двигателя
Примечание: при отсутствии траверсы, используйте поддомкрачивание и подставку под двигатель
Снять правую опору (подушку) двигателя. Для этого отвернуть и извлечь два болта 1, рисунок 3, крепления силового агрегата к правой опоре 2 подвески силового агрегата (Torx Е12).
Рисунок 3 – Правая опора двигателя: 1 – болты крепления двигателя к правой опоре; 2 – правая опора двигателя; 3 – болты крепления правой опоры к кузову
Отметить фламастером на кузове положение правой опоры, для облегчения последующей установки.
Отвернуть и извлечь два болта 3 крепления правой опоры к кузову и снять правую опору (Torx Е12).
Отвернуть пять болтов и снять переднюю верхнюю крышку ГРМ. (внутренний шестигранник 5 мм).
Так же отвернуть три болта и снять переднюю нижнюю крышку.
Рисунок 4 – Передние крышки ГРМ двигателя 21129: 1 – передняя верхняя крышка; 2 – передняя нижняя крышка.
Рисунок 5 – Снятие ремня ГРМ на двигателе 21129: 1 – болт крепления натяжителя ремня ГРМ; 2 – автоматический натяжитель ремня ГРМ; 3 – ремень ГРМ; А, В, С, D – метки установочные
Поворачивая коленвал за болт шкива (ключ “на 17”), добиться совмещения меток шкивов распределительных валов – они должны совпасть с метками на задней защитной крышке механизма.
При этом метка на зубце шкива коленвала 1 должна совпасть с меткой (отлив) на корпусе масляного насоса 2 .
Ослабить болт 1, рисунок 5, крепления автоматического натяжителя 2, отвернув его на 2-3 оборота, и снять со шкива коленвала дистанционную шайбу и ремень ГРМ (ключ 17, отвертка – 2 шт.).
УСТАНОВКА
Регулировку и контроль натяжения зубчатого ремня привода ГРМ выполнять на холодном двигателе при температуре охлаждающей жидкости 15°… 35°С.
Для автомобилей с двигателем ВАЗ-11189
Совместить установочную метку “С” шкива распредвала с меткой “D” на крышке защитной задней привода ГРМ, а метку “А” на шкиве коленвала с меткой “В” на корпусе масляного насоса поворотом коленвала за болт крепления шкива в кратчайшем угловом направлении, как показано на рисунке 6 (головка сменная 17, вороток, удлинитель).
Рисунок 6 – Детали газораспределительного механизма двигателя ВАЗ-11189: 1 – шкив коленвала; 2 – шкив водяного насоса; 3 – автоматический натяжитель зубчатого ремня; 4 – гайка крепления автоматического натяжителя; 5 – шкив распределительного вала; 6 – ремень привода ГРМ; А, В, С, D – метки установочные; а – ветвь ремня
Установить ремень ГРМ на шкив 1 коленвала и, натягивая обе ветви ремня, надеть одну ветвь на шкив 2 водяного насоса и завести ее за автоматический натяжитель 4. Натягивая ветвь “а” надеть ремень на шкив 5 распределительного вала. При необходимости довернуть шкив распределительного вала в сторону наименьшего хода до совпадения зубцов ремня с впадинами шкива распредвала.
Завернуть гайку 4 крепления автоматического натяжителя с моментом 5 Н.м (0,5 кгс.м) (ключ моментный “на 15”).
Для автомобилей с двигателем ВАЗ-21129
Совместить установочные метки “А” и “D” на шкивах распределительных валов с метками “В” и “С” на крышке защитной задней привода ГРМ, как показано на рисунке 7 , и зафиксировать шкивы при помощи приспособления 67.7811-9516 .
Рисунок 7 – Детали привода газораспределительного механизма двигателя ВАЗ-21129: 1 – шкив коленвала; 2 – шкив помпы; 3 – автоматический ролик-натяжитель ремня ГРМ; 4 – болт крепления ролика-натяжителя; 5 – шкив распредевала выпускной; 6 – шкив распредвала впускной; 7 – ролик опорный; 8 – ремень ГРМ; А, В, С, D, Е, F – метки установочные
Приспособление 67.7811-9516 для фиксации распредвалов.
Примечание:
При отсутствии специального приспособления, некоторые автовладельцы используют пластиковые стяжки для фиксации шкивов распредвалов между собой, при условии что при выставленных метках, ближайшие отверстия в шкивах располагаются строго напротив друг друга.
Совместить установочную метку “F” на шкиве коленвала с меткой “Е” на крышке масляного насоса поворотом шкива коленвала за болт в кратчайшем направлении.
