СодержаниеПоказать
Москвич 401 Coffeeman › Бортжурнал › Ремонт помпы (402-ой двигатель)
Этот пост будет интересен тем, у кого возникли проблемы с помпой на 401-ом москвиче (как у меня). Он о том, как можно достаточно легко и просто восстановить деталь и при этом сэкономить деньги.
На поиск нужных деталей к ретро-автомобилю часто необходима куча времени. Потому не откладывая ремонт помпы в длинный ящик, решил с нее начать. Снял ее с мотора, а дальнейшая разборка, как мне тогда казалось, представлялась невозможной (все поржавело, закисло, атрофировалось). Решил попробовать найти новую запчасть в сети, есть — 150$. Такой вариант мне не подошел. Поискал на форумах информацию о ремонте и приступил к работе.
Кстати, снять помпу достаточно проблематично, для этого нужно снять вентилятор, радиатор, крылья, бампер и морду. Сальник помпы унифицирован с помпой 412-го Москвича, потому в первом же автомагазине приобрел весь ремкомплект в зборе за 1,5$. Подшипники стоят уникальные, но могут подойти и стандартные №503. Вся помпа собрана на валу. На валу сидят сальник, подшипники, крыльчатка, фланец, а больше в помпе и нет ничего, только корпус. Крыльчатка держится на валу болтом, головка которого расположена по центру крыльчатки. Поскольку болт постоянно в воде, он ржавеет. Тут имеет смысл использовать что-то типа «жидкого ключа». После того, как болт крыльчатки отвинчен, надо отпустить подшипники. Их держит пружинное кольцо, ушки которого высовываются сразу за фланцем помпы. Кольцо должно полностью выйти из корпуса и болтаться на оси — только тогда оно ничего не держит. Все отпущено, теперь можно выбивать вал помпы. При этом важно не забить резьбу, куда вкручивается болт крыльчатки — идеально будет использование выколотки с «носом» диаметром 5-6мм и длиной миллиметров 40. Тогда можно упереться в дно резьбового отверстия и не опасаться за резьбу. Выбивать вал — вперед по ходу машины (бить аккуратно, но сильно). Крыльчатка вместе с сальником останется в корпусе, вал с подшипниками выйдет вперед. Подшипники снимаются в обратном направлении вместе с фланцем. Вот и все по разборке. Сборка — «в обратном порядке». Тонкости тут какие — на старых помпах подшипники уже, чем 503и, в результате распорная втулка получается длиннее чем надо. Выход — менять втулку либо укоротить ее (примерно 3-4мм). Для того, чтобы болт крыльчатки не заклинивался в резьбе, полезно залить резьбовое отверстие Мовилем — он не пустит воду в стык и законсервирует металл. (с)
Ремонт помпы мне обошолся в 6$ и несколько часов потраченого времени. Теперь данный девайс работает отлично, ничем не хуже нового.
Два сердца вашего автомобиля
Так, например, циркуляция жидкостей не только в двигателе, но и в любых других системах автомобиля, осуществляется посредством насосов – точно так же, как под воздействием сердечной мышцы происходит циркуляция крови в человеческом организме. Разница лишь в том, что у человека один насос – сердце, – а у автомобиля этих насосов несколько и называются они помпами. Поэтому помпу вполне можно называть сердцем автомобиля.
Итак, помп в автомобиле, как минимум, две: топливная и водяная.
Функция первой состоит в бесперебойной подачи топлива (дизельного либо бензина) в двигатель. До недавнего времени, когда в качестве дозатора топлива в автомобилях использовался карбюратор, топливная помпа была механической и ее вал раскручивался непосредственно двигателем при помощи прямой ременной передачи. Поршень помпы, совершая поступательные движения, толкал диафрагму, создавая тем самым в карбюраторе область пониженного давления, благодаря чему топливо туда и попадало. С появлением более совершенного, электронного, механизма дозирования топлива – инжектора – изменилась и топливная помпа: из механического она превратилась в электронасос, сохранив при этом все свои функции. Итак, топливная помпа во всех типах двигателей внутреннего сгорания служит не только для доставки топлива в двигатель с определенной скоростью (а двигателей разных мощностей эта скорость разная), но и для поддержания в топливной системе постоянного давления (для большинства двигателей оно составляет порядка 700 атмосфер). Регулируется это давление специальным датчиком, который в случае необходимости срабатывает, заставляя открываться возвратный клапан, и излишки топлива сливаются обратно в бак.
