Connect with us

Hi, what are you looking for?

Авто

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

В процессе сборки двигателя не избежать этапа затяжки болтов головки блока цилиндров. Прокладка, которая располагается между блоком и головкой, должна быть притянута равномерно и с заданным усилием, иначе возможно нарушение герметичности, смешивание технических жидкостей, повреждение элементов, возникновение других проблем. Следствием этого может быть поломка мотора. Именно поэтому так важен порядок затяжки болтов ГБЦ и контроль момента затяжки.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

СодержаниеПоказать

Затяжка головки блока цилиндров на дизеле и бензиновом моторе

Устройство ГБЦ независимо от типа двигателя — схоже. Внутри находится газораспределительный механизм, а сам корпус является составляющей камеры сгорания и имеет специальные каналы, предназначенные для циркуляции масла и антифриза. Благодаря должному прилеганию ГБЦ, соблюдается герметичность всех систем, и мотор работает с максимальным КПД. Головка блока состоит из сплава алюминия с другими металами, а болты, которые используются для затяжки, – из стали. Повышенная температура заставляет металлы расширяться, но с разной степенью интенсивности, поэтому в случае ошибок при установке возникающее напряжение корпуса способствует появлению трещин.

Особенности затяжки болтов ГБЦ на популярных двигателях

Советы по затяжке болтов ГБЦ на некоторых популярных двигателях следующие:

Особенности выполнения работ на примере некоторых авто

В качестве доказательства суждения о том, что каждая силовая установка имеет свои головные характеристики, рассмотрим нюансы проведения работ на конкретных моделях.

ВАЗ-2112 16 клапанов

Многочисленные модификации ВАЗ-2112 комплектовались 16-клапанными силовыми установками двух типов (заводские индексы — 21120 и 21124). Эти два двигателя, несмотря на некоторые особенности конструкции, имеют одинаковую технологию зажима головки.

В этих устройствах используются натяжные болты 93 мм. В этом случае допускается повторное использование крепежа, но при одном условии: если их длина не превышает 95 мм (если больше, их необходимо заменить). Для крепления головки используется 10 болтов.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Затяжка проводится в три подхода:

Схема движения показана ниже.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Между 2-м и 3-м подходами нужно сделать перерыв на 20 минут.

Поскольку на этих двигателях используются тяговые болты, дополнительное натяжение при эксплуатации автомобиля не требуется.

ВАЗ-2107

На ВАЗ-2107 все устанавливаемые модификации силовых агрегатов 8-клапанные.

Головка блока крепится к ним 11 болтами, 10 из которых являются основными и 1 — вспомогательными боковыми болтами (устанавливаются в боковой планке).

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

На этом станке затяжка крепежа также выполняется в три подхода:

Нет необходимости в дополнительной подтяжке ГБЦ при эксплуатации ВАЗ-2107.

«Самара», 10-е семейство, Приора

На моделях семейства Самара (2108-21099) помимо ВАЗ 2110-2112 с 8-клапанным агрегатом затяжка проводится уже в 4 подхода:

Перерыв между пунктами 3.4 составляет 20 минут.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Что касается «десятого» семейства ВАЗ, оснащенного 16-клапанными двигателями, их технология зажима такая же, как у ВАЗ-2112 (описана выше).

То же касается и Lada Priora, на 8-клапанных агрегатах используется способ с 4 подходами (ВАЗ 2108-21099), а на 16-клапанных — 3 подхода (ВАЗ 2112 с 16-клапанным двигателем).

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

«Волга»

На двигателях ЗМЗ-406, устанавливаемых на Волгу, согласно технической документации автопроизводителя, болты ГБЦ блока цилиндров затягиваются двумя способами:

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Но многие автовладельцы этого автомобиля отмечают, что данная технология не позволяет качественно притянуть ГБЦ, поэтому используют приемы с большим количеством подходов.

Самым распространенным является метод кроссовера, который выполняется в 4 этапа и требует обязательных действий:

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

При работе с этим двигателем не требуется последующей затяжки болтов.