Завернуть болт 4 крепления натяжителя с моментом 5 Н.м (0,5 кгс.м) (ключ моментный 15).
Установить ремень ГРМ на шкивы 5 и 6 распредвалов, опорный ролик 7, автоматический натяжитель 3, шкив 2 водяного насоса и шкив 1 коленвала, как показано на рисунке 7, сохраняя положение установочных меток на шкивах.
Для автомобилей всех комплектаций
Установить ключ для натяжения в пазы опорной пластины ролика-натяжителя 1, рисунок 8, повернуть натяжитель против хода часовой стрелки в крайнее положение до легкого касания стопоров рычага натяжителя. Повернуть ключ по часовой стрелке до совмещения меток А и B автоматического натяжителя и затянуть болт крепления натяжителя. (вместо специального ключа для натяжителя можно использовать длинную отвертку)
Момент затяжки 30…36 Н.м (3,0…3,6 кгс.м).
Рисунок 8 – Натяжение ремня привода ГРМ: 1 – автоматический натяжитель зубчатого ремня; 2 – ремень привода ГРМ; 3 – болт крепления автоматического натяжителя; А, В – метки установочные
При натяжении ремня не допускается проворачивать коленчатый вал вращением шкива распредевала.
Снять приспособление для фиксации распредвалов (для автомобилей с двигателем 21129).
Повернуть коленчатый вал на два оборота.
При отклонении метки “А” за пределы метки “В”, выполнить повторное натяжение ремня, предварительно отвернув болт крепления автоматического натяжителя и завернув с моментом 5 Н.м (0,5 кгс.м).
Установить на шкив коленвала дистанционную шайбу.
Внимание:
При установке ремня привода ГРМ из запасных частей, проверить состояние натяжителя. При повреждении заменить натяжитель.
Установить поочередно передние защитные крышки привода ГРМ, сначала нижнюю, затем верхнюю, при этом верхняя крышка должна войти в пазы нижней крышки и состыковаться с ней.
Установить на кузов правую опору подвески двигателя.
Установить, не затягивая, два болта крепления правой опоры к кронштейну подвески двигателя.
Установить, не затягивая, два болта крепления правой опоры к кузову.
Затянуть два болта крепления правой опоры к кронштейну подвески двигателя с моментом 53…71 Н.м (5,3…7,1 кгс.м).
Подогнать правую опору по меткам на кузове, нанесенным при снятии, и затянуть два болта крепления опоры к кузову с моментом 53…71 Н.м (5,3…7,1 кгс.м).
Извлечь крюк траверсы из правого рыма на двигателе и снять траверсу с автомобиля.
Установить приспособление для стопорения маховика двигателя в отверстия болтов крепления стартера на коробке передач.
Вывернуть болт крепления шкива коленвала.
Установить на коленвал шкив, шайбу и закрепить болтом. Момент затяжки болта крепления шкива 95… 115 Н.м (9,5… 11,5 кгс.м) .
Установить приводной ремень и стартер.
Для автомобилей с МКП.
Установить кронштейн крепления цилиндра сцепления и цилиндр сцепления .
Для автомобилей всех комплектаций
Установить брызговик двигателя .
Установить правый подкрылок..
Установить правое переднее колесо.
Присоединить клемму “-” к аккумулятору.
Какой ремень ГРМ выбрать
Ниже представлена таблица испытаний ремней различных марок для двигателей производства ВАЗ.
Испытания проводились журналом “За Рулём” в 2021 г.
