Connect with us

Hi, what are you looking for?

Авто

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Многие автолюбители согласятся, что с приходом на рынок машин с АКПП процесс управления стал намного проще. Это позволило быстрее освоить навыки вождения.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Нет необходимости отвлекаться на ручное переключение передач и работу педалью сцепления. Сцепление в АКПП предусмотрено, только оно работает без участия водителя. Потому необходимость в использовании 3 педалей отпала. Остался только газ и тормоз.

Но управлять автоматом тоже нужно правильно. Для этого необходимо знать про все доступные режимы и особенности их использования. Чаще всего вопрос возникает именно в отношении нейтральной передачи. Не всем понятно, для чего она там нужна и в чём её функциональное назначение. Ведь на практике мало кто пользуется режимом N на селекторе АКПП.

СодержаниеПоказать

Какие режимы есть на АКПП

Прежде чем поговорить о том, зачем нужна на коробке автомат нейтральная передача, следует изучить все доступные режимы.

В зависимости от конкретной АКПП, набор режимов может быть разный. Но есть одинаковые для всех автомобилей.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Чаще всего на современных автоматах встречается по 5 позиций на панели автоматической коробки. Именно между ними водитель выбирает нужный, работая селектором:

Как видите, все рассмотренные режимы, кроме нейтрального, имеют важные функции и назначение. А вот касательно задач положения N возникает много споров и разговоров.

Для чего используется положение N

Одним из самых распространённых вопросов среди тех, кто недавно пересел на АКПП, является то, зачем на автомате нужна нейтралка и в каких ситуациях она используется.

Нейтралка на АКПП по своему применению существенно отличается от использования нейтральной передачи на МКПП.

Очень часто водители, которые ранее всю жизнь ездили на механике, по привычке включают нейтралку на светофорах, а затем снова переходят на Драйв. Это распространённая ошибка, способная привести к серьёзным негативным последствиям.

Учитывая разницу между АКПП и МКПП, нужно детальнее понять, зачем нужна и когда не нужна нейтральная скорость на автомате. Отдельно будут рассмотрены ситуации:

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Прежде чем обсудить это и понять, для чего нужна позиция нейтраль на автомате, важно учесть один момент.

Переходя на положение N, фрикционы в гидротрансформаторе расцепляются, и происходит разрыв взаимодействия между ДВС и колёсами. Гидротрансформатор продолжает своё вращение, но не соединяет элементы ходовой части с мотором.

В основном нейтраль применяют в ситуациях, когда нужно разблокировать колёса. Чаще всего режим N выбирается при необходимости буксировки машины, либо при обслуживании авто на СТО.

Начнём с того, можно ли на автомате, как и в случае с механикой, ехать на нейтралке с горок и затяжных спусков. Автомобилисты, предпочитающие механические коробки передач, привыкли таким способом экономить топливо. Ведь при накате бензин не расходуется.

Но тут важно понимать, что произойдёт с АКПП, если перевести селектор в нейтральное положение.

В этот момент прекратится подача масла на внутренние узлы коробке, поменяется внутреннее давление, и элементы будут вращаться всухую.

Поскольку в АКПП есть ряд трущихся элементов, которым постоянно нужна смазка в виде трансмиссионного масла, эксплуатация без лубриканта ведёт к ускоренному износу деталей. Поверхности трутся между собой, нагреваются, стираются и выходят из строя.

Как вы понимаете, из-за этого катиться с горки на нейтралке категорически не рекомендуется, если речь идёт об автоматической коробке.

Аналогично нельзя резко включать положение Драйв при спуске. Это приведёт буквально к уничтожению фрикционов. Ведь при переключении на Драйв происходит сильный толчок от масляного насоса. Подобное явление фактически губительное для гидротрансформаторного узла.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Если и двигаться с горки на автомате, то только при положении рычага в режиме Drive. Достаточно просто отпустить педаль газа, чтобы не расходовать лишнее топливо. В таком положении коробка не пострадает, поскольку она продолжит снабжаться нужным количеством масла.

Относительно движения накатом на автомате при включённой нейтралке можно сделать такие выводы:

Подобные действия ведут только к одному. Это поломка АКПП.

Светофоры и пробки

Существует самое главное и наиболее распространённое заблуждение относительно того, можно ли поставить коробку АКПП на нейтральную передачу, находясь в затяжной пробке или останавливаясь на светофоре.

В случае с механикой всё предельно ясно. При подъезде к красному сигналу светофора, либо при остановке из-за трафика можно смело включать нейтралку, а затем переходить на передачу, чтобы продолжить движение. Нейтралка включается для возможности временно убрать ногу со сцепления, и дать ей отдохнуть. Плюс стартовать лучше с первой передачи.

Но нужно разобраться в том, что будет, если поставить нейтральную передачу в такой ситуации именно на АКПП.

Чтобы это понять, нужно вникнуть в суть работы коробки автомат. Включая селектор в положение Drive, гидротрансформатор постоянно нагнетает давление, что способствует передаче крутящего момента. В таком положении все внутренние элементы активно смазываются трансмиссионным маслом. Если не удерживать педаль газа в зажатом состоянии, то гидротрансформатор переходит просто в так называемый зелёный режим работы. Это означает, что протекает только один процесс. И это смазывание элементов маслом.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Если выбрать нейтралку, тогда входной и выходной валы разомкнутся, и процесс смазки прервётся. Насос не будет подавать масло на внутренние узлы. При включении зелёного света светофора, либо начале движения в пробке, водитель закономерно переходит на позицию Drive. Подобное переключение создаёт сильнейший стресс для коробки, поскольку моментально меняется давление.

