У автомобилей Лада Веста и XRAY однотипная система охлаждения всех двигателей. Она жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Рассмотрим устройство этой системы, а также ее особенности и отзывы владельцев о ней.
СодержаниеПоказать
Схема системы охдаждения двигателя
Описание: 1 – двигатель; 2 – водяной насос; 3 – термостат; 4 – штуцер для удаления воздуха; 5 – радиатор отопителя; 6 – радиатор системы охлаждения двигателя; 7 – расширительный бачок.
Устройство системы охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя (СОД) состоит из:
В СОД используется специальная жидкость (антифриз) на основе смеси води с этиленгликолем. Смешивание антифриза разных марок не рекомендуется, а имеющие разные основы недопустимо! При выборе антифриза обращать внимание следует не на его цвет, а на его химический состав (тип), рекомендованный заводом-изготовителем автомобиля. В случае утечки антифриза разрешается добавить дистиллированную воду, но после этого необходимо как можно быстрей восстановить оптимальную концентрацию антифриза. Плотность и концентрация антифриза представлена в таблице:
Помпа, которая установлена в блоке цилиндров обеспечивает циркуляцию антифриза в системе. На двигателях ВАЗ привод насоса осуществляется ремнем ГРМ, а на моторе Renault-Nissan H4M – ремнем привода вспомогательных агрегатов.
СОД имеет два круга циркуляции, которыми управляет термостат (см. замена термостата):
Электровентилятор охлаждает антифриз в радиаторе двигателя при недостаточно интенсивном потоке воздуха. Он установлен за радиатором и включается по сигналу электронного блока управления двигателем (ЭБУ). В цепь питания электровентилятора встроен блок управления. Вентилятор включается вне зависимости от положения или наличия ключа в замке зажигания. См. проверка вентилятора.
Расширительный бачок предназначен для компенсации теплового расширения в системе. Его заливную горловину закрывает специальная крышка, в которой размещены выпускной и впускной предохранительные клапаны. Крышки разделяются по величине давления открывания выпускного клапана на четыре группы (цвета):
В случае замены крышки следует брать деталь такой же группы. Из-за неисправности выпускного клапана в крышке в СОД может возникнуть повышенное давление. Длительная эксплуатация автомобиля с повышенным давление в СОД обязательно приведет к повреждению одного «самого слабого» элемента системы. Например, потечет или лопнет расширительный бачок или шланги.
А вы сталкивались с проблемами системы охлаждения двигателя на Весте или XRAY? Какие отзывы о данной системе можете оставить вы? Напомни, определить неисправность СОД можно по следующей схеме. Отзывы об эффективности работы печки на Весте мы рассматривали ранее.
До декабря 2020 года на автомобили Lada Vesta и Granta с завода устанавливали термостаты Behr. Один из владельцев при помощи специального прибора решил сравнить работу такого штатного термостата с аналогом от фирмы LUZAR.
Владелец Lada Vesta (ViSerg68) поделился своими наблюдениями, сравнив работу штатного термостата Behr с аналогом LUZAR LT 0190 (подходит на Lada Vesta, Granta, Kalina и Priora).
Тест термостата Behr
Машина с заводским термостатом за 5,5 лет проехала почти 100 тысяч км. На текущий момент после длительных и коротких поездок по городу и трассе было отмечено, что в рабочем режиме температура охлаждающей жидкости не поднимается выше 80 гр. и держится в диапазоне 75-80 градусов.
Похоже, что термоэлемент несколько устал, и изменил свои характеристики. Владелец отмечает, что в зимнее время в салоне уже не так комфортно, как раньше. По этой причине было решено заменить штатный термостат на аналог от Luzar.
Тест термостата Luzar
Был куплен термостат LUZAR LT 0190 с температурой открытия 85 градусов. Для XRAY, Largus и Priora с АМТ он имеет артикул LT 0194.
Первый тест был в домашних условиях. Перед установкой на машину термостат проверили на работоспособность в кастрюле на плите. Начало открывания термостата оказалось около 88 градусов (есть допуск ±2 гр., т.е. 83-87 градуса). При охлаждении на температуре 95 градуса подвижный элемент термостата начал закрываться.
После установки термостата он был проверен на деле. Температура охлаждающей жидкости при разных режимах эксплуатации автомобиля держит среднее значение около 85 гр., что соответствует маркировке.
Сравнение двух термостатов на этапе прогрева двигателя:
Внешние условия эксперимента были одинаковыми (-10..-14 градусов на улице, вентилятор печки на 3-х делениях). Владелец отмечает, что после 14 минут от запуска двигателя в первом случае двигатель прогрелся до 63 гр., а во втором случае за это же время прогрелся до 69 гр.