Будучи, по сути своей, электромотором постоянного тока, топливная помпа устроена, как и все электрические двигатели коллекторного типа.
Его основные элементы – это вращающийся в процессе работы помпы коллектор и скользящие по нему щетки (именно этот узел помпы чаще всего и выходит из строя). На вал помпы крепится ротор, который и проталкивает топливо в двигатель. Устанавливается топливная помпа либо в бензобаке, либо, в случае Газели Бизнес, на баке – в противном случае для ее замены требовалось бы разрезать бензобак. Это основной топливный насос Газели. Но есть в Газели Бизнес, на которой установлен двигатель Камминз, и еще один топливный насос – так называемый насос высокого давления, который подает дизельное топливо в общую для всех рабочих цилиндров двигателя магистраль. Причем, интенсивность работы этого насоса нисколько не зависит от частоты вращения двигателя. Выход из строя любого этого насоса влечет за собой нарушение подачи топлива в двигатель и его остановку.
Водяная помпа, в отличие от топливной, на Газели Бизнес не электрическая, а самая обыкновенная механическая.
Она представляет собой прочный герметичный корпус, в котором проходящем вдоль него валу закреплена крыльчатка, проталкивающая охлаждающую жидкость. Вал помпы соединен с двигателем посредством ременной передачи и, соответственно, чем выше обороты двигателя, тем интенсивнее работает помпа. Эта зависимость оправдана: чем быстрее работает двигатель, тем сильнее он нагревается и, соответственно, тем более интенсивное охлаждение ему требуется. Неисправность водяной помпы неминуемо ведет к перегреву двигателя. Если своевременно эту неисправность не устранить, дело может дойти до загнутых клапанов и капитального ремонта мотора Газели.
Выход из строя подшипника
Одним из важных узлов двигателя, требующих периодической замены, является помпа. Она же водяной насос. Соединённаяремнём со шкивом коленчатого вала она обеспечивает непрерывную циркуляцию охлаждающей жидкости. В некоторых дорогих автомеханической помпы нет, вместо неё установлен электрический насос. Причина в том, что на высоких оборотах помпа перестаёт качать ОЖ, из-за кавиации жидкости – то есть крыльчатка попросту взбалтывает жидкость. Основные узлы помпы, подверженные износу – это подшипник, сальник оси и крыльчатка. Сальник начинает течь, а крыльчака разрушается (либо проворачиваетсяотносительно оси) как правило у поддельных помп с низким качеством изготовления. В случае же подшипника он либо начинает выть(когда вся смазка уходит из него), либо сильно люфтить. Причём износ подшипника происходит в любом случае. Даже на “неломающихся” иномарках. В конце концов дело заканчивается вот чем:
При это тосол начал течь наружу, забрызгивая капот, а намокнувший ремень генератора стал проскальзывать, отчего сталаплавать зарядка. Пробег помпы составлял к тому времени порядка 100 тыс. км. Судя по сложностям при замене, помпа эта былазаводская, 1996 года.
Разборка насоса охлаждающей жидкости
У насоса двигателя мод. 402 нужно сначала отвернуть два болта и снять крышку насоса с прокладкой.
Снять с помощью съемника крыльчатку 1 насоса. Крыльчатка отлита из пластмассы, но имеет металлическую ступицу, в которой нарезана резьба под съемник.
Съемником спрессовать ступицу 1 шкива насоса. Вывернуть фиксатор 2 подшипника и выпрессовать подшипник с валиком насоса в сторону шкива
Выпрессовать сальник 1 насоса
Промыть и очистить от отложений детали насоса
Дефектовка насоса охлаждающей жидкости
1. Подшипник на валике насоса должен вращаться свободно, без заеданий, в противном случае заменить подшипник с валиком в сборе.
Если в подшипнике чувствуется большой люфт, заметны следы вытекания смазки из-под защитных колец или перекат шариков при вращении подшипника, его нужно заменить в сборе с валиком.