Виды испытаний | Continental | Подделка под Gates |
Gates | Lynx | Trialli | BRT (Балаково резинотехника) |
РЕСУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ |
||||||
Наработка, час | 400 | 3 | 400 | 104 | 286 | 1 |
Итоговая оценка за ресурсные испытания | 5,0 | 1,0 | 5,0 | 2,0 | 3,9 | 1,0 |
ПРОЧНОСТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ |
||||||
Измерение усилия разрыва корда до сушки, кгс | 2440 | 2400 | 2880 | 2000 | 2240 | 1280 |
Промежуточный балл | 3,9 | 3.8 | 5,0 | 2,8 | 3,4 | 1,0 |
Измерение усилия разрыва корда после сушки, кгс | 2400 | 2120 | 3040 | 2160 | 2200 | 1208 |
Промежуточный балл | 3,6 | 3,0 | 5,0 | 3,1 | 3,2 | 1,0 |
Измерение усилия среза зуба до сушки, кгс | 245 | 185 | 275 | 174 | 276 | 162 |
Промежуточный балл | 3,9 | 1.8 | 5,0 | 1,4 | 5,0 | 1,0 |
Измерение усилия среза зуба после сушки, кгс | 359 | 260 | 375 | 310 | 351 | 386 |
Промежуточный балл | 4,1 | 1,0 | 4,6 | 2,6 | 3,9 | 5,0 |
Измерение усилия отрыва поверхностного слоя до сушки, кгс (три образца) |
25 | 25 | 19 | 21 | 52 | 46 |
25,5 | 25,5 | 24 | 19 | 51 | 42 | |
22 | 25,5 | 24 | 18 | 52.5 | 42 | |
Промежуточный балл | 1,6 | 1,7 | 1,4 | 1,0 | 5,0 | 3,9 |
Измерение усилия отрыва поверхностного слоя после сушки, кгс (три образца) |
23 | 2 | 33 | 13,5 | 65 | 12 |
20 | 2 | 42 | 14 | 60 | 12 | |
21,5 | 2 | 37 | 14 | 62 | 10 | |
Промежуточный балл | 2,3 | 1,0 | 3,3 | 2,0 | 5,0 | 1,6 |
Итоговая оценка за прочностные испытания | 3,2 | 2,0 | 4,1 | 2,1 | 4,2 | 2,2 |
Видео
Как заменить ремень самостоятельно
Ремнем грм называется деталь из резины с насечками с внутренней стороны, соединяющий коленчатый и распредвал для обеспечения движения ТС. Ответственному владелецу Лада Веста проехавшему более 50 тыс.км приходилось хоть раз заменять ремень грм — чтобы преждевременно не узнать: гнет ли клапана.
Этот узел уязвим и клапана загнет при выходе из строя одной из этих деталей. Ситуация бы поменялась, или нет, проблема бы ушла полностью — поставь автоваз помпу отдельно но увы, помпа, в одном узле на всех двигателях Ваза.
Если бы вошел в серию двигатель hr16de, то этот недуг тоже бы отсутствовал, нужно было бы только проходить вовремя ТО, следить за цепью, и да регулировка клапанов, снова бы пришла в обиход двигателей Ваза.
После значительного пробега авто или не правильной эксплуатации часто происходит обрыв ремня ГРм. Попадание масла на поверхность, несвоевременная замена узлов, использование автомобиля в суровые морозы или, наоборот, в знойную жару — это может повредить привод газо распределительного механизма.
Читайте также: Двигатель 21129 Лада Х Рей, Ларгус: Ресурс надежность
Обнаружить повреждения можно при техническом обслуживании Лады Весты. ТО заключается в осмотре состояния узла время от времени.
Довольно значимая проблема владельцев весты с 16 клапанными двигателями при обрыве — гнет клапана. Происходит это после обрыва ремня ГРМ, или растяжения звеньев. При растяжении звеньев коленвал продолжает работать, а распредвал резко прекращает свое движение.
Прочитайте статью и Ваш двигатель будет в безопасности — Вы вовремя замените ремень и ролики, предотвратив появление непредвиденных поломок.
В техпаспорте автомобиля предусмотрена замена узла спустя 180 тыс км пробега.
На практике желательно менять привод чаще — через 80-100 тыс км, ведь не всегда деталь соответствует оригинальному производству.
Стоимость замены будет рассчитываться с учетом работы специалистов и стоимости детали. Обычно стоимость работы составляет 3000-5000 руб., а цена детали зависит от производителя.
Так, средняя цена:
- CT 1179 (CONTITECH) — от 1000 руб;
- 5671 XS (Gates) — 3890 руб;
- GATES K015631XS 16 кл — 3890 руб;
- Bosch 1987949686 (Bosch) — 1360 руб.
- Trialli GD770 — 2900;
- Lynxauto PK1300 — 2430 рублей за комплект.
Российские автомобили долгое время были популярными, так как доступны по цене. «Жигули» стоили недорого, как и их ремонт. Сложнее стало после выхода в свет Калины и Приоры. Но и в этом случае наши автовладельцы не подвели. Со временем появился опыт в ремонте нового автомобиля Лады Весты, хотя ремонтировать его намного труднее. Вы узнаете, как заменить ремень ГРМ на Весте в разных комплектациях своими руками.
Заводские специалисты установили периодичность замены привода через 180 тысяч км. Но на практике работники автосервисов советуют не ждать этого времени, а заменить ремень при пробеге 100 тысяч км или меньше. Это связано с недостаточным качеством детали, так как существует много контрафактных запчастей.
Вовремя произведенная замена ременного привода важна. Он передает вращение от коленвала на механизм газораспределения. Валы этого устройства распределяют газы и топливную смесь.