Инструкция по затяжке болтов ГБЦ

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Таким образом, наиболее распространенные ошибки, допускающиеся в процессе затягивания болтов ГБЦ следующие:

Как затянуть болты ГБЦ без динамометрического ключа

Цена на профессиональный инструмент, приемлемой точности доходит до 200$, что не по карману простому обывателю. Однако физика дает пользователям право на самостоятельное изготовление «подобия» данного инструмента за умеренную плату.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Для этого понадобится:

Чтобы затянуть болты без динамометрического ключа, необходимо вспомнить немного физики. Момент затяжки является приложенным усилием к метровому рычагу (кгс.м). Следовательно, требуется замерить длину ключа и разделить 1 на получившееся число. Далее результат умножается на момент затяжки и ответом будет необходимый показатель на весах.

Для примера можно смоделировать ситуацию:

Таким образом, если к ключу присоединить весы, тянуть за крючок требуется с силой 12 кг. Если необходимо закрутить болт с маркировкой в Ньютонах, при помощи стандартного соотношения вычисляется усилие и здесь.

Правила проведения затяжки крепления

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Назначение и строение ГБЦ

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Головка блока цилиндров — своеобразная крышка камеры сгорания. Для возможности работы ДВС здесь размещаются впускные и выпускные клапаны, свеча(и) зажигания и различные датчики (зависит от конструкции мотора).

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Сложная деталь на современных авто изготавливается из алюминия и содержит сложную систему клапанных приводов, масляных и охлаждающих каналов.

Что происходит в ГБЦ во время работы мотора

Если не углубляться в «дебри» моторостроения, на ГБЦ действует две основные силы.

Силы, действующие на ГБЦ во время затягивания болтов

От правильности затяжки болтов зависит стабильная работа двигателя. При закручивании элементов крепления деталь подвергается сильному давлению. В местах, где проходят шпильки. Следовательно, если нарушить последовательность действий – головку потянет и ее придется протачивать.

Необходимые инструменты

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Схема и порядок затяжки головки блока цилиндров

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Можно немного изменить порядок притяжки, затягивая после центральных болтов сначала левые и правые винты, располагающиеся по бокам от центральных, по одному ряду, а затем по другому. Это не будет причиной негативных последствий, если соблюдается рекомендуемое усилие.

После вкручивания болтов от руки берут динамо-ключ и прикладывают сначала усилие равное 3-4 кгс·м, затем 7-8 кгс·м, а в конце подтягивают болты с рекомендуемым моментом, согласно мануалу. Например, производитель ВАЗ 2109 рекомендует для этой модели после затяжки с моментом 7,5-8,5 кгс·м, дополнительно повернуть все болты в той же последовательности на 90, и затем снова на 90.

Динамометрический ключ и его виды

Он нужен для затяжки болтов ГБЦ. В 2021 году устройства делятся на три основных типа.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Щелчковый ключ

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Достаточно популярная разновидность устройства, получившая широкое распространение благодаря умеренной стоимости и простоте эксплуатации.

Принцип действия основан на установке требуемого момента на основной и вспомогательной шкале. При достижении установленного усилия срабатывает трещотка и ключ, с характерным звуком проскальзывает.

Стрелочный ключ

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Самая первая и простая разновидность, сохранившаяся со времен СССР во многих мастерских. Принцип действия основан на сопротивлении торсиона при повышении крутящего момента.

Основным недостатком является низкая точность прибора – со временем торсион изнашивается и ключ начинает врать в большую сторону.

Цифровой ключ

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Цифровые устройства отличаются увеличенной точностью замера, что позволяет использовать их на передовых ДВС, требующих тщательной калибровки.

Подобные ключи в 2021 году еще редкость и встречаются преимущественно в мастерских, что обусловлено их дороговизной.

Иные приспособления

При отсутствии специального инструмента можно воспользоваться подручными материалами по типу длинного рычага и обычного кантора. Суть заключается в расчете стандартной формулы.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Для примера, чтобы получить момент затягивания 10 Нм, следует использовать рычаг длинной 1 метр и приложить к его концу усилие 1 кг.

