Top.Mail.Ru
Connect with us

Hi, what are you looking for?

Авто

Колдун ваз 2110 — меняем своими руками

Тормозная система автомобиля является важным элементом безопасности. Ее исправное состояние может спасти жизнь при дорожно-транспортных происшествиях. Одним из самых своеобразных узлов является регулятор давления задних тормозов, в просторечье известный, как колдун.

Такое название появилось еще с первыми «Жигулями» из-за его загадочности и неизвестности принципа работы. Колдун ВАЗ 2110 имеет каталожный номер, начинающийся с 2108, и применяется кроме десятого семейства на других вазовских машинах: «Самаре», «Калине» и «Приоре».

СодержаниеПоказать

    Что такое «колдун» в тормозах?

    Можно сказать что «колдун» — это дедушка системы АБС. Кстати, забавно, что много кто слышал данное словечко и некоторые даже представляют что это и для чего надо, но вот правильное название сказать готовы далеко не все. А называется сия штука регулятор тормозных усилий. Что и зачем нужно регулировать, я расскажу далее. Но для начала, чуть-чуть теории.

    герой нашего повествования

    Как мы уже неоднократно обсуждали в различных беседах, при резком торможении автомобиль сильно клюёт носом вперёд. Соответственно, передняя ось в этот момент испытывает бОльшую нагрузку, равно как и передние тормозные механизмы. Именно поэтому если на машине присутствуют барабанные тормоза (что встречается всё реже), то они устанавливаются сзади. Но даже барабаны при определённом давлении на педаль тормоза способны заблокировать колёса. А значит — кратно увеличить риск заноса со всеми вытекающими последствиями. Для минимизации вероятности такого сценария, в качестве более дешёвой альтернативы АБС и ставится «колдун».

    Итак, регулятор тормозных усилий необходим для предотвращения блокировки задних колёс раньше передних. Это на скользких поверхностях. А на асфальте полностью исправный «колдун» должен удерживать заднюю ось на грани блокировки, не допуская «клина» вовсе. Но это стройная теория, а о нюансах практики чуть позже. Пока же давайте выясним принцип работы этой штуки.

    Сейчас очень упрощённо, опуская ненужные подробности конструктива.

    Внутри металлического корпуса (цилиндра), закреплённого на кузове, расположен подпружиненный поршень, а снаружи на корпусе находятся входы/выходы тормозных магистралей. Рядом с поршнем, также снаружи, закреплена подвижная тяга, другим концом зафиксированная на элементах балки/моста. При резком торможении задняя часть кузова поднимается относительно моста — при этом подвижная тяга перемещается и начинает давить на поршень. Тот перемещается внутри цилиндра и частично перекрывает выходы на магистрали задних тормозов. Таким образом, давление тормозной жидкости остаётся достаточным для их эффективной работы, но недостаточным для полной блокировки. Собственно, вот и всё колдунство «колдуна».

    Однако, как это часто бывает, гладко было на бумаге. На практике же, узел этот весьма капризный, нуждается в исключительно-точной калибровке (иначе, будет либо чуть что блокировать зад, либо не тормозить им вообще), не любит грязи (так как очевидно имеет резиновые уплотнения), часто от этой самой грязи заклинивает, подтекает, и так далее. Само-собой, что на иномарках всё это дело служит правильнее и дольше, а на милых сердцу Тазах опытные владельцы либо выбрасывают его из тормозной системы вовсе, либо допиливают схему для более вменяемой работы. Но это уже совсем другая история.

    В заключение можно сказать что «колдун», по-идее, нужен и создан во-благо, но в реальной жизни суровых советских автодорог выходит «как всегда». В любом случае, полноценную АБС он заменить никак не может и на сегодняшний день является всё более редким анахронизмом.

    Читайте также:  The process of enhancing the braking mechanism of Lada Vesta Sv Cross with a stronger grip involves a set of intricate steps, commonly referred to as «21 sequence». Additionally, there is a guidebook available that painstakingly outlines the elaborate procedure of replacing the handbrake, while tackling the complexities of ensuring a firm hold on Vesta’s braking system

    Устройство и принцип действия этого элемента довольно просты. В момент, когда задняя часть кузова автомобиля поднимается, и расстояние между мостом и кузовом увеличивается, в действия приводится специальный рычаг, который связан в «колдуном». Этот рычаг опускает поршень, который перекрывает канал тормозной жидкости, соответственно давление на задние колодки уменьшается. Колёса не перестают вращаться и, соответственно не уходят в юз.