Читайте также: Где находится номер стартера ауди 80 б3
p.s. с декабря 2020 года на заводе вместо термостатов “Behr Thermot-Tronik” GMBH г. Чханвон начали устанавливать термостаты DONGFENG-FUJI-THOMSON THERMOSTAT CO.,LTD. В пресс-службе АВТОВАЗа сообщили, что это не повлияло на потребительские характеристики автомобилей.
Где купить: в нашем интернет-магазине (категория термостаты Vesta/Granta/Kalina/Priora и термостаты XRAY/Largus).
Владельцы Lada Vesta решили выяснить, при какой температуре охлаждающей жидкости включится электровентилятор системы охлаждения. Для этого они подключились к диагностическому разъему автомобиля, вывели показания температуры на экран мобильного телефона и начали нагревать датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).
По мере нагрева ДТОЖ температура плавно поднималась на экране смартфона и на панели приборов. После 55 градусов был отмечен быстрый рост показаний (до 90 градусов) на комбинации приборов. Такое поведение является нормой (см. информационное письмо №103-17). На цифре 90 градусов стрелка стояла до реальных 105 градусов, затем резко начала увеличиваться.
Вентилятор системы охлаждения включается:
Кстати, температура полного открытия клапана термостата – 102 градуса.
Напомним, в зависимости от температуры двигателя и комплектации Весты электровентилятор системы охлаждения может работать в двух режимах (низкая и высокая скорость вращения). Если двигатель перегревается, первым делом убедитесь в исправности вентилятора.
Термостат Лада Веста
Использование автомобиля Лада Веста должно быть строго с указанием требований завода изготовителя. Например, одним из важнейших параметров использования автомобиля является его температура двигателя. Начинать движение на непрогретом моторе не рекомендуется, не говоря уже о передвижении на автомобиле с недостаточным прогревом мотора.
Владельцы Весты довольно часто сталкиваются с проблемой, что их автомобиль перестает прогреваться до рабочей температуры или долго нагревается да необходимых значений, а всему этому может быть неисправный термостат. Наиболее часто автовладельцы сталкиваются с проблемами в работе термостата в холодное время года, так как летом заметить его поломку довольно сложно.
В данной статье речь пойдет о термостате на автомобиле Лада Веста, а именно о его назначении, расположении, признаках неисправности, стоимости и замене детали на новую.
Термостат был придуман для более быстрого прогрева автомобиля, а так же для поддержания определенной температуры двигателя. Рабочая температура двигателя позволяет ДВС работать намного дольше и продлевает его срок службы. Термостат позволяет эффективно работать системе отопления салона.
Он представляет собой клапан, работа которого зависит от температуры жидкости. Внутри него находится вещество, которое при повышении температуры выталкивает шток, тем самым открывая термостат и позволяя жидкости циркулировать свободно.
Чтобы более детально понять работы термостата, нужно знать, что в Лада Веста, как и в других автомобилях двух контурная система охлаждения двигателя. Первый контур (малый круг) циркулирует через рубашку охлаждения, помпу, радиатор печки и т.п., а второй контур (большой круг) циркулирует через те же детали что и малый круг, но уже и через радиатор охлаждения.
Между этими контурами и находится термостат, который при достижении нужной температуры открывает циркуляцию жидкости через радиатор, либо закрывает ее.
Термостат на Лада Веста, это разборная деталь, а находится он на головке блока цилиндров, обнаружить его можно под боксом воздушного фильтра. Чтобы доступ к термостату был свободен достаточно лишь, снять корпус фильтра.
К нему подходят несколько шлангов, а сам он расположен в алюминиевом корпусе. При его замене не обязательно менять деталь полностью, достаточно лишь заменить сам клапан, который стоит намного дешевле, чем вся деталь в сборе.
Когда термостат начинает выходить из строя его обнаружить сложно. Чаще всего автовладельцы сталкиваются с проблемами в термостате в холодное время года, так как начинают включать отопитель салона, а температура за бортом не позволяет быстро прогреваться ДВС.
Если данная деталь неисправна, наблюдаются следующие неисправности:
Что происходит, когда термостат неисправен
Если термоэлемент автомобиля неисправен, то клапан не закрывается до конца и жидкость протекает через радиатор охлаждения, тем самым не позволяя нагреться двигателю до нужной температуры. Такое происходит при большом пробеге автомобиля, когда химическое вещество внутри термостата перестает справляться со своими обязанностями и открывает термоклапан намного раньше, чем нужно.