2. Осмотреть крыльчатку. Если на ней есть трещины, сколы и т.п., заменить.
3. Осмотреть сальник. Если на нем есть надрывы, трещины, резина потеряла упругость, поломана поджимная пружина, сальник заменить.
Сборка насоса
Сборку насоса производят в порядке, обратном разборке. При сборке насоса осмотреть прокладки, если на них есть надрывы или прокладки сильно обжаты, их необходимо заменить.
При запрессовке крыльчатки и ступицы упор должен быть на валик насоса.
При сборке насоса выдержать размеры, указанные на рисунке.
После заворачивания фиксатора подшипника нужно раскернить края отверстия так, чтобы часть металла вошла в шлиц фиксатора, чтобы исключить самоотворачивание.
Установку проводят в порядке, обратном снятию.
Моменты затяжки деталей:
Болты крепления шкива водяного насоса 22-27 Нм (2,2-2,7 кгс.м)
Болты крепления водяного насоса 22-27 Нм (2,2-2,7 кгс.м)
Инструкции для разных модификаций моторов «Газели»
После того как охлаждающая жидкость была слита, можно приступать к работе по демонтажу устройства:
Первым делом понадобится снять радиатор охлаждения.
Далее, после того как откроется доступ к ГРМ, нужно будет открутить три болта шкива водяного насоса.
Читайте также: CF, Jaguar Land Rover ST JLR.03.5003, Renault RN 0700, ACEA A5
Рекомендуется удерживать насос от проворачиваний длинным болтом или специальной лопаткой.
Снять ремень привода насоса.
После чего снять открученный шкив и отражатель.
От корпуса помпы открутить штуцер патрубка, по которому подаётся тосол.
Ослабить хомуты крепления и отсоединить все шланги и патрубки от механизма.
После этого шестигранным ключом открутить четыре винта, которыми устройство крепится к корпусу двигателя.
Под помпой располагается также ещё один болт крепления — его нужно открутить в последнюю очередь.
Снять водяной насос.
С места посадки устранить уплотнитель.
Монтаж нового насоса производится в обратной последовательности. Причём необходимо грамотно выставить отметки на шкиве и ролике, чтобы ремень ГРМ не порвался при первым же запуске двигателя.
Замена водяного насоса своими руками
На моторах «Газель-бизнес» УМЗ-4216 радиатор снимать необязательно, так как доступ к помпе открывается через правую нижнюю часть машины. Однако для этого потребуется демонтировать переднее колесо.
Автомобиль нового поколения, на котором пересмотрено место монтажа помпы
Таким образом, для всех модификаций автомобилей «Газель» процесс замены помпы будет выглядеть примерно одинаково. Потребуется снимать приводные ремни и сливать охлаждающую жидкость из системы. При этом процедура сама по себе не считается сложной, замену водяного насоса может выполнить водитель, имеющий базовые навыки обслуживания своего автомобиля.
ТО и ремонт системы охлаждения двигателя ЗМЗ 406.
Аналоги
Кроме оригинального водяного насоса ЗМЗ 406, на автомобильном рынке можно найти достаточно много аналогов. При этом качественные показатели деталей не хуже, а вот стоимость может быть ниже. Но, большинство автолюбителей, при покупке, все же предпочитают оригинал.
Рассмотрим, какие аналоги помпы можно найти:
Наименование производителяКаталожный номер
Кроме перечисленного списка, можно приобрести водяной насос производства «Дорожная карта» (Китай). Это самый дешевый вариант, но не качественный.
Назначение устройства
Радиатор используется для того, чтобы охлаждать нагретую жидкость потоком воздуха, причем, для того чтобы обеспечить повышенную теплоотдачу, он оснащается специальным трубчатым устройством. Вместе с основным радиатором часто предусматривается также установка дополнительного оборудования, такого как радиатор системы рециркуляции отработанных газов и масляный. Последний используется для того, чтобы обеспечивать снижение температуры масла в смазочной системе.
Теплообменник отопителя используется для того, чтобы нагревать воздух, который проходит через него. Для обеспечения более эффективной работы данного элемента его принято устанавливать непосредственно в том месте, где нагретая охлаждающая жидкость выходит из двигателя.
