СодержаниеПоказать
Автомобили, на которых чаще всего возникает проблема с теплообменом
На некоторых авто ситуация, когда верхний патрубок радиатора горячий, а нижний холодный, распространена чаще других. Такие модели и их «детские болезни» собраны в таблице ниже.
Как определить причину, почему нижний патрубок радиатора холодный, а верхний горячий
Нижний патрубок радиатора немного холоднее верхнего, так как поступающий сверху антифриз остывает, проходя по радиатору. Но, как правило, речь идет об относительно небольшой разнице температур. Когда отводящий патрубок/шланг от радиатора не прогревается вовсе, это свидетельствует о нарушении циркуляции ОЖ и теплообмена в ДВС.
Все распространенные причины, почему холодный нижний патрубок радиатора нормально не греется, собраны в таблице.
Холодный нижний патрубок радиатора после нагрева двигателя ВАЗ 2110, 2114, 2115 свидетельствует о нарушениях в системе охлаждения автомобиля. Если правильную работу не восстановить, двигатель будет перегреваться, что приведет к его поломке. Есть несколько причин, вызывающих неправильное функционирование охлаждающей системы автомобиля ВАЗ 2114, 2115, 2110. И даже опытные автомобилисты не всегда могут разобраться, почему нижний патрубок радиатора машины остается холодным.
Система охлаждения двигателя — важная часть автомобиля. Она помогает регулировать температуру силового агрегата. Во время работы мотор выделяет тепло, и, если его не отвести, стрелка термометра быстро достигнет красной зоны. Неисправность контура охлаждения ведет к перегреву и поломке, что повлечет за собой дорогой ремонт. В этой статье рассмотрим, почему нижний патрубок радиатора холодный, а верхний остается горячим.
Горячий верх и холодный низ радиатора автомобиля – нормальное состояние лишь для непрогретого мотора после запуска. Если двигатель проработал несколько минут, за которые температура охлаждающей жидкости уже достигла 80–90 градусов (в зависимости от модели), и при этом верхний патрубок радиатора горячий, а нижний холодный – это признак неполадок в системе охлаждения. Однако из этого правила есть исключения.
Основные причины, того что нижний патрубок радиатора холодный после прогрева – неисправность термостата или помпы, засорившийся радиатор. О том, как определить конкретную причину неполадок и что делать в таком случае, расскажет эта статья.
Причины плохой циркуляции охлаждающей жидкости
Согласно приведенной выше схеме причиной того, что нижний патрубок радиатора в ВАЗ 2110, 2114, 2115 остается холодным является отсутствие циркулирования жидкости в большом круге системы. Отметим, что радиатор — основной охлаждающий элемент. Поэтому верхний патрубок, по которому жидкость поступает в теплообменник, будет более горячий, чем нижний, и при правильной циркуляции жидкости.
Возможные причины застоя в охлаждающей системе:
Любое вмешательство в систему охлаждения двигателя требует последующей промывки СОД и замены хладагента. Некачественная охлаждающая жидкость не справляется с охлаждением мотора и может стать причиной закупорки системы.
Очистка или замена радиатора
Радиатор, расположенный в передней части автомобиля, принимает на себя основной поток пыли и грязи. Для его эффективной работы нужна своевременная профилактика и очистка. Загрязниться радиатор может как изнутри, так и снаружи.
Показателем внутренней чистоты является состояние охлаждающей жидкости. Производители рекомендуют менять антифриз каждые 75 000 км или раз в 5 лет. Однако изменение цвета жидкости, сильное потемнение, обесцвечивание, наличие ржавчины требует срочной замены ОЖ. Тосол рекомендуется менять не реже, чем каждые 40 000 км.
Для проведения внутренней очистки системы охлаждения ВАЗ 2110, 2114, 2115 необходимо слить жидкость.
Для очистки в систему заливают дистиллированную воду и запускают двигатель примерно на 20 минут. Обычная вода включает множество примесей и образует накипь, поэтому ее применение нежелательно. Жидкость сливают несколько раз, пока не польется чистая вода. Этот способ малоэффективен, так как удаляет небольшое количество отложений.