Читайте также: Плинтусные панели сергиев посад и цена в сергиевом посаде
Так же бывает, что термостат заклинивает в одном положении и жидкость может постоянно циркулировать через радиатор, либо если термостат заклинит в закрытом положении, автомобиль начнет перегреваться, что вызовет закипание жидкости в системе.
Проверить термостат довольно просто, необходимо после вечерней стоянки, либо на холодном моторе. Запускаем двигатель, и открываем капот, после чего прикасаемся к подводящему патрубку радиатора, он должен оставаться холодным, до тех пор, пока клапан термостата не откроется. Если же патрубок нагревается наравне со всеми, то это означает, что термостат неисправен.
https://youtube.com/watch?v=RoslkbIQdik%3Ffeature%3Doembed
Заводом изготовителем задана специальная рабочая температура двигателя при которой ДВС будет работать эффективно и надежно, а его срок работы не станет ниже. Эта температура для Лады Весты равна 85°С. Именно при такой температуре клапан термостата начинает открываться и жидкость начинает циркулировать по большому контуру.
Приобрести термостат можно по небольшой цене, но если покупать отдельно клапан если же покупать термостат в сборе, то его цена возрастает в разы. Стоимость клапана начинается от 300 рублей, а стоимость детали в сборе от 2000 рублей.
Замена детали производится довольно просто, но занимает немало времени, так как необходимо сливать жидкость охлаждения. Работы необходимо производить только на холодном двигателе, иначе возможно обжечься о горячую жидкость.
Для замены потребуется:
https://youtube.com/watch?v=yVismVGMsC4%3Ffeature%3Doembed
Важнейшей задачей системы охлаждения является поддержание стабильной рабочей температуры двигателя. От этого напрямую зависит его мощность, приемистость, расход топлива, качество смесеобразования. Каждый силовой агрегат имеет свое оптимальное температурное значение. После прогрева оптимизируется работа системы смазки, ГРМ, управления впрыском. Перегрев движка может привести к его серьезным поломкам, поэтому важно контролировать данные значения на постоянной основе.
Что такое рабочая температура двигателя автомобиля и какая считается нормальной
При сгорании воздушно-топливной смеси внутри цилиндров двигателя без дополнительных способов защиты температура достигает 2000 градусов тепла. Это может привести к деформациям металла из-за его расширения.
Для предотвращения таких ситуаций в конструкции любого авто предусмотрена система охлаждения, которая отводит лишнее тепло. Благодаря ее работе, тепловой режим поддерживается на уровне 80-90 градусов Цельсия. Для каждого конкретного мотора нормальная рабочая температура отличается.
Средние значения составляют 75-105 градусов.
Самые современные двигатели предназначаются для работы в диапазоне температур 115-130 градусов Цельсия на холостых оборотах. Это благоприятно влияет на экономичность, чистоту выхлопа. С другой стороны, эксплуатационный ресурс такого мотора значительно снижается. Для современных силовых агрегатов на фоне автомобильного перепроизводства данный параметр имеет меньшее значение.
Самые современные автомобили оснащаются вентиляторами с несколькими скоростями работы. При этом работают они под контролем электронного блока управления, который активирует их, ориентируясь на нагрузку, скорость, другие условия.
Кроме того, большинство машин имеют регулируемый термостат, который функционирует в двух режимах. Работа целостной системы охлаждения контролируется и управляется электроникой.
После запуска автомобиля нужно постоянно контролировать показания температурного датчика.
Любые отклонения могут свидетельствовать о каких-либо неисправностях. При таких обстоятельствах нужно постараться как можно быстрее выяснить причину проблемы.
Как определяется рабочий диапазон
Коэффициент полезного действия (КПД) является одной из важнейших характеристик двигателя внутреннего сгорания. От этого параметра напрямую зависит экономичность, мощность, динамика автомобиля. КПД тесно связан с рабочей температурой. Эффективность работы силового агрегата улучшается с увеличением нагрева.
С другой стороны, бесконечно повышать температуру мотора нельзя, поскольку из-за расширения металла это может привести к необратимым последствиям. В первых моделях автомобилей использовалось воздушное охлаждение.
Но только водяное охлаждение дает возможность создавать системы высокой эффективности, которые могут точно стабилизировать температурный режим. Это достигается за счет изменения химического состава антифриза, увеличения давления внутри системы охлаждения.
Эти технологии позволили увеличить рабочую температуру до 110 градусов Цельсия. Следует учитывать, что при уменьшении давления охлаждающая жидкость может мгновенно закипеть. Поэтому на работающем авто ни в коем случае нельзя выкручивать пробку радиатора.