Если ремень будет проскальзывать, то увеличится расход бензина, а мощность уменьшится. Особенно серьезные последствия может принести его обрыв, что сразу приведет к повреждению клапанов и поршней. Это происходит из-за их встречи друг с другом и загибанию клапанов. Ремонт после такой неисправности будет дорогим.
Производить замену привода нужно своевременно. Такая работа в автосервисе обходится примерно в 6 000 рублей и выше. Поэтому есть смысл заменить ремень ГРМ своими руками, соблюдая технологию работы. Для этого понадобится набор инструментов.
Для такой работы нужно подготовиться. Если есть возможность использовать гидравлический подъемник, то это будет оптимальным вариантом. Но вполне достаточно смотровой ямы.
Вначале подготовьте набор инструмента и приспособлений:
- Подъемное устройство.
- Гаечный ключ №17.
- Ключ в виде шестигранника размером 5 мм.
- Набор торцовых головок Torx с воротком.
- Комплект рожковых и торцовых ключей.
- Несколько отверток с прямым шлицем.
- Удлинитель.
- Приспособление для закрепления распредвалов.
- Ключ для стопорных колец.
Это примерный набор инструмента, могут потребоваться другие приспособления.
Время проведения замены привода ГРМ на Ладе Весте зависит от условий эксплуатации и других причин. Автоваз дает рекомендации по замене в период пробега 180 тысяч км. Но, учитывая фактор риска обрыва ремня, многие специалисты советуют менять ремень в два раза чаще.
Это актуально, если ваш автомобиль проехал уже немало дорог. Попадание воды, масла и грязи намного сокращает время работы привода. В мастерской по ремонту за подобную работу придется выложить «кругленькую» сумму денег. Если вы дружите с техникой, и руки на месте, то легко сможете своими руками заменить ремень ГРМ.
Если что-то не так написал или перепутал, поправьте меня, напишите свои замечания в комментариях. Приятно будет узнать опыт других знающих водителей.
Долгие годы отечественные автомобили пользовались популярностью по причине доступности – ВАЗ недорог, а стоимость ремонта не бьет по карману. Немного усложнилась ситуация после выпуска Приоры и Калины, но и здесь наши автомобилисты не упали лицом в грязь. Постепенно накапливается опыт ремонтных мероприятий и на Lada Vesta, хотя, стоит признать, делать это все сложнее.
Отечественные модификации моделей автомобиля Lada Vesta комплектуются широким выбором двигателей, которые имеют похожую компоновку и построены на базе стандартного блока.
Помимо российских вариантов моторов производитель предлагает продукцию популярного мирового альянса «РЕНО-НИССАН».
Каждый двигатель имеет собственные преимущества, которые подбираются покупателями исходя из индивидуальных требований и ценового соотношения.
Бывший глава АвтоВАЗа господин Андерссон обещал к концу 2021 года поставить на конвейер универсал Lada Vesta. Но после его ухода с поста обязательства пришлось пересмотреть. В первую очередь производство перенесли из Тольятти в Ижевск, туда, где уже наладили выпуск седанов. Завод также подтвердил тот факт, что на моделях SW и SW Cross будут устанавливаться моторы из новой линейки.
Автомобиль «Лада-Веста», двигатель которого выпускается в нескольких вариациях, представляет собой динамичный седан с неплохими характеристиками. Две силовые установки – от отечественных производителей (ВАЗ-21129 и 21179).
Третья модификация сконструирована зарубежными партерами, получила название «Ниссан HR16 DE». В последнем варианте вместо ремня ГРМ установлена цепь, и имеется ряд технических отличий, в том числе увеличенный объем – 1,8 л. Присутствуют также некоторые модифицированные разработки.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны всех агрегатов, а также их особенности.
АВТОВАЗ распространил официальные фотографии товарной «заряженной» Весты. Публичная премьера новой версии состоится в рамках Московского автосалона, который откроется в конце августа этого года.
Предвестника седана Vesta Sport – одноименный концепт – АВТОВАЗ представил в 2021-м также на мотор-шоу в Москве. Серийная спортивная «четырехдверка» сохранила дизайн концепта.
Внешне от стандартной Весты версия Sport отличается бамперами, формой передних икс-образных вставок, сзади появился диффузор с интегрированным с фонарем и двумя патрубками выпускной системы, на порогах – аэродинамические накладки, на крышке багажника – спойлер со светодиодным стоп-сигналом.
Также Vesta Sport получила оригинальные 17-дюймовые диски с низкопрофильной резиной. Колесные ступицы имеют по пять шпилек (у стандартной Весты – четыре). Еще модель обзавелась новыми тормозами с более крупными дисками (на всех колесах).