Работа с динамометрическим ключом

Динамо-ключ имеет измерительную шкалу, позволяющую точно определить усилие затяжки. Перед использованием новый ключ следует разработать, сделав несколько затяжек на минимуме, благодаря этому детали механизма смажутся. После использования инструмент нужно убрать на хранение, смазав тонким слоем машинного масла. После каждой процедуры следует выставлять ноль (если использовался щелчковый ключ), чтобы впоследствии пружина сохранила свою упругость и точность сохранилась. При активном использовании ключа пружина все равно растягивается, поэтому рекомендуется каждый год производить калибровку. При затяжке нельзя стучать по инструменту или использовать всевозможные удлинители.

Читайте также:  Первое то лада веста цена у дилера

Если у автомобилиста имеется ключ щелчкового типа, то перед затяжкой нужно выбрать необходимый момент. Для этого раскручивают гайку, располагающуюся внизу рукояти, и выставляют нужное значение. После этого гайку закручивают. При закручивании болтов головки блока цилиндров ключ издаст щелчок и начнет проскальзывать. Это означает, что требуемый момент силы достигнут.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Стрелочный инструмент не позволяет выставить момент затяжки заранее, поэтому усилие придется контролировать непосредственно в процессе. Затягивать крепеж необходимо осторожно, чтобы случайно не приложить больше усилий, чем необходимо. Нужное показание на шкале лучше обозначить заранее. Указатель при закручивании остается неподвижным, а рукоятка со шкалой смещается.

Электронный динамо-ключ напоминает щелчковый, только измерение осуществляется с помощью электронного устройства. Момент также выставляется заранее. Когда он достигнут, издается звуковой сигнал.

Динамометрический ключ своими руками

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Затягивание соединений без динамометрического ключа

Когда динамоключа нет и для затяжки используется самодельное приспособление или безмен, нужно высчитывать усилие. Рекомендуемый момент в мануале указан в Ньютонах на метр, а весы выдают значение в килограммах. Важно знать параметр кгс·м, который рассчитывается по формуле:

кгс·м=m/L, где кгс·м – кг силы на метр, m – значение на весах, L – расстояние от центра болта до крепления весов.

1 кгс·м = 9,81 Ньютонов.

Отсюда формула для определения нужного усилия затяжки в кг, если известно это значение в Н:

m = Н · 0,102 · (1 / L),

Как выкрутить болт с сорванными гранями из головки блока цилиндров

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Таковы основные особенности затяжки болтов ГБЦ. Самое важное, что требования изменчивы и зависят от марки и модели автомобиля, а в схему можно вносить небольшие изменения. Однако в любом случае крепежи закручиваются от середины к краям.

Удалось ли Вам решить свою проблему по рекомендациям из статьи?

Нет. Требуются дополнительные ответы. Сейчас спрошу в комментариях.

Частично. Еще остались вопросы. Сейчас отпишусь в комментариях.

Как протягивать болты головки блока цилиндров при затяжке ГБЦ

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Затяжка головки блока цилиндров является важной и ответственной процедурой. Данную операцию производят во время обратной сборки двигателя после снятия ГБЦ. Правильная затяжка болтов головки блока цилиндров влияет на исправность и работоспособность силового агрегата, так как головка является частью камеры сгорания. Другими словами, после затяжки ГБЦ представляет собой единое целое с блоком цилиндров. Между блоком и головкой блока дополнительно устанавливается уплотнительная прокладка. В том случае, если головка затянута неправильно, высока вероятность повреждений самой ГБЦ, прокладки, болтов головки блока и отверстий под болты в БЦ.

В некоторых случаях в месте установки прокладки появляются течи. Также в случае неплотного прилегания головки блока во время работы ДВС может происходить прорыв отработавших газов в каналы системы смазки и охлаждения двигателя, а еще происходит попадание антифриза в масло и наоборот. В результате свойства смазочного материала и охлаждающей жидкости меняются, что может быстро вывести двигатель из строя. Далее мы поговорим о том, какой порядок затяжки болтов ГБЦ нужно соблюдать, как производится затяжка болтов головки блока цилиндров динамометрическим ключом, а также какой должна быть сила затяжки головки.