Для более результативной промывки желательно использовать специальные химические добавки. Моющие компоненты, входящие в их состав, позволяют растворить отложения и удалить разные виды загрязнений. Применяемая многими автомобилистами смесь воды с уксусом менее эффективна. Она удаляет не все отложения. После использования химии система охлаждения промывается дистиллятом.
После очистки всей СОД ВАЗ 2110, 2114, 2115 дополнительно проводится внутренняя промывка радиатора. Для этого нужно открепить шланги от основания и верхнего и верхнего бачка. Через верхний патрубок при помощи садового шланга заливается жидкость в радиатор. Промывка ведется пока из нижнего патрубка не польется чистая вода.
Снятый радиатор можно подвергнуть наружней чистке, чтобы удалить грязь, насекомых, песок с сот охладителя. Чистку проводят мыльным раствором или специальными аппаратами, создающими сильный поток воды или воздуха, например пылесосом Керхер. Процедуру следует проводить аккуратно, чтобы не погнуть соты радиатора.
В случае повреждения или сильного загрязнения радиатор следует поменять.
При неправильной работе клапана термостата охлаждающая жидкость не циркуллирует по большому кругу СОД. Нижний патрубок при этом остается холодным и после нагрева хладагента до 90°С. Верхний патрубок может быть горячим за счет отведения пара. Заклинить термостат может и в открытом положении, в этом случае двигатель не прогревается до нужной температуры или греется слишком долго.
Читайте также: Где находится кнопка открывания багажника
При подготовке к замене прибора из системы необходимо слить жидкость и снять воздушный фильтр. Затем от корпуса термостата отсоединяют шланги радиатора и насоса жидкости. После этого ослабляют болты крепления и снимают крышку термостата. Прибор меняется на исправный. Прикрепление термостата осуществляется в обратном порядке.
Это основные причины нарушения функционирования системы охлаждения и холодного нижнего патрубка автомобилей ВАЗ 2110, 2114, 2115.
Удаление воздушной пробки
Признаками образования воздушной пробки в системе охлаждения являются быстрый прогрев машины до высоких температур и плохая работа печки салона. Особенно легко это можно заметить зимой.
Причины появления воздушной пробки разные:
Если в процессе проверки обнаружено подтекание тосола (антифриза) в системе, следы ОЖ на двигателе или других местах, следует устранить причины течи. Часто разгерметизация происходит из-за плохой затяжки хомутов на патрубках и шлангах. Их необходимо подтянуть. Обнаруженные деформированные или неисправные детали следует поменять.
Есть несколько способов удаления воздушных пробок. Самый простой — заехать на крутую горку мордой вверх. Скрутить пробки радиатора и расширительного бачка. Дать машине прогреться 10-15 минут. Затем немного погазовать и залить до необходимого уровня охлаждающую жидкость в систему. Продолжать пока не перестанут появляться пузырьки.
В автомобилях ВАЗ 2110, 2114, 2115 завоздушивание встречается редко. Причиной появления сходных симптомов может быть забитость шлангов или радиатора.
Устройство системы охлаждения ВАЗ 2110
Основная функция система охлаждения — поддержание рабочей температуры двигателя 98-103°С. При работе мотора тепло рабочих частей отводится при помощи охлаждающей жидкости, постоянно циркулирующей в системе. Пока двигатель нагревается тосол или антифриз движется по малому кругу, не проходя через радиатор. Термостат в это время закрыт.
Для эффективной работы двигателя ВАЗ 2114, 2115, 2110 в расчет берутся различные показатели:
Функционирование охлаждающей системы контролируется системой управления двигателя, которая собирает все указанные параметры.
Не всегда холодный нижний патрубок радиатора ВАЗ 2110, 2114, 2115 свидетельствует о нарушениях в системе. При холодном двигателе до открытия большого круга он не должен нагреваться, так как горячая жидкость не поступает на радиатор. Термостат может перекрывать циркуляцию по большому кругу в холодное время года, когда горячий воздух от охлаждающей жидкости поступает в салон автомобиля, благодаря чему она быстрее остывает. Обратить внимание на систему охлаждения нужно, если патрубки радиатора остаются холодными при достижении рабочей температуры ДВС и его перегреве.