Плюс была переработана подвеска, появились новые амортизаторы и пружины. Диаметр штока стоек увеличен с 20 до 22 мм, рабочего цилиндра – с 30 до 32 мм. В задних амортизаторах диаметр штока увеличен с 12,4 до 14 мм. Колея выросла на 35 мм спереди (до 1 545 мм) и на 15 мм сзади (до 1525 мм).
Дорожный просвет седана уменьшен на 16 мм и теперь равен 162 мм.
Фотографий интерьера пока нет. Как отметили в компании, в салоне Vesta Sport установили спортивные передние кресла с развитой боковой поддержкой. Сиденья обиты «кожей» и алькантарой.
У двигателя – новые распредвалы с измененным профилем (увеличен подъем кулачков), еще было повышено давление в топливной системе, перенастроена система регулировки фаз газораспределения. С таким двигателем седан наберет первую «сотню» за 9,6 секунды, максимальная скорость – 198 км/ч. Для сравнения, стандартная Веста с 1.
8 и 5МКП разгоняется с 0 до 100 км/ч за 10,2 секунды, «максималка» такой машины — 186 км/ч.
В компании умолчали о том, где будут собирать Vesta Sport. Обычную «четырехдверку», ее кросс-версию, а также универсалы, производят на заводе Lada Ижевск (бывший ИжАвто), там же, по предварительной информации, будут выпускать и спортивную Весту. Другие «заряженные» Лады – хэтч Kalina Sport и седан Granta Sport – производят в Тольятти на мощностях фирмы Lada Sport.
Цены и список оборудования Vesta Sport, скорее всего, раскроют либо незадолго до публичной премьеры, либо на ММАС-2021. Стандартный седан сегодня стоит от 584 900 рублей, кросс-версия обойдется минимум в 763 900 рублей.
Производитель LADA Vesta – отечественная компания АвтоВАЗ, планирует оснастить свою продукцию четырьмя двигателями, которые отличаются по мощности. Один из них был выпущен французско-японской компанией, а еще три – нашего производства.
Конечный список двигателей выглядит следующими образом:
- HR16DE-H4M – объем 1,6 л.
- ВАЗ 11189 – объем 1,6 л.
- ВАЗ 21129 – объем 1,6 л.
- ВАЗ 21176 – объем 1,8 л с.
Конструкция моторов ваз
На модели автомобилей Лада Веста и XRAY АвтоВАЗ устанавливает новый силовой агрегат с индексом ВАЗ-21129. Это 16-клапанный мотор объемом 1,6 литра и мощностью 106 лошадиных сил адаптирован для работы с французской механической коробкой передач и автоматической трансмиссией (АМТ от ВАЗ). Этот обзор посвящен новому двигателю 21129.
Штатный 1.6-литровый двигатель ВАЗ 21129, который устанавливается на автомобили Lada Vesta, Lada XRAY и Lada Largus имеет мощность 106 л.с. При помощи комплекса доработок мощность этого мотора можно увеличить. Рассмотрим один из примеров тюнинга этого двигателя, где без использования турбины удалось поднять мощность до 138 л.с.
Доработки мотора:
- Расточка каналов ГБЦ (портинг). Каналы были расточены в соответствии с размером раннеров на новом ресивере (37мм) и пауке Pro-Car 4-21 чтобы не было ступеней.
- Установлен ресивер от двигателя ВАЗ 21179 (1.8л, 122л.с.), артикул 21177100860000. Для этого пришлось доработать сам ресивер и кронштейн кондиционера.
- Установлены валы УСА 9.12 фаза 277. Ставятся они на родные неразрезные шестерни. Никаких доработок, распила полстели распредвалов не требуется. Холостой ход стабильный.
- Произведена калибровка ЭБУ по результатам откатки и снятия логов. Программно отключен клапан заслонок коллектора, поднято значение отсечки.
Все три силовых установки лады веста рядные. Четырехцилиндровые с 4-мя клапанами на цилиндр.
Надеемся, этот обзорный материал о типах двигателей Лада Веста полезен для прочтения. Мы уверены теперь вам легче будет выбрать комплектацию под ваши запросы, обращая внимание сначало на двигатель и его характеристики.