Моменты затяжки гбц ВАЗ 8 клапанов и 16 клапанов

Моменты затяжки гбц ВАЗ 8 и 16 клапанов – тема этой статьи. В ней приведен момент затяжки болтов гбц ваз различных автомобилей. Выложены схемы затяжки болтов гбц ВАЗ разных моделей. Описана последовательность выполнения затяжки болтов головки блока цилиндров для каждого двигателя автомобилей ВАЗ. Выложены марки болтов, соединяющих гбц с блоком движка.

Момент затяжки гбц ВАЗ – это размер усилия затяжки крепежа головы блока цилиндров двигателя автомобиля ВАЗ, при котором не срывается резьба метизов и не портится тело головы блока.

  • Момент затяжки болтов гбц ВАЗ 2101
  • Моменты затяжки головы блока цилиндров двигателя ВАЗ 2102
  • Усилие закручивания гбц ВАЗ 2103
  • Момент затяжки болтов гбц ВАЗ 2104
  • Сила закручивания головки блока цилиндров ВАЗ 2105
  • Моменты затяжки головы блока ВАЗ 2109
  • Моменты затяжки гбц ВАЗ 2112
  • Моменты затяжки гбц ВАЗ 21114
  • Моменты затяжки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 11183
  • Моменты затяжки гбц двигателя ВАЗ 21124

Момент затяжки болтов гбц ВАЗ 2101

Затяжку болтов марки 2101-1003271 и 1/60441/30 головы блока цилиндров необходимо выполнять за 2 раза, в очередности, указанной на изображении.

В качестве инструмента используется голова на 19, голова на 13, ворот и штанга или трещетка

Моменты затяжки болтов гбц ваз 2101 с 1 по 10:

Усилие закручивания болтиков головы под № 11:

Моменты затяжки головы блока цилиндров двигателя ВАЗ 2102

Закручивание крепежа гбц нужно исполнять за 2 приема, по последовательности, указанной на чертеже внизу.

Для закручивания используем головку на 19 и 13, а так же динамометрический ключ.

Усилие завинчивания крепления гбц с 1 по 10:

Усилие завинчивания болтиков головы блока № 11:

Усилие закручивания гбц ВАЗ 2103

Завинчивать метизы головы блока необходимо за 2 раза, по очередности, представленной на рисунке снизу.

Для этого применяется головка на 19 и 13 вместе с измерительным устройством.

Усилие зажатия метизов гбц от 1 по 10:

Сила закручивания болтиков № 11:

Момент затяжки болтов гбц ВАЗ 2104

Затяжку головы блока нужно выполнять за 2 раза, в последовательности, согласно ниже приведенной схеме.

Для этого используется следующий инструмент: голова на 19 и 13, удлиннитель и измерительная трещетка

Момент затяжки болтов гбц ваз 2104 с 1 по 10 выполняется за два раза:

Момент затяжки болта гбц № 11 выполняется за два раза:

Сила закручивания головки блока цилиндров ВАЗ 2105

Закручивание болтиков головки блока цилиндров выполняем в 2 приема, в очередности, указанной на чертеже внизу.

В качестве инструмента используется головка на 19, 13 и измерительный ключ

Моменты затяжки болтов гбц с 1 по 10:

Усилие завинчивания болта № 11:

Моменты затяжки гбц ВАЗ 2106 и ВАЗ 2121

Затяжка болтов головы блока производится за 2 подхода, по схеме, представленной внизу.

Для этого применяем головку на 19 и 13, а так же динамометрический ключ

Моменты затяжки головки блока цилиндров ВАЗ 21073, 21213, 21214, 21214-10

Закручивание болтов с 1 ÷ 10, модели 21213-1003271 и 1/60441/30 выполняется за 4 подхода в очередности, представленной на картинка.

В качестве инструмента используется голова на 12, голова на 13, изогнутый драшпиль и удлинитель или трещетка.