Чтобы компенсировать изменение объема жидкости из-за температуры, принято устанавливать в систему специальный расширительный бачок, вследствие чего заправка будет осуществляться именно через него.
Чтобы жидкость нормально циркулировала в системе, в нее может устанавливаться электропомпа («Газель»). Характеристики такого устройства предусматривают наличие разного привода: ременного, шестеренного и еще множества других. В некоторых моделях двигателей, оснащенных турбонаддувом, для обеспечения нормального охлаждения наддувочного воздуха и турбокомпрессора принято устанавливать дополнительную помпу, подключаемую блоком управления.
Термостат позволяет регулировать общее количество охлаждающей жидкости, которая проходит через радиатор, за счет чего сохраняется оптимальный температурный режим. Термостат принято монтировать в патрубок, устанавливая между рубашкой охлаждения и радиатором.
На достаточно мощные двигатели принято устанавливать термостат, оснащенный электрической системой подогрева, с помощью которого достигается возможность двухступенчатого регулирования температуры жидкости. Для такого контроля в его конструкции предусматривается три разных рабочих положения, а при полной нагрузке на двигатель при помощи электрического подогрева осуществляется его полное открытие, после чего температура жидкости уменьшается до 90 °С, а также уменьшается склонность двигателя к возможной детонации. В остальных ситуациях жидкость, которую перекачивает электропомпа («Газель»), характеристики температуры должна иметь на уровне 105 °С.
Снятие насоса охлаждающей жидкости с двигателя
Чтобы снять насос нужно ослабить и снять ремень привода насоса.
Удерживая шкив насоса «газовым» ключом, ключом «на 12» отворачиваем четыре болта крепления шкива.
Можно еще удерживать шкив с помощью монтажной лопатки, вставив ее в распор между двумя болтами.
Снимаем шкив и пластину
Если на ступице насоса крепится вентилятор, то откручиваем болты, удерживая за лопасти вентилятора.
Головкой «на 13» отворачиваем пять гаек крепления насоса к блоку цилиндров.
Снимаем насос охлаждающей жидкости
Снимаем прокладку, осторожно поддев ее ножом
Ключом или головкой «на 10» отворачиваем болт крепления крышки насоса
Осторожно постукивая медным молотком, снимаем крышку насоса
Какими они могут быть?
В зависимости от того, каким способом обеспечивается эффект, может устанавливаться разная электропомпа. “Газель” может иметь разные модели таких устройств, но наиболее распространенными являются следующие:
На современных автомобилях наиболее часто устанавливается жидкостная электропомпа. “Газель” с помощью такой системы обеспечивается равномерным и эффективным охлаждением, а также не так сильно шумит, что тоже важно для многих автомобилистов. Именно поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать принцип работы систем охлаждения на примере такого оборудования.
Замена помпы на других моделях двигателей
Практически для всех моторов модификаций УМЗ, ЗМЗ, которые устанавливаются на машинах «Газель», основные действия по замене водяной помпы будут аналогичными. Возможны лишь незначительные отличия, касающиеся конструктивного расположения узла.
При выполнении работ на силовых агрегатах автомобиля «Газель-бизнес» модели УМЗ-4216 имеются некоторые отличия по действиям и их последовательности:
Во всех модификациях машин марки «Газель» замена водяного насоса подразумевает практически одинаковые действия. В любом случае из ЖОС мотора удаляется ОЖ, а также демонтируется ремень привода. Процедура не является сложной: она вполне по силам водителям с базовыми навыками по техническому обслуживанию автомобиля.
В результате эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в замене водяного насоса. Актуальность замены обусловлена естественным износом. Основным признаком неисправности является сильный шум, доносящийся из-под капота. Расссмотрим поэтапное выполнение работы на силовом агрегате ЗМЗ 405.
Зачем устанавливают насос на другие авто?
Схема электропомпы от “Газели” предусматривает ее установку на множество других отечественных автомобилей, что достаточно быстро поняли и взяли на вооружение современные водители. С наступлением холодов каждый человек начинает задумываться над тем, как подготовить своего «железного коня» к зиме, ведь вряд ли кто-нибудь захочет мерзнуть во время движения. Конечно, в каждый отечественный автомобиль устанавливается и своя печка, но ее мощности часто не хватает, а электропомпа от «Газели» на ВАЗ-2107 позволяет значительно увеличить эффективность системы отопления.