Внутренним компонентам КПП приходится выполнять дополнительные действия и движения, что негативно влияет на их состояние, ускоряет износ.

По аналогии рассматривается вопрос длительного простоя в пробке. Не стоит то и дело переходить по несколько раз за 5 минут из положения D в режим N, и обратно.

Если в пробке предстоит стоять долго, не двигаясь с места, лучше перейти в режим паркинга или вовсе заглушить мотор.

Действия по такой схеме, вы убережёте АКПП от преждевременного износа и поломок. Стоять на нейтралке в пробках и на светофорах нельзя. В теории сделать это можно. Но никакой необходимости в этом нет. Вы только спровоцируете лишние проблемы с автоматом.

Отдельно нужно поговорить о возможности и необходимости перевести коробку АКПП в нейтральное положение, когда автомобиль находится на стоянке или парковке.

Владельцы авто на механике часто злоупотребляют тем, что начинают выжимать газ в пол, находясь в неподвижном состоянии. Отсюда закономерный вопрос касательно того, можно ли газовать в случае нахождения на нейтралке на автомате.

На самом деле мнения на этот счёт расходятся. Одни считают, что это категорически запрещено. Другие уверены, что ничего страшного не произойдёт. А истина посередине. Газовать можно, но только с умом и осторожностью. Старые АКПП более восприимчивые к таким действиям, и не любят чрезмерно повышенные обороты на нейтралке. У многих современных авто на тахометре предусмотрена отсечка, выше которой крутить двигатель нельзя на нейтрали.

Но совет такой. Без необходимости лишний раз газовать на месте не стоит.

Что же касается нахождения на стоянке, то переде тем как глушить мотор на автомате и оставлять автомобиль на нейтралке, убедитесь, можно ли так делать.

Для стоянки и парковки в АКПП предусмотрен специальный режим коробки P или Parking. Его и нужно использовать.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Но случается так, что этот режим не работает, имеются какие-то проблемы. Это редкость, но такое нельзя исключать. В этой ситуации нейтралка приходит на помощь. Коробку можно поставить в это положение, параллельно включив стояночный тормоз. Но при первой же необходимости обязательно возобновите работу режима P и старайтесь использовать только его.

Что же касается старта после стоянки на N, то тут потребуется выключить стояночный тормоз, а перед запуском двигателя выжать педаль тормоза. Всё, можно отправляться в путь.

И ещё один не менее важный вопрос. Касается он того, можно ли буксировать автомобиль, на котором стоит коробка автомат, передвигаясь при этом на нейтралке.

Брать на буксир авто с АКПП, которые не могут ехать сами, нежелательно. Это прописано во всех мануалах. Лучше всего вызвать эвакуатор.

Но в руководстве написано, что при необходимости буксировка допускается. Существуют некоторые ограничения:

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Некоторые даже ограничивают дистанцию на 10-20 км. Если СТО или гараж находятся дальше, лучше уже вызвать эвакуатор. Если выполняется частичная погрузка, тогда загружать на эвакуатор нужно ведущие колёса.

Буксировать другие машины и прицепы на автомате можно. Для этого рекомендуется лишь перейти в режим повышенной передачи (Overdrive) и придерживаться общих правил буксировки, соблюдения ограничения по весу, скорости движения и дистанции.

Разобравшись с тем, когда и как можно использовать нейтральную передачу, нужно освоить ещё несколько полезных уроков.

Новичкам стоит дать такие рекомендации:

Как видите, применительно к автомату тоже есть свои рекомендации и особенности эксплуатации. Если нарушить эти правила, тогда можно столкнуться с неприятными последствиями в виде поломок и преждевременного износа АКПП.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Роботизированная коробка переключения передач по своим конструктивным особенностям представляет собой МКПП, за исключением того, что переключения передач и работа сцепления осуществляется с помощью ЭБУ и сервомеханизмов.

Такая коробка имеет как свои плюсы, так и минусы. Основной плюс заключается в  топливной экономичности, а также относительной простоте производства однодисковых роботов типа AMT. Что касается преселективных роботизированных КПП (DSG и аналоги), их основное преимущество в двойном сцеплении, за счет которого переключение передач происходит очень быстро и незаметно для водителя.

Минусы обоих типов роботизированных коробок заключаются в очень быстром износе пакетов сцепления, отдельных исполнительных механизмов, загрязнении датчиков, закисании контактов, проблемах с мехатроником, соленоидами и т.д.

Читайте также:  МосавтоСвет на метро Братиславская москва

При этом ремонт и обслуживание коробки робот обойдется автовладельцу не дешево. По этой причине необходимо вовремя обслуживать РКПП и правильно эксплуатировать агрегат. Далее мы рассмотрим особенности эксплуатации и обслуживания коробки робот, а также ответим на вопрос, можно ли буксировать роботизированную коробку.