Для проверки эффективности работы системы в холодную погоду рекомендуется загнать ВАЗ 2110, 2114, 2115 в гараж, дать двигателю прогреться при закрытой печке салона 10-20 минут, и только потом делать выводы. Если и в этих условиях патрубок будет холодным, нужно искать проблему.
Если нижний патрубок радиатора не хочет прогреваться, нужно провести диагностику, которая поможет выяснить причину неисправности:
Нельзя открывать пробку радиатора или расширительного бачка и снимать патрубки для диагностики и ремонта, не дав мотору остыть! Перегретый пар, содержащийся в контуре под давлением, может иметь температуру выше 100 градусов и привести к ожогам!
Полноценно проверить клапан термостата без электропривода можно только сняв его. Для диагностики нужно:
В исправном термостате клапан должен начать открываться при достижении температуры 80–90 градусов (в зависимости от модели и указано на корпусе детали), при закипании жидкости – открыться полностью, а при остывании – полностью закрыться. Если этого не происходит, положение тарелки не меняется или ход недостаточный – термостат заклинило и его нужно менять. После замены детали на новую необходимо долить или полностью заменить антифриз.
Принцип работы системы охлаждения
Система охлаждения работает за счет циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ) через блок двигателя и радиатор. Антифриз поглощает тепло от мотора, затем он поступает в теплообменник, где сбрасывает лишнюю температуру воздухом, проходящим через ребра. Затем тосол течет обратно в силовой агрегат для повторения процесса. Радиатор предназначен для «заморозки» ОЖ, а вентилятор помогает перемещать воздух через соты теплообменника. Термостат регулирует температуру антифриза, а водяной насос обеспечивает циркуляцию. Система предназначена для поддержания необходимой температуры двигателя, что помогает продлить срок его службы.
Из-за чего нижний патрубок радиатора может быть холодным, а верхний горячим?
Схема циркуляции охлаждающей жидкости
Должен ли нижний патрубок радиатора быть холодным – зависит от пути движения антифриза.
Читайте также: Буксировка лада веста седан видео
После запуска мотора он сначала циркулирует по малому кругу, минуя радиатор, а после достижения температуры около 85 °C, при которой происходит частичное открытие термостата, уходит на большой.
В большинстве моделей в радиатор охлаждающая жидкость поступает через верхний патрубок, после чего прокачивается вниз и по нижнему патрубку возвращается в рубашку охлаждения ДВС.
В тех моделях, где термостат блокирует подачу антифриза из радиатора (например ВАЗ 2109), нижний патрубок может быть холодным при горячем верхнем и до прогрева мотора. Если блокируются оба канала или ввод радиатора (как на Lada Granta) – при прогреве верхнего патрубка должны быстро прогреваться и радиатор, и нижний вывод.
При исправной системе охлаждения низ радиатора автомобиля холодный, а верх горячий только в тот момент, когда термостат уже приоткрылся, но антифриз ещё не дошел до нижнего патрубка. При низкой температуре воздуха и включенном отопителе салона зимой для прогрева охлаждающей жидкости требуется больше времени. Открытие термостата в этом случае происходит через 10 минут и более после начала движения. При низкой температуре воздуха часто бывает, что радиатор автомобиля сверху горячий, а снизу теплый, так как антифриз быстро остывает, проходя по нему.
Дизельные ДВС прогреваются гораздо медленнее бензиновых. Некоторые авто с дизелем в зимний период могут полноценно задействовать большой круг только при скоростной езде (свыше 100 км/ч) и при длительной «тянучке» в пробках.
Разбираться, почему не греется нижний патрубок радиатора, и решать проблему, нужно в следующих ситуациях:
Основные причины, по которым греется верхний патрубок радиатора, а нижний холодный:
Неисправности системы охлаждения не всегда отражаются в показаниях датчиков. ДТОЖ (датчик температуры охлаждающей жидкости) может не контактировать с перегретой жидкостью и показывать нормальную температуру. По той же причине может не включаться своевременно вентилятор радиатора.