Электричество
Прежде чем подключать дополнительный насос на печку “Газель”, схема подключения для ознакомления должна быть рассмотрена. Существует несколько вариантов. Один из простейших способов – это вывести кнопку на два положения в салон авто. Здесь просто: вкл/выкл. К примеру, холодно – можно включить, тепло – выключили.
Это простой способ, и он обладает минусом. Если забыть выключить дополнительный насос, то при следующем запуске машины на прогрев с брелока сигнализации помпа запустится и заберет тепло у холодного мотора. Это увеличит время разогрева двигателя.
Профессионалы рекомендуют воспользоваться сложным, но более эффективным способом. Здесь будет двойная система управления. Такая кнопка предназначена лишь для включения зимой и выключения с приходом весны. Это делается, чтобы насос не работал лишнее время.
Когда кнопка включена, насос дополнительный отопителя печки «Газель» будет включаться/выключаться полностью автоматически, когда двигатель заводится, а автомобиль едет. Для этой схемы понадобится двухпозиционное реле. Насос имеет определенную мощность, поэтому реле нужно под ток 3 A.
Как снять и заменить помпу на Газели 405?
Какой фирмы выбрать радиатор охлаждения для niva chevrolet и как заменить своими руками?
В первую очередь необходимо слить охлаждающую жидкость. Для этого необходимо открыть кран, который расположен непосредственно на блоке и подключить к нему шланг.
На слив охладителя понадобится определённое время. Поэтому можно приступать к демонтажу отдельных элементов:
Теперь необходимо демонтировать верхний патрубок. Под радиатор необходимо установить ёмкость, после чего можно снимать нижний патрубок. После этого можно аккуратно демонтировать радиатор и слить с него остатки охлаждающей жидкости.
Особое внимание следует уделить подушкам радиатора, поскольку иногда автовладельцы теряют эти элементы. Перед тем как снять помпу на Газели 405, необходимо демонтировать вентилятор
Перед тем как снять помпу на Газели 405, необходимо демонтировать вентилятор.
На следующем этапе необходимо отключить все разъемы, запоминая последовательность работы.
Оригинал
Помпа ЗМЗ 406, как и все автомобильные детали, имеет каталожные номера. Оригинальный артикул водяного насоса может быть прописан двумя способами: 4063.1000450-20 или 4061.1307010-21.
При выборе оригинальной детали стоит обратить внимание, покупает ли автолюбитель оригинал или подделку. Помпа ЗМЗ 406 всегда упакована в полиэтилен с товарным знаком «ЗМЗ». Все швы спаяны и ровные. В комплекте с водяным насосом идет уплотнительная прокладка. На коробке всегда располагается фирменный знак Заволжского моторного завода, а также голограмма-наклейка.
В оригинальном изделии, внутри коробки, всегда располагается гарантийный лист, в котором также пишется свод правил по установке, адреса филиалов завода, а также условия гарантии, возврата и замены. На водяном насосе производства Заволжского моторного завода всегда имеется специальная отметка на металлической части корпуса.
Читайте также: Скрип заднего сиденья на Лада Веста и Икс Рей – причины и методы решения проблемы
Варианты конструкции
Структура системы охлаждения является достаточно схожей для дизельных и бензиновых двигателей, причем в нее входит большое количество элементов, включая:
Помимо всего прочего, в автомобиль устанавливается центробежный насос (электропомпа). “Газель” сегодня оснащается самым популярным вариантом таких устройств, который получил широкое распространение и в других автомобилях.
Также стоит отметить тот факт, что в схему в обязательном порядке включается так называемая рубашка охлаждения.
Монтаж дополнительного насоса
Итак, давайте посмотрим, как правильно установить доп. помпу к печке «Газель». Опытные автомобилисты посчитают эту информацию бесполезной, однако для начинающих это будет хорошей инструкцией к модернизации.
Что дает дополнительный насос?