Основные правила и рекомендации по обслуживанию и эксплуатации РКПП

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Роботизированная коробка передач, как и любая другая  КПП, требует к себе не только должного внимания, но и определенных знаний, которые помогут автовладельцу увеличить срок службы агрегата данного типа. Более того, в ряде случаев соблюдение правил эксплуатации позволяет избежать преждевременных серьезных поломок РКПП.

Правила и рекомендации по эксплуатации автомобиля с коробкой робот:

Можно ли буксировать роботизированную коробку

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

В силу своих конструктивных особенностей буксировка РКПП не рекомендуется, поскольку такая коробка может выйти из строя. При этом если автомобиль по тем или иным техническим причинам не может самостоятельно продолжать движение (например, буксировка DSG все же неизбежна), во время этой процедуры необходимо придерживаться определенных правил.

Прежде всего, следует сначала уточнить информацию в руководстве по ремонту и эксплуатации  конкретного автомобиля. Другими словами, нужно определить по мануалу, можно ли буксировать ту или иную РКПП без вывешивания ведущих колес.

Если информация отсутствует, тогда следует придерживаться основных правил буксировки автомобиля с коробкой робот. При этом данные правила фактически аналогичны требованиям касательно буксировки автомобиля с обычным гидромеханическим автоматом АКПП или вариатором CVT.

Для буксировки необходимо:

Также нужно помнить, что буксировать робот при заглушенном двигателе (как и любой другой автомат) настоятельно не рекомендуется.  Если не соблюдать данное правило буксировки РКПП, АКПП, или CVT, могут возникнуть серьезные поломки в самой коробке, которые предполагают дорогостоящий и сложный ремонт.  Итак, двигатель автомобиля при буксировке должен быть заведен. Дело в том, что при заглушенном двигателе масляный насос  коробки не работает.

Соответственно, масло не поступает к узлам и механизмам трансмиссии, требующим смазки. Как следствие, возникает масляное голодание на поверхностях трущихся деталей. Если двигатель, по каким-либо причинам не заводится, водителю неисправного транспортного средства  оптимально воспользоваться услугами эвакуатора, что позволит исключить возможные риски.

Еще добавим, что использовать машину с коробкой робот в качестве буксира также не рекомендуется. Особенно это справедливо для сложных преселективных коробок типа DSG. Простыми словами, если возникают ситуации, когда необходимо буксировать другой автомобиль, при этом машина- буксир оборудована DSG, в этом случае буксировка также нежелательна.

Однако в крайних случаях буксировать можно, при этом следует придерживаясь основных рекомендаций, которые позволят в дальнейшем избежать проблем с коробкой:

С учетом сниженной надежности роботизированных коробок передач ошибочно полагать, что данный тип трансмиссии является полным аналогом МКПП, который отличается от механики автоматизированным включением передач и работой сцепления. На самом деле РКПП являются более «хрупкими», не рассчитаны на высокие нагрузки и т.д.

Сцепление в таких коробках изнашивается намного быстрее, чем в случае с механикой. Также небольшим ресурсом отличаются и сервомеханизмы. Что касается преселективных коробок, такой робот является сложным сочетанием механики и классических АКПП, так как имеется гидроблок (мехатроник), два пакета сцеплений, сервомеханизмы.

При этом придерживаясь всех вышеперечисленных рекомендаций по эксплуатации и обслуживанию автомобиля, оборудованного РКПП, можно не только избежать дорогостоящего ремонта, но и продлить общий срок службы коробки и ее отдельных составляющих.

Напоследок отметим, если автомобиль с коробкой робот технически неисправен и не может продолжать движение своим ходом, лучше воспользоваться услугами эвакуатора. В случае необходимости буксировки РКПП необходимо руководствоваться правилами,  которые предписаны самим производителем авто или КПП для данной трансмиссии.

Даже большой опыт вождения, вовсе не означает, что вы умеете правильно обращаться с коробкой передач. Тем более – роботизированной. Если же человек только сел за руль, о сохранности DSG он вовсе не думает, и очень даже напрасно.

Соблюдая простые рекомендации, вам будет проще «жить» с ДСГ – она будет более комфортна, реже ломаться, а если неполадки и появятся, в нашем сервисе в Москве их можно устранить за совсем небольшую сумму.

Матерым водителям советы могут показаться банальными. Тогда обязательно проверьте себя – вы об этих правилах только знаете или придерживаетесь их на самом деле.

«Нейтралка» на каждом светофоре? Не стоит!

Постоянным желанием включить «N» в основном грешат те, кто пересел с обычного автомата или МКПП. Переводить селектор в «нейтраль» не стоит ни на светофорах, ни в пробке. Дело в том, что «роботы» размыкают сцепление автоматически, просто при нажатии педали тормоза.

Поэтому переключение в «нейтраль» не имеет никакого смысла. А вот навредить – может. Любые ненужные переключения – лишняя нагрузка на мехатроник. Данный блок в целом подвержен поломкам и может выйти из строя даже в щадящем режиме. Если такое произойдет – не нужно паниковать и торопиться с покупкой нового. Лучше приезжайте к нам – скорее всего мастерам удастся его восстановить, что в разы дешевле замены.