Моменты затяжки ВАЗ 2107

Моменты затяжки головы блока ВАЗ 2109

Затяжку болтов гбц нужно производить в четыри приема, в последовательности, представленной на схемевнизу

Смонтируйте гбц на блок. Перед этим проконтролируйте, что коленвал и распредвал расположены в ВМТ (все клапана 1-го горшка обязаны быть закрыты). Заверните болты головы в следующей очередности, за 4 приема:

Момент затяжки гбц ВАЗ 2108 – 21083, 2110, 2111

Затяжка болтов гбц ВАЗ 2108 – 21083, 2110, 2111 выполняется за 4 раза в очередности, показанной на изображении

Читайте также:  Перехват веста универсал и блокировка руля

Для заворачивания используется следующий инструмент: переход 67.7812-9543 для болтов марки 2108-1003271, ключик ТЛ-98-110 с параметрами Е14 для болтов марки 2108-1003271-01, изгиб и удлинитель или электроинструмент марки ИП – 3111.

Момент затяжки болтов гбц ваз 2108 – 21083 производится в 4 приема:

Моменты затяжки ВАЗ 2108

Моменты затяжки гбц ВАЗ 2112

Затягивание болтиков выполнять за три раза в очередности, представленной на изображении

Для закручивания болтиков необходимо применять переход 67.7812-9543, ворот и штангу или электроинструмент модели ИП – 3111..

Момент затягивания болтов гбц составляет:

Моменты затяжки ВАЗ 2112

Моменты затяжки головы блока ВАЗ 2113, 2114, 2115

Затягивание болтиков выполнять в четыре приема, в очередности, представленной на изображении

Для завинчивания болтиков необходимо применять торцевой ключ Torx Е14..

Повторное использование болтов крепления головки блока цилиндров допускается только в том случае, если их длина не превышает 135,5 мм

Штангенциркулем или слесарной линейкой измеряем длину болтов.

Болты длиной более 135,5 мм заменяем.

Болты M12XI.25 крепления гбц закручиваем за 4 раза:

Остальные моменты затяжки болтов и гаек всех резьбовых соединений автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 можно посмотреть Здесь

Моменты затяжки гбц ВАЗ 21114

Затяжку болтов головки блока цилиндров выполнять в четыри приема по схеме, приведенной внизу на рисунке:

Для закручивания болтиков необходимо применять переходник типа 02 15
12 10 ф. “Stahlwille”, 234 N 10L ф. “USAG”, IN 30L10 ф. “GEDORE”, S09H410 ф. “JONNESWAY” для метизов 2108-1003271, головка сменная 14, ключ ТЛ-98-110 размера Е14 для болтов 2108-1003271-01, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП – 3111, ключ моментный.

Моменты затяжки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 11183

Закручивание метизов гбц исполнять за четыри раза по чертежу, показанному внизу:

Для затяжки болтиков нужно использовать переходник типа 02 15, 12 10 ф. “Stahlwille”, 234 N 10L ф. “USAG”, IN 30L10 ф. “GEDORE”, S09H410 ф. “JONNESWAY” для нагелей 2108-1003271, голова сменяемая 14, ключ ТЛ-98-110 размеров Е14. Для болтов 2108-1003271-01 – ворот и штанга или гайковерт типа ИП – 3111, ключ динамометрический.

Моменты затяжки болтиков головы блока имеют следующие параметры:

Моменты затяжки гбц двигателя ВАЗ 21124

Затяжку болтов производить за 4 этапа в очередности, показанной на рисунке внизу:

Для затяжки болтов необходимо использовать следующие инструменты: переходник типа 02 15 12 10 ф.”Stahlwille”, 234 N 10L ф. “USAG”, IN 30L 10 ф. “GEDORE”, S09H410 ф.”JONNESWAY”для болтов 2112-1003271, головка сменная 14, ключ ТЛ 98-110 размера Е14 для болтов 2112-1003271-01, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП-3111, ключ моментный ..

Момент затяжки болтов гбц составляет:

Моменты затяжки головы блока двигателя ВАЗ 21126, 11194

Закручивание метизов исполнять за 4 раза в последовательности, представленной внизу на изображении:

Для завинчивания необходимо применять следующий инструмент: переходник 67.7812-9543 для болтиков модели 2108-1003271, ключ ТЛ-98-110 с размером Е14 для болтов марки 2108-1003271-01, изгиб и штангу или электроинструмент модели ИП – 3111.

Ряд ремонтных работ силового агрегата автомобиля связан со снятием головки блока. Демонтаж ГБЦ особых трудностей не вызывает, а вот посадка узла на место при сборке мотора требует полного соблюдения технологии установки, в частности затяжки крепежных элементов.