Читайте также: Установка ограничителей дверей на лада веста
Как зависит рабочая температура от типа ДВС
Рабочая температура зависит от особенностей конструкции конкретного силового агрегата:
Оптимальные значения для машин АвтоВАЗ – Приоры, ВАЗ 2114 и других
Для силовых агрегатов современных автомобилей этой легендарной российской марки рабочим диапазоном считаются температуры 87-103 градуса. При снижении показателей будет теряться динамика и мощность. В противном случае произойдет закипание охлаждающей жидкости.
При нарушении нормальных показателей нужно принимать безотлагательные меры. В первую очередь нужно проверить исправность узлов и деталей системы охлаждения. Температурные колебания с большой вероятностью приведут к поломкам разных систем двигателя.
Степень нагревания антифриза контролируется специальным датчиком. Его результаты отображаются на панели приборов.
Для модели Лада Приора, ВАЗ-2114 оптимальной рабочей температурой мотора является 95 градусов при движении на скорости 80 км/час. При повышении температуры до 100 градусов конструкцией авто предусмотрен вентилятор.
Температура двигателя ниже нормы
Недостаточный прогрев негативно сказывается на работоспособности авто. Топливо при контакте с холодными стенками цилиндров образует конденсат, который попадает внутрь картера, разбавляя моторное масло.
В результате процессы износа трущихся поверхностей заметно активизируются (это шейки распределительного, коленчатого, промежуточного вала, вкладыши, поршни, стенки цилиндров). Кроме того, растет расход топлива, теряется мощность, приемистость мотора.
Причины
При эксплуатации автомобиля в условиях низких температур можно столкнуться с переохлаждением двигателя.
Такое явление может быть вызвано следующими причинами:
Есть ли угроза, если температура двигателя не поднимается до рабочего уровня
Езда при таких условиях может привести к таким неблагоприятным последствиям:
Таким образом, непрогретый мотор из-за повышенного трения может достаточно быстро выйти из строя.
О чем говорит перегрев
Слишком высокая температура двигателя может быть вызвана поломками элементов системы охлаждения, загрязнением ее рубашки.
Почему повышается температура
Самой распространенной проблемой можно считать недостаток охлаждающей жидкости, которая должна эффективно отводить тепло от сильно нагретых деталей. При таких ситуациях лучше долить антифриз. Если такой возможности нет, то рекомендуется включить обогрев салона для отвода лишнего тепла.
Проблема может возникать из-за поломки электрического вентилятора. Здесь могут окислиться контакты, сгореть реле, сломаться датчик. Для диагностики можно снять с вентилятора разъемы, подсоединить их напрямую к аккумуляторной батарее.
Температура мотора может повышаться из-за выхода из строя термостата, когда охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу внутри самого двигателя. Также перегрев может возникать из-за засорения системы охлаждения, пробоя прокладки ГБЦ, неправильного закрытия жалюзи радиатора при теплой погоде.
Возможные последствия
При перегреве может произойти заклинивание двигателя. К этому приводит кипение, испарение охлаждающей жидкости. По этой причине металл расширяется, детали деформируются, изменяя нормальные размеры, форму деталей, которые двигаются.
Максимальный уровень нагрева определяется видом и свойствами антифриза. Кроме того, из-за перегрева может разрушиться радиатор, расплавиться электрическая проводка.
При какой температуре можно начинать движение
При прогреве мотора нужно ориентироваться на его температуру, обороты и на другие косвенные показатели, которые определяются на уровне звука и вибраций.
Нужно дождаться, чтобы двигатель прогрелся хотя бы до 50 градусов. На это потребуется всего лишь до 2-3 минут. Здесь не рекомендуется спешить. Если прогревать мотор до этого значения, то реально ощутимо увеличить его ресурс.
Можно ориентироваться и на обороты. Здесь нужно к рекомендованному нормальному показателю для конкретного авто добавить 200 оборотов/минуту. Только после этого можно начинать движение. Еще важно не давить сильно на газ, поскольку это может навредить двигателю.
В процессе прогрева мотора рекомендуется ориентироваться на собственные ощущения. Например, желательно обратить внимание на работу печки. Если идущий из нее поток воздуха стал холодным, а внутри салона стало заметно теплее, то это свидетельствует о том, что двигатель уже прогрелся до рабочей температуры. При таких обстоятельствах можно смело начинать движение.
Таким образом, во время управления авто ни в коем случае нельзя игнорировать температуру охлаждающей жидкости и не забывать ориентироваться на рекомендованные показатели для конкретного авто.
Оцените статью!