Нажимайте педаль тормоза в пол

Совет, вытекающий из предыдущего. При слабом торможении, диски сцепления остаются сомкнутыми и могут проскальзывать. Стоя в вялотекущем заторе, стоит нажить педаль полностью, чтобы исключить пробуксовку и сопутствующий износ. Чтобы измерить уровень текущего износа, можно приехать к нам на компьютерную диагностику. Механики подскажут, какой ресурс остался у узла и нет ли скрытых неполадок. Мы используем фирменные сканеры, так что диагностика длится всего 30 минут.

Спорт-режим в пробке? Парадокс, но это правильно.

Загруженность столичных дорог можно не комментировать. При этом DSG почти не приспособлена к движению в пробках. Самое изнуряющее для коробки – постоянные переключения передач в режиме 1-2-1-2-1.И так сотни раз за день. Сделать, чтобы коробка не норовила перескочить на более высокую передачу можно двумя способами. Первый – включить ручное переключение. Второй – перевести КПП в «спортивный» режим. Отсечка станет выше, и вы сможете нормально двигаться в потоке.

Если же на первых передачах машину трясет, а движение происходит рывками – не стоит огорчаться, но и нельзя игнорировать. Приезжайте – мы знаем с десяток возможных причин, и еще больше способов их недорого устранить.

За окном мороз? Выходим пораньше

Базовое правило, о котором многие забывают. Учитывайте, что холодное масло имеет далеко не нормальную вязкость. И пока вы не прогрели машину, узлы КПП смазываются кое-как. Советуем пожалеть «робота», особенно в морозы. Впрочем, каждый сам выбирает, что потратить: пару минут на прогрев авто или несколько тысяч рублей на его ремонт.

Избегайте чрезмерных нагрузок

Старт с двух педалей и другие атрибуты светофорных гонщиков – не то, что продлевает жизнь ДСГ. Но, например, DQ200 с сухим сцеплением, и вовсе не особо рассчитана на большие нагрузки. Кроме резких стартов, вызвать перегрев может пробуксовка колес, разгоны на крутых подъемах, буксировка прицепа или другого авто.

Если же вы любите выезжать с перекрестка первым, будьте заранее готовы к замене сцепления, маховика. К счастью, купить любые детали на DSG по адекватной цене, и получить солидную гарантию – не проблема. Обращайтесь в наш сервис в Москве – консультанты подберут детали для вашего авто, а механики установят их за 1 день!

Примерное время чтения: 5 минут

Роботизированные коробки делятся на два вида: с одним и с двумя сцеплениями. «Роботы» первого типа изготавливаются из механических ручных 5-ступенчатых коробок путем присоединения к ним мехатроника и исполнительных механизмов, умеющих дергать кулису вместо человека.

К коробке крепится электромеханический блок с тягами, который по команде управляющей электроники разжимает сцепление и втыкает передачи. По сути, это настоящий робот с руками, но без ног, севший внутри моторного отсека на трансмиссию и выполняющий за водителя тяжелую работу. Благодаря этому появляется возможность убрать из салона надоедливую педаль сцепления.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Однако нужно помнить, что функционирует такая роботизированная коробка совсем не как «автомат». При переключениях она надолго задумывается и меняет ступени с рывками, и автомобиль едет в рваном ритме. Все это быстро надоедает.

Слабое звено роботизированной трансмиссии — это сцепление. При попытках ездить с «роботом», как на автомате в режиме D, оно быстро изнашивается.

Дело в том, что в классическом «автомате» передача крутящего момента от двигателя к коробке происходит через особый технический узел, называемый гидротрансформатором. Он не имеет прямой механической связи между входным и выходным валами, а момент перебрасывается за счет вращения крыльчатых колес в масле. Тереться там нечему.

Однако «робот» устроен по-другому. Он не имеет гидротрансформатора, и если подолгу выжимать сцепление на остановках, то внутренняя механика коробки изнашивается. Трутся и греются диски, испытывает сверхнормативные нагрузки вилка, подшипник и прочие детали.

В общем, на «роботе» нельзя стоять на светофоре в режиме D и надо как можно чаще переключать коробку в нейтраль (N). Тогда сцепление проживет намного дольше.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Два диска лучше, чем один

Второй тип роботизированных трансмиссий — это очень дорогие и сложные в производстве преселективные коробки. Они были изобретены для автоспорта и пришли в мир гражданского автомобилестроения благодаря Porsche и Volkswagen.

Конструктивно они не похожи на вышеописанные роботизированные коробки и по техническим характеристикам намного превосходят классические гидромеханические «автоматы» . Но преселективные «роботы» имеют и ряд недостатков, главный из которых — это низкая надежность пакета сцеплений.

Преселективная коробка имеет сразу два сцепления вместо одного. За счет этого удается избежать рывков и снизить время переключения ступеней. Разгон получается ровным и динамичным.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Преселективная коробка получила защиту от перегрева при движении в пробке. Во время остановок она умеет разводить диски на максимальное расстояние без вреда для себя. Поэтому переводить ее в нейтраль не нужно. Однако здесь тоже есть хитрости.

На остановках от водителя требуется нажимать тормоз с заметным усилием. Тогда электроника понимает его намерение, размыкает сцепление, мотор сбрасывает обороты до холостых, стрелка тахометра опускается до 800 единиц и машина стоит перед светофором и ждет следующей команды на старт. Нет трения — нет перегрева и выработки технического узла.