Характеристики ниссановского двигателя
Мощность | 114 л.с. |
Объем (л) | 1.6 |
Привод и тип ГРМ | Вместо ремня ГРМ стоит цепь |
Крутящий момент (Нм) | 153/4400 |
Тип топлива | АИ 92, АИ 95 |
Питание | Распределенный впрыск |
Расход топлива город (л) | 8,2 |
Расход топлива смешанный (л) | 6,3 |
Расход топлива трасса (л) | 5,4 |
токсичность | Euro 5 |
Ресурс | 250 000 километров |
Читайте также: Установка дополнительных штатных кнопок на Лада Веста » Лада.Онлайн — все самое интересное и полезное об автомобилях LADA
Благодаря цепи, которая стоит вместо ремня ГРМ, собственник Lada Vesta сэкономит деньги на замене расходников. Цепь гораздо прочнее и надежнее и ее не нужно менять. Конструкторы Nissan предусмотрели возможность работы этого движка на метане. Поэтому владельцы Lada Vesta с ниссановским мотором под капотом будут иметь возможность выбирать вид топлива.
Модель двигателя | ВАЗ 21129 | HR16DE/H4M | ВАЗ 21179 |
---|---|---|---|
Условное обозначение | 1,6 л, 16-кл | 1,8 л, 16-кл | |
Тип | Бензиновый, 4-цилиндровый, рядный | ||
Рабочий объем, л (см3) | 1,6 (1596) | 1,6 (1596) | 1,8 (1774) |
Диаметр цилиндра, мм | 82 | 78 | 82 |
Ход поршня, мм | 75,6 | 83,6 | 84 |
Степень сжатия | 10,5 | 10,7 | 10,3 |
Количество распределительных валов | 2 | ||
Количество клапанов на цилиндр | 4 | ||
Тип привода ГРМ | Зубчатый ремень | Цепной | Зубчатый ремень |
При обрыве ремня ГРМ | Гнет клапана (до 15.08.18) | – | Гнет клапана |
Номинальная мощность нетто, кВт/л.с. (при частоте вращения коленчатого вала, мин-1) | 75/106 (5500) | 81/110 (5800) | 90/122 (6000) |
Максимальный крутящий момент нетто, Нм (при частоте вращения коленчатого вала, мин-1) | 148/4200 | 150/4000 | 170/3750 |
Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин-1 | 840 | 675-725 | 840 |
Масса, кг | 92,5 | н.д. | 109,7 |
Система зажигания | Электронная, бесконтактная, с микропроцессорным управлением | ||
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | ||
Система питания | Распределенный впрыск топлива | ||
Топливо | Неэтилированный бензин с октановым числом 95* | ||
Наличие нейтрализатора | Есть | ||
Нормы токсичности | Евро 5 | ||
Расход масла в зависимости от израсходованного топлива, % | 0,3 | 0,3 | |
Объем масла в системе смазки двигателя с литым (легкосплавным) поддоном картера (МКПП), л | 4,1 | 4,7 | 4,1 |
Класс качества моторного масла по API* | SL, SM или SN | ||
Класс вязкости моторного масла по SAE* | см. моторное масло | см. моторное масло | см. моторное масло |
Ресурс, км | 200 000 |
Модель двигателя | ВАЗ 21129 | Renault-Nissan HR16DE/H4M | ВАЗ 21179 |
---|---|---|---|
Условное обозначение | 1,6 л, 16-кл | 1,8 л, 16-кл | |
Тип | Бензиновый, 4-цилиндровый, рядный | ||
Рабочий объем, л (см3) | 1,6 (1596) | 1,6 (1596) | 1,8 (1774) |
Номинальная мощность нетто, кВт/л.с. (при частоте вращения коленчатого вала, мин-1) | 75/106 (5500) | 81/110 (5800) | 90/122 (6000) |
Максимальный крутящий момент нетто, Нм (при частоте вращения коленчатого вала, мин-1) | 148/4200 | 150/4000 | 170/3750 |
Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин-1 | 840 | 675-725 | 840 |
Степень сжатия | 10,5 | 10,7 | 10,3 |
Количество клапанов на цилиндр | 4 | ||
Тип привода ГРМ | Зубчатый ремень | Цепной | Зубчатый ремень |
Расход топлива, л/100км | 6,9 | 7,1 | 7,4 |
Масса, кг | 92,5 | н.д. | 109,7 |
Собрать шатунно-поршневую группу
Подобрать при необходимости комплект шатунов по массе. Шатуны должны быть одного весового класса.
Установить стопорное кольцо 1, рисунок 49, поршневого пальца в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня 2. Смазать отверстия в бобышках поршня и отверстие во втулке верхней головки шатуна моторным маслом. Установить поршневой палец 3 в поршень 2 и шатун 4.
Сферические метки на шатуне и маркировка на поршне (стрелка) должны находиться с одной стороны. Установить второе стопорное кольцо 1 в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня (отвертка плоская, масло моторное).