Компьютерная диагностика помогает выявить лишь проблемы с термостатом, имеющим электронное управление. На проблему с механическим клапаном косвенно указывают не соответствующие реальным показания ДТОЖ, расположенного на блоке, в ГБЦ или в районе термостата.
Эксплуатировать авто, если машина греется, а нижний патрубок радиатора холодный, нельзя! Это чревато прорывом прокладки между головкой и блоком, срывом и повреждением патрубков системы охлаждения, перекосом ГБЦ, задирами и клином ЦПГ двигателя из-за перегрева!
Профилактические меры
Для предотвращения засорения системы охлаждения двигателя важно регулярно промывать ее и менять тосол. Грязь, ржавчина и другой мусор могут забивать каналы, уменьшая поток ОЖ. Поэтому нужно содержать систему в чистоте. Регулярное техническое обслуживание, куда входит проверка шлангов на наличие трещин и утечек, их замена при необходимости, также поможет поддерживать контур охлаждения в рабочем состоянии. Термостат и крышка расширителя — такие же расходники, как тормозные колодки и фильтры. Ни одна запчасть не в состоянии работать вечно.
Из‐за чего нижний патрубок слишком холодный
В норме горячий тосол поступает в радиатор через верхний патрубок, а выходит наружу через нижний. Поэтому резиновый шланг должен быть чуть теплым, но никак не холодным. Если чувствуете «мороз» во время прикосновения, значит есть какая‐то неисправность. Рассмотрим их подробнее.
Появилась воздушная пробка
Завоздушенность в системе охлаждения автомобиля возникает, когда воздух «застревает» в одном из контуров, препятствуя свободному движению тосола. Это приводит к перегреву и повреждению двигателя. Воздушная пробка возникает по нескольким причинам:
Чтобы устранить воздушную пробку, необходимо найти самую высокую точку. Обычно это крышка заливной горловины радиатора. Снимите ее. Наполните содержимое тосолом, пока он не достигнет максимального уровня. Запустите двигатель и дайте ему поработать, пока не откроется термостат, что позволит антифризу циркулировать и устранит воздушную пробку. Проверьте уровень ОЖ и при необходимости долейте ее. Установите на место крышку заливной горловины радиатора.
В течение нескольких минут следите за указателем температуры и убедитесь, что она остается в пределах нормы. Если воздушная пробка сохраняется, необходимо слить весь тосол. Для этого достаточно открутить выпускную пробку. После повторного заполнения системы проблема должна уйти.
Заливная горловина радиатора
Завоздушивание может привести к серьезным повреждениям двигателя, если не принять своевременных мер. Чтобы избежать образования воздушных пробок, необходимо регулярно проводить техническое обслуживание системы охлаждения и поддерживать уровень антифриза в норме.
Отказала крыльчатка помпы
Лопасти насоса охлаждения автомобиля обеспечивают циркуляцию ОЖ по всему двигателю для предотвращения перегрева. Это похожий на вентилятор элемент. Его приводится в действие мотор. Помпа отвечает за перекачку тосола из радиатора в силовой агрегат. Способность крыльчатки перемещать антифриз важна для правильного функционирования системы. Лопасти могут выйти из строя по нескольким причинам, в том числе:
Читайте также: Лада Веста линзованная оптика и Передние тюнинг фары Black Style 4 Bi – LED фильтр Aozoom
Признаки поломки крыльчатки насоса видны сразу. Это перегрев мотора, утечка ОЖ, включение сигнальных лампочек на панели приборов и необычные шумы в районе помпы. Силовой агрегат работает с перебоями, бортовой компьютер выдает ошибки, а стрелка термометра неуклонно ползет вверх. Для диагностики первым делом советуем осмотреть блок крыльчатки. Если видны подтеки ОЖ, значит деформировалась прокладка или сам металл.
Новая и старая крыльчатки помпы
В 90 % случаев сломанную помпу надо заменить на новую, затем заполнить систему охлаждающей жидкостью и завести мотор. Если через 15–20 минут температура и уровень тосола в норме, значит все в порядке. Для подтверждения результата советуем проехать 5–10 километров, не отъезжая далеко от дома. Проблемы будут видны невооруженным глазом.