Читайте также:  Ремонт передней подвески газель соболь

Однако если водитель жмет на педаль вполсилы и лишь гладит ее ногой, то электроника путается. Она считает, что автомобиль начал плавное движение, а значит, сцепление должно действовать в режиме легкого зацепления. Диски сходятся, трутся и передают небольшой момент от мотора. Автомобиль как бы имитирует работу гидротрансформатора и старается по чуть-чуть ползти вперед. Но тормоз полностью не разжат, и машина остается на месте. А расслабившийся водитель даже не предполагает, что убивает свой автомобиль.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Пробка — главная опасность

Противопоказано «роботам» обоих типов и движение в пробке со скоростью 2-3 км/ч, хотя классический гидромеханический «автомат» с черепашьим шагом справляется играючи. В любом заторе можно видеть такие микроскопические подвижки на 20-30 см.

Минимальная безопасная скорость для любого «робота» — 5 км/ч, то есть нижний порог скорости движения на первой передаче с полностью сомкнутым сцеплением.

Поэтому в пробках, чтобы продлить ресурс «робота», необходимо действовать по строгому алгоритму: старт и остановка с крепким выжимом педали тормоза. Если поток едет со скоростью менее 5 км/ч, можно подождать, пока впереди освободится пространство, и потом проехаться вперед со скоростью 5 км/ч. Естественно, это раздражает окружающих, но капризный «робот» требует щепетильного отношения к себе. Иначе блок сцепления придется менять уже к 60 тыс. км пробега.

Гидромеханическая автоматическая коробка в корне отличается от роботизированной по конструкции и требует принципиально иных способов эксплуатации. Что на машинах с «автоматом» делать допустимо, то не рекомендуется выполнять на «роботе». Как же правильно пользоваться этими трансмиссиями?

Остановка на машине с «роботом»

Роботизированная коробка отличается от гидромеханического автомата тем, что в ней управление осуществляется за счет работы мехатроника, который переключает передачи за счет электроприводов. При достижении определенных оборотов коленвала электроника дает команду мехатронику, и тот дергает вилки, отвечающие за переключение передач. В остальном коробка повторяет по конструкции обычную механическую трансмиссию, за исключением конструкции сцепления.

Существует два типа «роботов». Дешевый вариант предполагает однодисковое сцепление, а более дорогой и современный — двухдисковое сцепление, которое используется в преселективных коробках.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Роботизированные трансмиссии DSG с двумя сцеплениями называются преселективными из-за своей двухвальной конструкции. В то время как включается первая передача, блок управления уже выставляет вторую на другом валу. Переключение между одним валом и другим происходит намного быстрее, чем смена ступеней в планетарных рядах обычных гидромеханических автоматических трансмиссий, из-за чего и достигается высокая эффективность коробки. То есть робот выбирает передачу предварительно, а в английском языке «выбирать предварительно» — preselect.

Роботизированные коробки передач с двумя сцеплениями разрабатывались изначально для спортивных автомобилей, которые участвуют в кольцевых гонках. В начале 2000-х эти трансмиссии стали активно применяться и в массовых моделях Volkswagen, а затем и на машинах других марок. Их начали устанавливать на BMW (DCT — Dual-Clutch Transmission), Mercedes (7G-DCT ), на корейские Hyundai-KIA (7DCT) и т. д. Сейчас широкое распространение такой тип трансмиссий получил на китайских автомобилях.

Основными неисправностями преселективных коробок назывались износ сцепления, выход из строя подшипников вилок переключения передач и повреждения мехатроника. И все эти повреждения происходят из-за роста давления масла или длительной нагрузки на механизмы переключения передач.

Чтобы продлить срок службы преселективных трансмиссий, необходимо в процессе эксплуатации выполнять несколько условий, а именно — не держать долго сцепление в выжатом состоянии и при долгих остановках переводить селектор в «нейтраль» N, чтобы снять напряжение со сцепления. Это необходимо, потому как при удержании педали тормоза автоматика разводит диски и передает нагрузку на вилки. Чем дольше машина стоит на тормозе, тем сильнее изнашиваются подшипники вилки. Особенно опасно, когда водитель несильно продавливает тормоз, тогда автоматика смыкает диски сцепления и старается сдвинуть машину с места. В этом случае вся конструкция сцепления работает на износ.

Чтобы исключить эти риски, рекомендуется при остановке продолжительностью свыше 10 секунд переводить селектор «робота» в N. Тогда коробка переключится в нейтраль и сможет сомкнуть диски сцепления, сняв нагрузку с механизмов переключения.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

«Автоматы» работают по-другому. Переключение передач в гидромеханической коробке обеспечивается за счет работы сложной системы планетарных шестерен, гидроблока с клапанами, отвечающими за циркуляцию масла, а также фрикционных механизмов. При переводе селектора в режим D коробка переключает планетарные ряды в рабочее состояние, а насос поднимает давление масла, необходимое для работы гидротрансформатора и гидроблока. Дисков сцепления у «автомата» нет, а за отключение момента отвечает гидротрансформатор, то есть масляная муфта, установленная между двигателем и коробкой. При долгом удержании машины на тормозе она не греется и не испытывает нештатных нагрузок.

При этом режим N предназначен не для поездок, а для отключения выходного вала от ведущих колес, что может пригодиться только для кратковременных транспортировок машины на небольшие расстояния на буксире. В этом случае масляный насос переходит в щадящий режим и снижает давление масла. А в это время автомат еще недостаточно остыл и требует хорошего охлаждения, в том числе и с помощью масла.