Увеличение эффективности работы отопительной системы на холостых оборотах – это главная задача, для которой устанавливается электропомпа («Газель»). Ремонт такого устройства требуется не так часто, а его эффективность значительно выше по сравнению со стандартной системой отопления легковых автомобилей, поэтому такое простое средство приобрело чрезвычайно широкое распространение на сегодняшний день.
Если штатно печка дует на холостом ходу теплым воздухом, а горячий включается только после начала движения, значит, в системе охлаждения присутствует недостаточно хорошая циркуляция жидкости. Электропомпа от “Газели” на ВАЗ-2109 и других аналогичных автомобилях обеспечивает гораздо более быстрое движение тосола, что положительно скажется на температуре воздуха из печки даже во время стоянки.
При этом стоит отметить, что многие люди считают установку дополнительного насоса еще одной идеей кулибиных, которые стараются какими-то средствами улучшать свои машины новыми методами, но на самом деле использование такой технологии уже давным-давно практикуется такими известными компаниями как BMW и Mercedes Benz.
Как проводится установка?
Теперь поговорим о том, как подключить электропомпу от “Газели”. Сразу стоит сказать о том, что процедура это достаточно ответственная, поэтому, если вы не уверены в своих силах, лучше всего доверить ее каким-нибудь специалистам.
Перед тем как будет устанавливаться дополнительная электропомпа («Газель»), постарайтесь немного подождать, пока в машине остынет тосол, после чего сливайте его из блока в какую-нибудь чистую емкость (емкость не обязательно должна быть чистой, если потом вы будете заливать новый).
Теперь откручивайте верхние четыре самореза на помпе и смазывайте герметиком резиновую прокладку. В процессе сборки помпы вместо саморезов должны устанавливаться тонкие длинные болты с гайками.
Многие задумываются над тем, куда лучше ставить дополнительную помпу – в разрыв выходящего или подающего патрубка. На самом деле нет никакой разницы в том, куда она будет ставиться, главное – установить ее в течение основного потока. Хотя при этом стоит сказать, что большинство автомобилистов, практикующих такой вариант модернизации своей системы отопления, говорят о том, что лучше всего устанавливать новую помпу до радиатора печки.
Крепление осуществляется одним из следующих устройств:
Наиболее распространенным является последний вариант, который был рассмотрен выше, где устройство располагается так, чтобы горизонтальный патрубок помпы смотрел в сторону блока (для этого предварительно разжимается железный хомут).
Подключение электропомпы осуществляется в любое удобное вам место. Кто-то ставит ее на кнопку рециркуляции, кто-то устанавливает на обогрев зеркал, блок САУО при активации печки и множество других элементов.
Теперь отсоединяйте от клапана рециркуляции белый/голубой и желтый/голубой провода, после чего переподключаем их следующим образом:
Общий порядок установки является следующим:
Замена штуцера печки
Изначально на новой помпе стоял штуцер с внутренним диаметром 11, при этом он рассчитан на шланг диаметром 16.Я сразу же хотел сменить его, для этого купил новый штуцер на помпу змз 402 и рассверлил его до внутреннегодиаметра в 13 мм, но сразу поменять не получилось:
Сложность была в том, что шлиц у штатного штуцера специфический – из двух лысок, и посажен он былна резьбовой герметик:
И вот недавно мне пришла идея, как его открутить, причём без какой-бы то ни было разборки двигателя.Для этого пришлось купить длинную торцевую головку на 19:
И болгаркой аккуратно срезать у неё 4 грани из 6:
Так старый штуцер открутился без проблем, из сложностей – буртик слегка превышал 19 мм в диаметре,то есть головку пришлось наколачивать молотком, соориентировав её в правильном положении. Потом былисложности с выбиванием штуцера из головки, но это уже совсем другая история.
Новый штуцер, расточенный до 13 мм вкрутил той же головкой с уплотнением ФУМ-лентой.
Какие бывают дополнительные помпы для «Газели»?
Различают несколько видов таких помп. Это насос непосредственно на «Газель», который стоит порядка 800 рублей, а также насос производства Bosh. Цена за такое устройство составляет порядка 2500. Стоимость зависит от того, какая производительность у устройства. Продается отечественный и импортный дополнительный насос на печку «Газель». Казань, Москва, Орел и т. д. – данные запчасти от разных производителей можно купить в любом городе.