Последствия неправильной установки ГБЦ

Правильная затяжка головки блока очень важна, поскольку от этого напрямую зависит работоспособность мотора. ГБЦ выполняет роль крышки цилиндров, и любые нарушения в ее посадке сказываются на процессах, происходящих внутри силового агрегата.

Недостаточная затяжка головки приводит к падению компрессии из-за потери герметичности в месте стыка ГБЦ с блоком цилиндров, прогоранию прокладки, прорыву рабочих газов из цилиндров и попадание их в каналы систем смазки или охлаждения, проникновению в камеры сгорания технических жидкостей, что в свою очередь негативно сказывается на функционировании силового агрегата и может стать причиной очень серьезных поломок.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Чрезмерная затяжка тоже ничего хорошего не несет, в этом случае нередко происходит повреждение головки — появляются трещины, или разрушаются крепежи – разрыв болтов, срыв резьбы т.д.

Неравномерная или неправильная затяжка зачастую становиться причиной коробления головки, из-за которого в местах стыка ее с блоком появляются зазоры, что приводит к тем же последствиям, что и недостаточное затягивание.

Особенности детали

Головка блока цилиндров – конструктивно достаточно сложная деталь. Представляет она собой массивную плиту, в которой проделаны каналы для циркуляции жидкостей системы смазки и охлаждения, и технологические отверстия – свечные, для форсунок (в дизелях), крепежные.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Также сверху на ГБЦ имеется так называемая «постель» распределительного вала – посадочное место под его установку.

Несмотря на свою массивность, головка блока является хрупкой деталью из-за пустот внутри, поэтому чрезмерное усилие при затяжке часто приводит к трещинам в стенках и перемычках.

Для изготовления ГБЦ используется два вида металлов – алюминий (наиболее распространенный) и чугун.

Для закрепления последней применяются стальные болты или шпильки с гайками. К примеру, головка блока УАЗ 31519 крепится шпильками.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Разница в материалах изготовления головки и ее крепежных элементов имеет один негативный фактор – разное температурное расширение компонентов при нагреве, особенно это касается ГБЦ из алюминия.

Неравномерная затяжка крепежных элементов (гайки, шпильки и т.д.) при тепловом расширении приводит к появлению излишних напряжений в структуре металла, вследствие чего происходит коробление головки.

Условия затяжки болтов

При установке головки блока важно соблюдение технологии затяжки, которая включает в себя ряд критериев:

У каждого двигателя свой порядок затягивания, который необходимо соблюдать, чтобы обеспечить равномерное притягивание головки к блоку и исключить возникновение напряжений на каких-либо участках поверхности. К примеру, на ВАЗ 2105 это выглядит так.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Усилие – еще один немаловажный фактор для правильного крепления данного элемента двигателя. Притягивание плиты осуществляется в несколько подходов (на разных моторах количество их отличается), каждый из которых выполняется со своим усилием.

Крепежи головки блока затягиваются с достаточно большим усилием, что приводит к их вытягиванию. Поэтому на множестве двигателей не допускается повторное использование болтов, они в обязательном порядке заменяются. Но есть и моторы, у которых замена крепежей не нужна и возможна их повторная установка.

Вся информация относительно технологии затяжки ГБЦ указывается в тех. документации к авто, также нередко ее указывают на упаковках прокладки головки и крепежей.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Общие правила выполнения работ, используемые методы

Есть ряд общих правил, которые необходимо соблюдать при установке головки блока:

Несмотря на то, что у каждого двигателя имеются свои особенности затяжки головки блока, общая технология этой операции – одинакова. В целом, для затягивания крепежей применяется два метода:

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Метод затягивания выбирается исходя из типа болтов.

Первый способ применяется при использовании не растягивающихся болтов (сейчас такие не используются, но их можно встретить на старых авто). Но нередко этот тип крепежей требует дотяжки после определенного периода эксплуатации двигателя, чтобы компенсировать усадку прокладки ГБЦ. Зато такие крепежные элементы допускаются для повторного использования, причем неоднократно.