Если часто переводить коробку из D в нейтраль N, то трансмиссия будет переводить механизмы переключения планетарных рядов из рабочего в парковочный режим, подвергая фрикционы ненужному износу.

Поэтому «автомат» необходимо ставить в N только для того, чтобы закатить машину в гараж или подтащить на лебедке на эвакуатор. На остановках достаточно удерживать автомобиль на месте с помощью педали тормоза, не переключая коробку из режима D в N.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Как известно, в случае с механической коробкой рекомендуется переключать КПП в нейтраль даже при кратковременных простоях (например, на светофоре). Это продиктовано тем, что если удерживать постоянно нажатой педаль сцепления, быстро изнашивается выжимной подшипник, а также другие элементы привода и самого сцепления.

Что касается автоматических коробок, сразу отметим, для одних «автоматов» переключаться на нейтралку на светофоре или при кратковременной остановке не нужно, тогда как для других выполнять данное действие все же отдельно рекомендуется.

Другими словами, ответ на вопрос, можно ли на нейтралку переходить на светофоре, будет зависеть непосредственно от типа АКПП. Одна коробка автомат на светофорах не потребует переключения, то есть в режиме «D» будет достаточно удерживать нажатой педаль тормоза, тогда как на другой АКПП лучше переключиться в «N» или «P» из режима «драйв». Давайте разбираться, как использовать нейтраль на коробке автомат.

Нейтральная передача на автомате

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Фактически, эти детали испытывают большие нагрузки, так как их основной задачей является «размыкание» дисков сцепления для прекращения передачи крутящего момента от ДВС на КПП. Также нагрузкам в момент выключения подвергаются и элементы привода сцепления.

Получается, чем дольше водитель удерживает педаль сцепления нажатой при работающем моторе, тем быстрее из строя выходит выжимной подшипник, корзина сцепления и т.д. Однако, даже с учетом нагрузок, срок службы данных элементов даже при условии жесткой эксплуатации зачастую составляет не меньше 60-70 тыс. км. Если же при остановках скидывать коробку в нейтраль, тогда ресурс заметно возрастает.

Что касается АКПП, в данном случае следует учитывать, что сегодня существует несколько типов автоматических трансмиссий: классический автомат, вариатор, а также роботизированные механические коробки передач с одним сцеплением или преселективные роботы с двойным сцеплением.

При этом по своему устройству такие коробки сильно отличаются, однако принцип действия у них похож – отсутствие педали сцепления и автоматическое переключение передач без участия водителя для облегчения процесса управления автомобилем и повышения комфорта, а также безопасности.

Однако, пересаживаясь с простого автомата на робот или вариатор, с робота на гидромеханический автомат и т.п., нужно отдельно учитывать определенные особенности устройства и эксплуатации КПП того или иного типа. Если иначе, не на всех роботах можно ездить так же, как на обычном автомате или вариаторе, а также некоторые рекомендации по эксплуатации АКПП не подойдут для РКПП.

Что касается самих особенностей езды, водители авто с разными типами автоматических коробок зачастую делятся на два лагеря. Одни во время остановки на светофоре или в небольшой пробке «нейтраль» не включают. Если же планируется более длительная остановка, переключаются в нейтралку, чтобы снять нагрузку с коробки.

Другие утверждают, что раз машина оснащена коробкой автомат, причем независимо от типа агрегата, постоянное переключение селектора не предусмотрено, «нейтраль» нужна только для буксировки авто, переключение режимов изнашивает коробку и т.д.

Обратите внимание, правы как одни, так и другие, однако все зависит от самой АКПП.  Как уже было сказано выше, коробки бывают гидромеханическими (гидротрансформаторными), вариаторными и роботизированными. Так вот, конструкция трансмиссии и сцепление в указанных коробках сильно отличается.

Если точнее, на классическом автомате и вариаторе сцеплением является «бублик» АКПП (гидротрансформатор, ГДТ), тогда как на роботах  обычно используется сцепление механического типа, причем оно может быть одинарным или двойным.

Также двойное сцепление бывает «сухим» и «мокрым». Во втором случае пакеты сцеплений работают в масляной ванне. Получается, автомат классического типа имеет гидравлическое сцепление, а робот получил фрикционное сцепление, где трутся диски.

Включений нейтральной передачи

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Идем далее. В случае с обычной АКПП переключаться на нейтралку не нужно, если простой по времени не больше 10-15 минут, а также езда сопровождается постоянными стартами и остановками с простоями по 5-10 минут (например, в пробке). Однако нужно учитывать и тот факт, что некоторые коробки АКПП в режиме «D» и простоях более 10-15 минут могут перегреваться, особенно летом.

Как правило, это касается старых агрегатов без отдельного радиатора охлаждения коробки автомат, а также изношенных трансмиссий, где жидкость ATF в АКПП загрязнена и давно не менялась, имеются проблемы с фильтрами АКПП, система охлаждения коробки автомат неисправна, не обслуживалась должным образом и т.д. Верным признаком перегрева АКПП является появление толчков, рывков при переключениях, пробуксовки коробки автомат, проскальзывание ГДТ и ряд других симптомов.