Процесс замены
Процесс смены элемента с одной стороны простой, с другой потребуется где-то 2-2,5 часа времени. Для того чтобы помпа ЗМЗ 406 была заменена, придется демонтировать значительную часть деталей автомобиля. Как показывает практика, водяные насосы не ремонтируют, хотя для 406-го есть возможность сменить шкив.
Сначала стоит определить причины снятия изделия с автомобиля:
Причины были определены, и можно приступить непосредственно к самому процессу замены. Во-первых, рекомендуется рассмотреть подробную схему разборки и сборки узла, которую предоставляет завод изготовитель. Во-вторых, собираем необходимый инструментарий (набор ключей и отверток). В-третьих, двигатель ЗМЗ 406 (помпа) ремонтируется достаточно легко. Для этого необходимо только строго соблюдать технологию.
Замена помпы ЗМЗ 406 своими руками:
Непосредственно установка
Прежде чем начать монтаж, нужно позволить мотору остыть. Лучше, чтобы он остывал естественно. Затем необходимо слить ОЖ в заранее подготовленную и чистую емкость. Она еще будет полезна, поэтому лучше побеспокоится о том, чтобы она осталась максимально чистой.
Далее возьмите новый дополнительный насос на печку «Газель» и со стороны крыльчатки скрутите саморезы. Резиновую прокладку, которую вы обязательно там обнаружите, для профилактики протекания нужно промазать герметиком на силиконовой основе. Затем соберите эту конструкцию обратно, однако саморезы выбросьте, а вместо них установите тонкие длинные болты под обыкновенные гайки. Так можно сделать соединение максимально герметичным.
Теперь переходим к следующему шагу. Он заключается в том, чтобы найти место установки устройства. Существует несколько вариантов. Это может быть место на шпильке, на которой закреплен бачок омывателя, на шпильке возле аккумулятора.
Большинство автолюбителей, когда они устанавливали себе дополнительный насос на печку «Газель», использовали второй способ. Он описан в инструкции к насосу. Именно поэтому следует расположить устройства так, чтобы патрубок насоса был направлен в сторону блока. Для этого нужно разжать железный хомут.
Готово? Тогда закрепите насос и переходите к монтажу шлангов. Для этого понадобится снять их с печки и трубки, которая выходит из-под коллектора. Теперь возьмите кусок заранее подготовленного армированного шланга. Он должен быть такой длины, чтобы от латунной трубы коллектора мог дотянуться до насоса без лишних изломов.
Для того чтобы закрепить шланг, пригодится переходник. В этой роли успешно работает уголок. Закрепить деталь на уголке можно при помощи хомутов.
Соединение насоса и шланга от штатной печки проводится значительно легче. Здесь не понадобится монтировать переходники. Необходимо просто протянуть нужные размеры, а затем соединить это все. Крепится это также при помощи хомутов. Чтобы выполнить все крепления окончательно, на смонтированные шланги можно надеть гофрированную трубу из алюминия. Это делается для того, чтобы шланги не плавились. Теперь можно все надежно закрепить. Дальше займемся электрической частью.
Замена помпы на «Газели»
Как только начинаются проблемы с помпой, автовладельцу рекомендуется сразу же заменить это устройство. Во-первых, со временем водяной насос так или иначе начинает изнашиваться — соответственно, уже не может выполнять своего основного предназначения. А во-вторых, нельзя рисковать работоспособностью двигателя — ведь проще заменить дешёвый насос, чем потом проводить капитальный ремонт ДВС.
Где располагается водяной насос
В работу насос включается вместе с мотором. Соответственно, чтобы начал вращаться вал насоса с установленной на нём крыльчаткой, на него должно поступить какое-то действие. Энергия для вращения поступает через шкив насоса благодаря ременной передаче гидрораспределительного механизма.
Чтобы работа была максимально удобной, помпа располагается в устройстве ГРМ. С одной стороны, это максимально комфортное для запуска насоса место. Но с другой, в случаях замены механизма придётся снимать ремень ГРМ, что затрудняется последующей его установкой.
Шкив помпы — один из важнейших элементов системы ГРМ
Готовим инструменты
Для снятия и установки помпы потребуется следующий набор инструментов:
гаечный ключ на 12;
рожковый ключ на 24;
гаечный ключ на 27;
плоская отвёртка с тонким лезвием;
шестигранник на 6;
ёмкость для слива охлаждающей жидкости.