Забились каналы в контуре охлаждения
Внутри силового агрегата есть протоки. Альтернативное название — водяная рубашка. Она нужна для отвода лишнего тепла во время интенсивной работы. Систему охлаждения составляют патрубки, шланги, радиаторы и другие компоненты. Каналы выполняют функцию переноса антифриза от мотора к теплообменникам и обратно, помогая регулировать температуру силового агрегата и предотвращать перегрев. Каналы в контуре охлаждения могут засориться по нескольким причинам, в том числе:
Любой засор — препятствие на пути антифриза. Приведем типичный пример. Из-за коррозии забился радиатор, жидкость перестает нормально циркулировать. Поэтому низ остается холодным — в нем минимум тосола. Для очистки засоренных каналов в контуре охлаждения необходимо найти «узкое место». Обычно это радиатор или шланги. Потом надо слить ОЖ и наполнить систему чистящим раствором — фабричным или простой смесью воды и лимонной кислоты. Затем включаем движок и даем поработать 20–30 минут. Сливаем все из радиатора. Остается наполнить систему свежим антифризом и проверить контуры на работоспособность и нормальную проходимость.
Не работает клапан в расширительном бачке
Клапан в расширительном бачке автомобиля выполняет несколько важных функций, в том числе помогает:
Клапан может выйти из строя по нескольким причинам. В их числе «почтенный» возраст, естественный износ. Сапун перестает справляться со своими задачами. Порой дело в загрязнении. Пыль и грязь в виде мелкодисперсных частиц засасывает в клапан.
Клапан в крышке расширительного бачка
Песок блокирует нормальное движение пружин, мембран. Неисправную крышку лучше сразу поменять. Промывка вряд ли даст нужный результат.
Возникла проблемы с термостатом
Термостат — это термочувствительный клапан, который регулирует интенсивность подачи тосола в двигатель. Его можно назвать важным элементом системы охлаждения, потому что компонент помогает снизить время прогрева силового агрегата. Терморегулятор работает, открываясь и закрываясь в ответ на изменения температуры антифриза. Когда двигатель холодный, термостат остается закрытым, что ограничивает подачу ОЖ в мотор (малый круг). После прогрева регулятор открывается, обеспечивая свободный поток жидкости через двигатель и радиатор (большой круг). Признаки неисправного терморегулятора включают в себя:
Термостаты проверяют на работоспособность, опуская в горячую воду с температурой, близкой к той, при которой срабатывает клапан. Исправный терморегулятор должен громко щелкать. Если щелчков не слышно, деталь сломана. Можно попытаться восстановить работоспособность, но вероятность успеха не превышают 10 %. Поэтому проще установить в систему новый термостат и не тратить время на кустарный ремонт.
Выводы
Система охлаждения двигателя — важная часть вашего автомобиля, и очень важно поддерживать ее нормальное функционирование, чтобы избежать дорогого ремонта. Если верхний патрубок горячий, а нижний холодный, стоит немедленно принять меры. Это убережет двигатель от повреждений. Некоторые ремонтные работы, такие как промывка системы или замена термостата, может выполнить энтузиаст-самоучка. Решение более сложных задач требует помощи механика. Типичный пример — замена водяного насоса. После установки новой помпы в большинстве машин придется регулировать газораспределительный механизм (ГРМ) и выставлять маховик в нужное положение по меткам. Достаточно ошибиться на пару миллиметров, чтобы силовой агрегат начал троить и «жрать» топливо гораздо больше нормы.
Решение проблемы
Если нижний патрубок холодный, необходимо немедленно принять меры, чтобы избежать дальнейшего повреждения двигателя. В первую очередь надо заглушить мотор и дать ему остыть. Затем стоит определить и ликвидировать первопричину проблемы. Воздушную пробку можно устранить простым стравливанием воздуха из системы. Вышедшая из строя помпа требует более серьезного ремонта.
Термостат системы охлаждения
Процесс «разогрева» холодного низа радиатора будет зависеть от причины проблемы. Для очистки каналов надо промыть систему специальным средством или раствором лимонной кислоты. Клапан в крышке расширительного бачка лучше заменить на заведомо исправный. С термостатом советуем поступать аналогично.
Оцените статью!