Второй метод затяжки блока является актуальным для большинства современных авто. И все из-за использования растягивающихся болтов (так называемый тип TTY).

Читайте также:  Замена масла двигателя, расход масла Лада Веста (Lada Vesta)

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Такие крепежи за счет упругой деформации способны компенсировать тепловые расширения головки и усадку прокладки, но для этого их необходимо вывести в режим деформации (по сути, просто немного растянуть).

Для этого и необходимо двойное доворачивание болтов на определенный угол. На одних авто этот угол составляет 45 град., на других – 90 град.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Но после вывода элементов в режим упругой деформации, они уже будут не способны вернуться в исходное состояние, поэтому и не допускается их повторное использование из-за высокой вероятности разрушения.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Общий порядок работ

Затяжка головки блока хоть и имеет множество нюансов и особенностей, но общая технология операции – не сложная, важно лишь соблюдать условия.

Общий алгоритм работ такой:

На некоторых автомобилях дополнительно требуется повторная дотяжка крепежей после определенного периода эксплуатации автомобиля. Эта информация обязательно указывается в технической документации.

Некоторые нюансы

Момент затяжки – один из основных факторов нормальной посадки головки блока. Но на этот критерий влияет не только прилагаемое усилие, а и сами крепежи:

Тип силовой установки (бензиновый, дизельный), а также количество клапанов на технологию затягивания ГБЦ не влияет. Но это не значит, что усилие и порядок затяжки для всех моторов идентичен и перед посадкой головки обязательно следует изучить условия выполнения операции и все ее особенности.

Распространенные ошибки

Несмотря на то, что автопроизводители четко указывают порядок и нюансы затяжки ГБЦ, многие автолюбители допускают ошибки при сборке мотора. Самыми распространенными из них являются:

Чтобы в дальнейшем проблем не возникло, следует использовать только крепежные элементы, предназначенные для конкретного двигателя и полностью соблюдать условия выполнения работ.

В качестве доказательства суждения, что у каждой силовой установки существуют свои особенности затяжки ГБЦ, рассмотрим нюансы выполнения работ на конкретных моделях.

Ряд модификаций ВАЗ-2112 комплектовался двумя типами 16-клапанных силовых установок (заводские индексы — 21120 и 21124). У этих двух моторов, несмотря на некоторые конструктивные особенности, технология затяжки головки блоки идентична.

На этих агрегатах используются растягивающиеся болты длиной 93 мм. При этом допускается повторное использование крепежей, но при одном условии – если их длина не превышает 95 мм (если она больше – их следует заменить). Для крепления головки используется 10 болтов.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Затягивание осуществляется в три подхода:

Схема протяжки показана ниже.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Между 2-м и 3-м подходом необходимо сделать 20-минутный перерыв.

Поскольку на указанных двигателях используются растягивающиеся болты, дополнительная дотяжка во время эксплуатации авто не требуется.

https://youtube.com/watch?v=ptd3DHLrrbE%3Frel%3D0%26modestbranding%3D1

На ВАЗ-2107 все устанавливаемые модификации силовых агрегатов являются 8-клапанными.

Головка блока на них крепиться 11 болтами, 10 из которых являются основными, а 1 – вспомогательным боковым (устанавливается в боковом выступе).

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

На этом авто затягивание крепежей также выполняется в три подхода:

Дополнительная затяжка ГБЦ при эксплуатации ВАЗ-2107 не требуется.

На моделях семейства «Самара» (2108-21099), а также ВАЗ 2110-2112 с 8-клапанными агрегатами затяжка уже выполняется в 4 подхода:

Перерыв между пунктами 3,4 20 минут.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Что касается ВАЗ «десятого» семейства, которые укомплектованы 16-клапанными моторами, то у них технология затяжки такая же, как и у ВАЗ-2112 (описано выше).

То же касается и Лада Приора, на 8-клапанных агрегатах используется метод с 4 подходами (ВАЗ 2108-21099), а на 16-клапанных – 3 подхода (ВАЗ 2112 с мотором на 16 клапанов).

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

На двигателях ЗМЗ-406, устанавливаемых на «Волгу», согласно технической документации автопроизводителя затягивание болтов головки блока двигателя осуществляется в два подхода:

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Но многие автовладельцы этого авто отмечают, что такая технология не позволяет качественно притянуть ГБЦ, поэтому они используют методики с большим количество подходов.