Получается, если автоматическая коробка исправна, обслужена и не склонна к перегревам, тогда переключаться на нейтралку при простоях до 15 минут нет никакой необходимости, так как такие переключения изнашивают отдельные элементы селектора. Также при переключениях из «D» в «N» происходит перераспределение давления в гидравлическом контуре, что негативно сказывается на состоянии соленоидов АКПП, гидроблока и других деталей коробки.

Если же машина с заведенным мотором простаивает без движения дольше 15 минут, тогда можно включить нейтраль. Еще нейтралка иногда выручает, когда автомат в пробках перегревается. Переключения в нейтраль могут частично уменьшить степень нагрева масла в АКПП, однако в данном случае лучше улучшить систему охлаждения, установить допрадиатор АКПП, заменить масло в коробке автомат, чтобы избежать необходимости постоянных переключений.

Читайте также:  Как поменять фильтр салона на лада веста

В дальнейшем инженеры на многих подобных КПП решили ряд проблем. По этой причине нужно отдельно уточнять информацию по конкретной марке и модели автомобиля. Сделать это можно путем обращения к официальному дилеру марки, на профильных автомобильных форумах, изучив техническую литературу, получив консультацию у специалистов по ремонту и обслуживанию коробок данного типа и т.д.

Если же говорить о роботах с двойным сцеплением (например, Volkswagen DSG), такую коробку следует эксплуатировать при остановках аналогично классическим гидротрансформаторным АКПП. Другими словами, на светофорах и в пробках переключаться в нейтралку не следует, если машина не простаивает больше 10-15 минут с заведенным мотором.

Хотя сцепление в таких роботах-автоматах механическое (по аналогии с МКПП), при нажатии педали тормоза актуаторы в автоматическом режиме разъединяют сцепление. Хотя определенный износ элементов сцепления возникает, однако сами диски сцепления не подвержены сильному износу.

Обратите внимание, в случае с таким роботом обращать внимание больше нужно не на переключение в нейтралку на светофорах, а на движение в пробках. Как правило, опытные владельцы и специалисты отдельно рекомендуют переходить в ручной режим управления, передвигаясь на первой передаче. Это позволит избежать постоянных переключений с 1-й на 2 передачу и уменьшит износ КПП.

Кстати, данное правило в какой-то мере справедливо и для обычных АКПП. Если приходиться  долго «дергаться» в пробке, лучше перейти на ручное управление (при наличии режима Типтроник) или же перевести коробку в режим L2 или L1, что исключает нежелательное в подобных условиях включение 2 или 3 передачи. А вот для бесступенчатого вариатора переводить селектор в режимы пониженных передач нет особой необходимости.

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что на большинстве современных АКП независимо от типа коробки переключаться в нейтраль на светофорах не нужно. Более того, такие переключения в режим «N» из «D» при коротких остановках только изнашивают отдельные элементы коробки. Исключением можно считать только робот типа АМТ, да и то не на всех автомобилях. В этом случае простои в режиме «D» активно изнашивают сцепление.

Если же простой длительный, тогда переключиться в нейтраль можно, так как это позволяет уменьшить степень нагрева масла и снизить риски перегрева АКПП. Что касается коробки робот, при долгой стоянке с заведенным мотором переключение в «N» также частично снизит нагрузку на отдельные исполнительные механизмы и элементы КПП.

Напоследок отметим, так называемые «не обслуживаемые» коробки автомат являются не более чем маркетинговым ходом. Для увеличения срока службы любой автоматической трансмиссии важно, чтобы в коробке автомат было по уровню залито свежее и подходящее по всем допускам масло. Фильтры коробки также должны меняться регулярно, система охлаждения АКПП должна быть исправна и эффективна.

Примерное время чтения: 3 минуты

Многие водители автомобилей с автоматической коробкой передач включают на светофоре «нейтраль», как это делают на «механике». Автоэксперты рассказали АиФ.ru, продлевает ли переход в нейтральный режим жизнь коробке или наоборот.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

«Гидравлический „автомат“, который стоит на большинстве автомобилей, переводить в нейтральное положение не требуется. Нет необходимости сбрасывать давление внутри агрегата. Это никак не влияет на его нормальный рабочий процесс, — говорит эксперт Владимир Бахарев. — Привычка переводить коробку в „нейтраль“ не является опасной, это не выведет её из строя, но сократит срок службы. Это лишняя нагрузка на клапан, лишняя нагрузка на селектор».

Автоэксперт Вячеслав Субботин считает, что лишней нагрузки на классическую автоматическую коробку не будет, если знать, когда начинать трогаться. «Особой нужды переводить „автомат“ в „нейтраль“ на светофорах нет, но это можно делать, если хотите уменьшить расход топлива. Экономия топлива будет заметна, особенно в пробках. Нагрузка на сам механизм будет еще меньше, если правильно трогаться. Перед тем как загорится зеленый сигнал, следует перевести рычаг в режим „драйв“, подождать секунду-две, пока коробка включится, — происходит рывок — и только после этого можно газовать. Нельзя включить коробку и тут же нажимать на газ. Если так делать, коробка, конечно, долго не проживёт», — поясняет Субботин.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Специалисты сходятся во мнении по поводу переключения на «нейтраль» в роботизированной коробке. «„Робот“ — это, по сути, та же самая механическая коробка, только с двумя сцеплениями. В режиме „драйв“ диски разомкнуты, а это нагрузка на выжимной подшипник. Чтобы нагрузки такой не было, лучше включать на светофорах „нейтраль“», — говорит Субботин.