Нанести на поршневые кольца и канавки поршней тонкий слой моторного масла (масло моторное).
Установить на поршень поршневые кольца. Все поршневые кольца должны быть установлены так, чтобы метки TOP были направлены к верху поршня, а цветные метки располагались слева от замка. Поршневые кольца должны свободно проворачиваться в канавках поршня.
Ориентация замков поршневых колец показана на рисунке 50 (клещи для снятия и установки поршневых колец).
Таблица 9 – Схема селективной установки коренных вкладышей коленчатого вала
Измеряемый параметр |
Номер группы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Диаметр коренных опор блока цилин-дров |
Размер |
54,506 54,511 |
54,506 54,511 |
54,506 54,511 |
54,511 54,516 |
54,511 54,516 |
54,511 54,516 |
54,516 54,521 |
54,516 54,521 |
54,516 54,521 |
Класс* |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
Вкладыш коренного подшипника верхний |
Толщина |
1,826 1,832 |
1,826 1,832 |
1,826 1,832 |
1,832 1,838 |
1,832 1,838 |
1,832 1,838 |
1,838 1,844 |
1,838 1,844 |
1,838 1,844 |
Обозначение |
21177- 1005170-01 |
21177- 1005170-01 |
21177- 1005170-01 |
21177- 1005170-02 |
21177- 1005170-02 |
21177- 1005170-02 |
21177- 1005170-03 |
21177- 1005170-03 |
21177- 1005170-03 |
|
Цвет маркировки |
Зеленый |
Зеленый |
Зеленый |
Корич невый |
Корич невый |
Корич невый |
Синий |
Синий |
Синий |
|
Диаметр коренных шеек коленчатого вала |
Размер |
50,812 50,819 |
50,806 50,812 |
50,799 50,806 |
50,812 50,819 |
50,806 50,812 |
50,799 50,806 |
50,812 50,819 |
50,806 50,812 |
50,799 50,806 |
Класс** |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
Вкладыш коренного подшипника нижний |
Толщина |
1,826 1,832 |
1,832 1,838 |
1,838 1,844 |
1,826 1,832 |
1,832 1,838 |
1,838 1,844 |
1,826 1,832 |
1,832 1,838 |
1,838 1,844 |
Обозначение |
21177- 1005171-01 |
21177-1005171-02 |
21177-1005171 -03 |
21177- 1005171-01 |
21177- 1005171-02 |
21177- 1005171-03 |
21177- 1005171-01 |
21177- 1005171-02 |
21177- 1005171-03 |
|
Цвет маркировки |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
|
Зазор |
min |
0,023 |
0,024 |
0,024 |
0,022 |
0,023 |
0,023 |
0,021 |
0,022 |
0,022 |
max |
0,047 |
0,047 |
0,048 |
0,046 |
0,046 |
0,047 |
0,045 |
0,045 |
0,046 |
* – маркировка на переднем торце блока цилиндров;**- маркировка на заднем торце коленчатого вала.
Таблица 10 – Схема селективной установки вкладышей шатуна
Измеряемый параметр |
Номер группы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Диаметр нижней головки шатуна |
Размер |
46,600 46,605 |
46,600 46,605 |
46,600 46,605 |
46,605 46,611 |
46,605 46,611 |
46,605 46,611 |
46,611 46,616 |
46,611 46,616 |
46,611 46,616 |
Класс* |
А |
А |
А |
В |
В |
В |
С |
С |
С |
|
Вкладыш шатуна верхний |
Толщина |
1,790 1,796 |
1,790 1,796 |
1,790 1,796 |
1,796 1,802 |
1,796 1,802 |
1,796 1,802 |
1,802 1,808 |
1,802 1,808 |
1,802 1,808 |
Обозначение |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-03 |
21177- 1004058-03 |
21177- 1004058-03 |
|
Цвет маркировки |
Зеленый |
Зеленый |
Зеленый |
Корич невый |
Корич невый |
Корич невый |
Синий |
Синий |
Синий |
|
Диаметр шатунных шеек коленча-того вала |
Размер |
42,990 42,995 |
42,984 42,990 |
42,979 42,984 |
42,990 42,995 |
42,984 42,990 |
42,979 42,984 |
42,990 42,995 |
42,984 42,990 |
42,979 42,984 |
Класс** |
А |
В |
С |
А |
В |
С |
А |
В |
С |
|
Вкладыш шатуна нижний |
Толщина |
1,790 1,796 |
1,796 1,802 |
1,802 1,808 |
1,790 1,796 |
1,796 1,802 |
1,802 1,808 |
1,790 1,796 |
1,796 1,802 |
1,802 1,808 |
Обозначение |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-03 |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-03 |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-03 |
|
Цвет маркировки |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
|
Зазор *** |
min |
0,022 |
0,021 |
0,021 |
0,021 |
0,020 |
0,020 |
0,021 |
0,020 |
0,020 |
max |
0,049 |
0,049 |
0,048 |
0,049 |
0,049 |
0,048 |
0,048 |
0,048 |
0,047 |
* – маркировка на шатуне;** – маркировка на заднем торце коленчатого вала;*** – с учетом расчетной деформации отверстия шатуна от установки вкладышей величиной 9…14 мкм.