    Сама задумка довольно хитрая, но, как часто происходит – на практике это вызывает сомнения. Ведь если при торможении педаль тормоза нажимается с большим усилием, то в юз переходят передние колёса и автомобиль всё равно начинает заносить. Довольно часто при наблюдении за случившимся дорожно-транспортным происшествием, можно заметить, что автомобили с «колдуном» развёрнуты задом наперёд. Не связано ли это с данной чудо-деталью, которая по своей сути должна предотвратить этот занос?

    Полезные советы

    На эффективность торможения задней оси, кроме колдуна влияют:

    В интернете встречаются советы по доработке тормозной системы ВАЗов: замена колдуна простым тройником, подбор толщины уплотнительных шайб в регуляторе, переделка с диагональной системы на двухконтурную передняя–задняя оси.Но по Правилам дорожного движения запрещено внесение любых конструктивных изменений в узлы автомобиля, от которых непосредственно зависит безопасность. Лучшим вариантом является квалифицированное техническое обслуживание, своевременное выявление и устранение неисправностей.

    Колдун ваз 2110 — меняем своими рукамиКолдун ваз 2110 — меняем своими руками

    РДТ (колдун) ВИС в сборе

    Колдун ваз 2110 — меняем своими рукамиКолдун ваз 2110 — меняем своими руками

    РДТ (колдун) Fenox

    Колдун ваз 2110 — меняем своими рукамиКолдун ваз 2110 — меняем своими руками

    Возможные неисправности регулятора

    В целом, неисправностей, которые могут возникать в колдуне, немного. К ним можно отнести:

    Разрегулированный колдун можно настроить. Определить необходимость регулировки можно по поведению машины при нажатии на тормоз. При неправильной настройке регулятора машину начинает бросать в сторону.

    Колдун ваз 2110 — меняем своими рукамиКолдун ваз 2110 — меняем своими руками

    При заклинивании клапана или протечках жидкости механизм подлежит замене. Теоретически его можно отремонтировать. Однако процесс такого ремонта сложен и дорог, что делает его нерентабельным.

    Устройство системы торможения

    Важнейшим составным элементом схемы тормозной системы ВАЗ 2110 является вакуумный усилитель и двухконтурный регулятор. Последний отвечает за создание давления в задних тормозных устройствах.

    Читайте также:  Замена масла в двигателе h4m лада веста

    Тормозной привод оснащается системой трубопроводов, которые разделены на два контура, тормозными устройствами и шлангами. Именно они позволяют передним и задним колесам тормозить.

    Колдун ваз 2110 — меняем своими рукамиКолдун ваз 2110 — меняем своими руками

    Чтобы привести в действие тормозную систему, внутри салона в ногах водителя расположена специальная педаль. В автомобиле ВАЗ 2110 она находится посередине.

    Основными элементами гидропривода являются:

    Проверка

    Симптомы неисправности колдуна на ВАЗ 2110 проявляются при торможении:

    У ВАЗ 2110 расположен колдун на кронштейне под днищем, чуть слева, в районе задних колес. Работать с ним лучше на подъемнике, эстакаде или смотровой яме. Основные дефекты легко обнаруживаются при внешнем осмотре. Потеки тормозной жидкости указывают на износ или повреждение манжет.

    Колдун ваз 2110 — меняем своими рукамиКолдун ваз 2110 — меняем своими руками

    Колдун (РДТ) установленный на днище

    Если поршень колдуна закис и не двигается, то это также определяется визуально, когда помощник несколько раз плавно нажимает на педаль тормоза. В обоих случаях ремонт нецелесообразен, необходима замена.

    Все в порядке, если регулятор чист, зазор между рычагом привода и пластиной составляет 2 мм, шток перемещается при нажатии на педаль.

    Исправный колдун должен обеспечить:

    Настройка регулятора тормозных усилий

    Регулировка колдуна должна производиться на эстакаде или смотровой яме. При этом автомобиль разгружают и загоняют на место проведения работ.

    Для выполнения манипуляции понадобится:

    Чтобы отрегулировать колдун, гаечным ключом ослабляют болт его крепления к кронштейну рычага. Далее с помощью отвертки перемещают кронштейн до тех пор, пока получившийся зазор не позволит вставить в него подготовленное двухмиллиметровое сверло. После этого болт затягивают.