«„Робот“ требует перехода на „нейтраль“, если машина находится без движения больше чем 15 секунд: об этом всегда, как правило, пишут в руководстве по эксплуатации автомобилей, — заявляет Владимир Бахарев. — Сцепление — это механизм трения, там всегда есть температура. Если идёт пробуксовка, соответственно, происходит нагрев агрегата. Здесь речь идёт скорее о старых роботизированных коробках, в современных этот вопрос уже решён. Многое зависит от конструкции механизма, поэтому владельцам следует читать руководство».

Интернет-форумы полнятся историями про частые поломки роботизированных коробок (AMT) передач, которые эксплуатируются водителями неправильно. Частые стоянки на разомкнутом сцеплении сказываются на долговечности технического узла. Перед светофором или в пробке многие водители не переключают режимы работы коробки и долгое время стоят на D, хотя правила эксплуатации робота предписывают включать нейтраль (N).

Однако, привыкнув к роботу, некоторые автомобилисты начинают таким же образом эксплуатировать и более дорогие машины с гидромеханическими автоматами (АКПП), которые конструктивно совсем иные. Что же будет, если ездить на автомате так же, как на роботе?

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Шестерни, фрикционы и гидротрансформатор

Автоматическая коробка передач принципиально отличается от робота по конструкции. Если робот изготавливается на основе обычной механики, имеет пакет сцепления, то автомат намного сложнее его.

В устройстве АКПП применяются так называемые планетарные передачи, состоящие из нескольких шестерен, связанных между собой в блоки. Вокруг солнечной шестерни вращаются сателлиты, помещенные в коронную шестерню и связанные между собой водилом. Весь блок имеет две и более степени свободы, отчего может обеспечивать несколько передаточных отношений, в том числе и задний ход, если блокировать какой-то из элементов этой конструкции. Блокировка осуществляется пакетами фрикционов, которые также управляются электроникой за счет увеличения давления масла в приводе гидроблока. Насос прокачивает смазывающую жидкость через сложную механическую систему и обеспечивает работоспособность технического узла.

Вся эта механика при старте машины переключается в режим D (Drive) один раз и может работать в нем часами. Фрикционы замыкают и удерживают нужные элементы планетарных рядов и время от времени меняют ступени трансмиссии.

Остановка у светофора или в пробкке

Если же необходимо остановиться на светофоре или в пробке, то разрыв момента от вала двигателя к автомату обеспечивается за счет срабатывания гидромуфты (ГМ) в гидротрансформаторе (ГТ).

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Этот технический узел работает за счет ведущего и ведомого лопастных колес, которые вращаются в трансмиссионном масле и передают момент за счет переброски густого масла от одного колеса к лопастям другого. Рабочая жидкость под действием центробежной силы сбрасывается с лопаток ведущего колеса, попадает на лопатки ведомого и за счет передаваемой кинетической энергии раскручивает входной вал автоматической коробки, жестко скрепленный с муфтой.

Прямой механической связи между валом от двигателя и входным валом автомата нет. Поэтому если на низкой скорости нажать на тормоз, то автомобиль остановится, а момент будет просто уходить в вязкое масло гидромуфты, перемешивая и разогревая его. Лишнее тепло снимается системой охлаждения, и так машина может стоять продолжительное время без негативных последствий для трансмиссии.

Поэтому, в отличие от роботизированных коробок, переводить автоматическую трансмиссию в нейтраль (N) при каждой остановке или ставить ее на паркинг (P) не требуется. Более того, это даже противопоказано и чревато скорыми поломками.

Так ездить нельзя

Что же происходит с автоматической коробкой, когда водитель ездит на ней так же, как и на роботе, то есть переводит селектор управления коробкой в нейтраль (N) при каждой остановке?

Режим нейтраль (N) значительно отличается от нейтрали в МКПП или у робота. Она предназначена исключительно для буксировки машины на небольшие расстояния на скорости не выше 40 км/ч.

При переводе в нейтраль (N) сложная система приводов и фрикционов отключает передачи и резко снижает давление в гидроблоке. Планетарные ряды отключаются, и коробка готовится к продолжительной стоянке.

Нужно ли переключать робот на светофоре на нейтральНужно ли переключать робот на светофоре на нейтраль

Если через минуту вновь перевести селектор АКПП в D, то механика автомата вновь запустит сложный алгоритм срабатывания фрикционов, замыкая и размыкая элементы планетарных рядов и попусту нагружая сложную механику трансмиссии. И чем чаще происходят переключения коробки, тем сильнее наблюдается выработка во фрикционах и клапанах гидроблока. Ресурс трансмиссии можно сократить наполовину. Делать это категорически не рекомендуется.

Другими словами, при частых переключениях в нейтраль (N) или в паркинг (P) автоматическая коробка работает на износ.

Включать нейтраль (N) можно только при поломке машины, при погрузке ее на эвакуатор или при буксировке на тросе. А режим «паркинг» (P) необходимо задействовать лишь несколько раз в сутки, оставляя машину на долгое время на стоянке.

Оцените статью!