Характеристики мотора 21129
С одной стороны мотор 21127, послуживший базовой версией для создания 21129, в свою очередь является тюнингованной модификацией 21126, поэтому большинство узлов в двигателе осталось прежним для снижения себестоимость производства. С другой точки зрения, изготовителем учтены минусы апгрейда его дочернего предприятия в ДВС 21128, поэтому конечная схема двигателя имеет вид:
- диаметр цилиндра и ход поршня остались классическими для переднеприводных моторов – 82 мм и 75,6 мм, соответственно;
- схема газораспределительного механизма движков осталась неизменной – DOHC с двумя верхними распредвалами;
- головка блока цилиндров, шатунно-поршневая группа и блок цилиндров не претерпели изменений;
- сохранился полностью впускной тракт с интегрированным ресивером, датчиками ДАД и ДТВ вместо ДМРВ;
- навесное оборудование изменилось частично – новые подушки, генератор и выпускной коллектор;
- улучшена система охлаждения мотора, впрыска топлива.
Самой важной особенностью 21129 стала новая версия прошивки контроллеров ЭСУД – М86. В результате снизился расход бензина, увеличился крутящий момент и мощность до 148 Нм и 106 л. с., соответственно. То есть, модернизация не затронула объемы камер сгорания 1,6 л.
https://www.youtube.com/watch?v=NJyErSBrT8k
Полное описание параметров мотора приводится в инструкции, а основные технические характеристики 21129 содержатся в данной таблице:
Изготовитель | АвтоВАЗ |
Марка ДВС | 21129 |
Годы производства | 2021 – … |
Объем | 1597 см3 (1,6 л) |
Мощность | 78 кВт (106 л. с.) |
Момент крутящий | 148 Нм (на 5800 об/мин) |
Вес | 110 кг |
Степень сжатия | 10,5 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный |
Впрыск | распределенный с электронным управлением |
Зажигание | катушка для каждой свечи |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | объединен с ресивером, полимерный, встроенная заслонка, датчики ДТВ и ДАД |
Выпускной коллектор | катализатор |
Распредвал | 2 шт., метки на шкивах смещены на 2 градуса |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Поршни | облегченные, производитель Federal Mogul |
Коленвал | от 11183 |
Ход поршня | 75,6 мм |
Горючее | АИ-95 |
Нормативы экологии | Евро-5 |
Расход топлива | трасса – 5,3 л/100 км
смешанный цикл 6,6 л/100 км город – 9 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,1 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W-30 и 10W-40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть, Mannol, Mobil |
Масло для 21129 по составу | синтетика, полусинтетика |
Объем масла моторного | 3,5 л |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс мотора | заявленный 200000 км
реальный 300000 км |
Регулировка клапанов | гидрокомпенсаторы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Количество ОЖ | 7,8 л |
Помпа | с металлической крыльчаткой |
Свечи на 21129 | BCPR6ES от NGK или отечественные АУ17ДВРМ |
Зазор между электродами свечи | 1,1 мм |
Ремень ГРМ | Gates, ширина 22 мм, ресурс 200000 км пробега |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | номер по каталогу 90915-10001
замена 90915-10003, с обратным клапаном |
Маховик | увеличенный размер демпфера |
Болты крепления маховика | коробка МТ – М10х1,25 мм, длина 26 мм, проточка 11 мм
коробка АТ – М10х1,25 мм, длина 26 мм без проточки |
Маслосъемные колпачки | код 90913-02090 впускные светлые
код 90913-02088 выпускные темные |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 800 – 850 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 31 – 39 Нм
маховик – 62 – 87 Нм болт сцепления – 19 – 30 Нм крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный) головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм 90° 90° |
Разработчиками рекомендовано комплектовать мотором 21129 машины завода с роботизированной КПП GFL12, механической коробкой ВАЗ GFL11 и МКПП Рено GFL13.
Оцените статью!