    Колдун ваз 2110 — меняем своими рукамиКолдун ваз 2110 — меняем своими руками

    На заметку: регулятор давления тормозов ВАЗ-2110 и предыдущих ВАЗовских моделей в процессе эксплуатации закисает так, что сдвинуть его кронштейн не представляется возможным. В такой ситуации следует облить заржавевший участок жидкостью WD-40, подождать 15-30 минут, после чего ударами молотка через мягкую выколотку сместить деталь в сторону.

    Как работает колдун

    Сам по себе регулятор состоит из цилиндра, клапана, пружинки и штока. Последний связан с задней балкой, за счет чего и обеспечивается работа колдуна ВАЗ-2109. Также через регулятор давления задних тормозов проходят контуры с тормозной жидкостью. Для их крепления на устройстве предусмотрено 4 резьбовых входа. Как работает регулятор-колдун на ВАЗ? Во время экстренного торможения передняя часть авто прижимается к земле, а задняя приподнимается. От этого приходит в движение шток регулятора, который перекрывает поступление жидкости в задние цилиндры. Пружинка, расположенная под клапаном, не дает ему закрыться полностью. Поэтому задние механизмы все же срабатывают, но позднее и слабее передних.

    Читайте также:  Как заменить кран отопителя на ваз 2106

    Таким способом осуществляется стабилизация траектории движения.

    Снятие и установка

    Для замены колдуна на ВАЗ 2110 нужны ключи на 13 и 10. Вместо 10 очень желателен специальный ключ для тормозных штуцеров, он бережнее обычного рожкового обращается с мягкими медными гайками из-за большой площади контакта.

    Такой ключ похож на накидной, но имеет прорезь для заведения в нее трубки и высокие губки. Необходимо примерно пол-литра тормозной жидкости и 4 резиновые заглушки для тормозных шлангов.

    В магазинах запчастей для ВАЗ продаются автовазовские чугунные и белорусские алюминиевые регуляторы. Российский «ВИС» обычно надежнее, белорусский Fenox легче и дешевле.

    Условия под днищем, для колдуна неблагоприятные, поэтому сначала нужно почистить грязь жесткой щеткой и смочить резьбовые соединения проникающей смазкой типа WD-40. С задней балки снимается фиксирующая скоба, при необходимости можно использовать для разжимания мощную отвертку.

    Аккуратно отворачиваются тормозные трубки, помечаются для обратной сборки, закрываются резиновыми заглушками. Для демонтажа регулятора, удобнее открутить две гайки крепления кронштейна к днищу и снять колдун в сборе.

    При монтаже болты крепления регулятора (внимание, передний болт длиннее заднего), через отверстия вытянутой формы, к кронштейну полностью не затягиваются, чтобы обеспечить перемещение при регулировке. Сборка проводится в обратной последовательности, обязательно для надежности обжимается плоскогубцами скоба-фиксатор на балке.

    Для устранения воздуха из системы, после работы необходимо прокачать тормоза. Делать это проще вдвоем, процесс неоднократно описан, в том числе и для ВАЗ 2110-2112. При замене колдуна, достаточно прокачать только задние тормозные механизмы.

    Регулировка

    Работа колдуна на автомобилях ВАЗ, зависит от положения кузова. Поэтому регулировку необходимо выполнять не только при каждом техническом обслуживании, но и при замене амортизаторов и пружин, после проведения ремонта задней балки и, конечно, замене самого колдуна.Автомобиль размещается на эстакаде или смотровой яме, для установки подвески в равновесное положение, пару раз качается руками багажник. Ключом на 13 ослабляются болты крепления к кронштейну, передний болт снизу не виден, его надо найти на ощупь.

    Перемещая регулятор, достигается зазор в 2 мм между упругой пластиной (шток упирается в нее) и рычагом. Сопротивление пружины велико, надо использовать «монтажку» или специальное приспособление. Болты затягиваются, зазор проверяется щупом. При отсутствии щупа, можно использовать сверло диаметром 2 мм и даже двухрублевую монету.Дальнейшая проверка проводится на ходу. Тормозя со скорости 40 км/час, самостоятельно или при помощи напарника вне машины оцените момент начала срабатывания задних механизмов по сравнению с передними.

    Если его надо сделать позже, то зазор необходимо увеличить, а если меньше, то, соответственно, уменьшить.

    Оцените статью!