Распространенным является перекрестный метод, выполняющийся в 4 этапа и с усилиями:

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Последующая дотяжка болтов при эксплуатации на этом двигателе не требуется.

Выполнение операции без динамометрического ключа

Поскольку на всех указанных автомобилях усилие точно указано, то без динамометрического ключа при посадке ГБЦ не обойтись. Но на некоторых авто вполне можно обойтись без него и использовать для затягивания обычные ключи и удлиняющей насадкой.

Сразу отметим, что выполнение работ без спец. инструмента допускается только на «старых» двигателях («Москвич», ВАЗ первых моделей).

Особенностью затяжки головки блока без динамометрического ключа является необходимость «чувствовать» прилагаемое усилие. В остальном же общая методика работ такая же, как и с использованием спец. инструмента:

Одним из вариантов затяжки без динамометрического ключа является двойное доворачивание крепежей после выполнения 2-го подхода.

Поскольку без навыков «чувствовать» прикладываемое усилие удается далеко не всем, метод без динамометрического ключа лучше не использовать, ведь последствия неправильной затяжки головки блока – достаточно серьезны и могут привести к очень серьезным поломкам.

Поэтому перед ремонтом двигателя, связанным со снятием головки блока следует запастись специальным инструментом, тем более что лишним он не будет и применение ему найдется всегда.

https://youtube.com/watch?v=FSK6RDzSRnk%3Frel%3D0%26modestbranding%3D1

» Блог » Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

Двигатель ЯМЗ 238 – 8-цилиндровый дизельный двигатель, устанавливается на автомобильную, дорожно-строительную, сельскохозяйственную и др. виды техники.

Как и всякий двигатель внутреннего сгорания, он состоит из следующих базовых элементов и узлов, а именно:- блока цилиндров- головки блока цилиндров- коленчатого и распределительного валов- шатунно-поршневой группы- масляного и водяного насосов, генератора, стартера и т.д.

Разработанный в 50 годы прошлого столетия в НАМИ и переданный для производства на ЯМЗ воплотил в себе практически все лучшие мировые научно-технические достижения в области дизелестроения известные на тот период времени.

За прошедшие годы многократно подвергался модернизации, что позволило добиться весьма высоких показателей надежности и долговечности. При этом при завершении гарантийного периода эксплуатации обладает значительным остаточным ресурсом для поддержания которого достаточно выполнения ремонтных работ.вне завода-изготовителя, используя базу частных ремонтных структур. Причем после ремонтный ресурс по разным данным может составлять от 0,5 до 0,8 от нового.Вместе с тем, при ремонте двигателей ЯМЗ серии 238 часто возникают вопросы, которые работники ремонтных служб задают через наш сайт.Проанализировав эту информацию мы пришли к выводу о необходимости написания отдельных статей посвященных ответам на эти вопросы.

Данная статья дает информацию связанную с креплением головок цилиндров основанную на заводской документации и опыте наших сотрудников.

Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238Момент затяжки головки блока цилиндров и Порядок и момент затяжки гаек и шпилек головки блока цилиндров двигателей ЯМЗ 238

1. Прежде всего следует отметить, что несоблюдение порядка затяжки гаек головки блока (Рис. 6,7) приводит к неравномерному и недостаточному обжатию прокладки головки блока, что в свою очередь может вызвать её прогорание.

2. Для затяжки используется динамометрический ключ диапазона 5 – 60 кг и соответствующая вставка М-24

3. Перед проведением работ выполняется подготовка, а именно:

4. Гайки затягиваются тарированным ключом на момент 24-26 кг/м с последовательностью от середины крест на крест равномерно в 2 приема.

Моменты затяжки резьбовых соединений на двигателях ЯМЗ

Если у Вас остались вопросы по регулировке клапанов или угла опережения впрыска, наши специалисты ответят на них.

Приобрести Двигатели ЯМЗ можно на нашем сайте

Звоните  8 800 700-71-76 , 8 965 726-20-80, 8 4852 743-093.

Оцените статью!