Опытные водители всегда держат под рукой подобные наборы, так как имеющиеся в них инструменты нужны во всех случаях самостоятельного ремонта машины
Читайте также: Как снять, убрать стук, плеск омывайки, установить обратный клапан
Сколько тосола слить/залить при смене помпы
Если помпа выработала свой ресурс, то рекомендуется сливать всю охлаждающую жидкость, которая находится в системе. Таким образом система очищается от примесей в тосоле, что благотворно сказывается и на работоспособности нового устройства.
Слив тосола лучше всего проводить одновременно из расширительного бачка и из радиатора, отсоединив от него патрубок. Под места слива нужно подставить ёмкости. Сливая тосол, необходимо учитывать, что полностью осушить систему охлаждения этим способом не удастся. Поэтому заливая новую охлаждающую жидкость, стоит помнить, что в системе ещё есть какое-то количество тосола. Рекомендуется сначала залить жидкость до отметки MIN на бачке, затем завести мотор и прогреть машину. После этого оценить, насколько сильно ушёл тосол по системе. Долить необходимое количество, руководствуясь отметками MIN и MAX на бачке.
Крыльчатка насоса охлаждения
1 – ступица шкива насоса, 2 – фиксатор подшипника
Выпрессовка сальника вала насоса охлаждающей жидкости
Напрессовка ступицы шкива и крыльчатки водяного насоса: А = (117,5±0,2) мм (двигатели модели 402 и 4021); В = 0/0,2 мм (двигатели модели 402 и 4021); С = 0,9/1,3 мм (двигатели модели 4062)
Купить запчасти для системы охлаждения авто УАЗ
Интернет-магазин автозапчастей «zp495.ru» предлагает купить в Москве новые автозапчасти для системы охлаждения на автомобили УАЗ по невысокой стоимости и реальным ценам.
Система охлаждения отводят образующееся от работы двигателя тепло от его деталей, поддерживая рабочий температурный режим.
Но у системы охлаждения есть много и других функций, включая ускорение прогрева ДВС и нагрев воздуха для прогрева салона. Система охлаждает смазку в коробке переключения передач, а также выхлопные газы и воздух при режиме турбонаддува.
К сожалению, не все модели УАЗ оснащены доработанной системой охлаждения. Классические модели разработки 20-го века особенно нуждаются в замене вязкостной муфты, крыльчатки и термостата.
Запчасти для системы охлаждения на УАЗы недорого
В нашем магазине «ЗП495.ру» в Москве вы можете купить по низкой цене новые запчасти для системы охлаждения на модели УАЗ, включая автомобили:
Стоимость запчастей системы охлаждения для УАЗ цена
Интернет-магазин автозапчастей «ZP495.ru» предлагает доступный ассортимент запчастей для системы охлаждения на автомобили УАЗ:
Запчасти для системы охлаждения на УАЗы в магазине «zp495.ru» сделаны качественно!
Что понадобится для доработки?
Естественно, сам насос. Пусть это будет устройство от «Газели». Возможно, он и подтекает, но он недорогой и хорошо справится с работой в качестве дополнительного нагнетателя тепла. Также понадобится реле. Лучше всего подойдет реле зажигания или же стартера. Реле нужно подбирать такое, чтобы контакты были лучше разомкнуты. Кроме этого, понадобятся куски алюминиевого армированного шланга, два литра охлаждающей жидкости, а также шесть хомутов.
Для чего нужна помпа в автомобиле
Как заменить и отрегулировать фары автомобиля газель Любой силовой агрегат работает при высоких температурах. В частности, для автомобилей «Газель» рабочей температурой хорошо разогретого мотора считается показатель 92–99 градусов. Начиная перегреваться из-за повышенных нагрузок, двигатель сразу же охлаждается своевременной подачей необходимого количества охлаждающей жидкости (в зависимости от модели, «Газели» заливаются либо тосолом, либо антифризом).
Помпа обеспечивает стабильную циркуляцию тосола, тем самым подавая к мотору всегда свежую жидкость. Именно благодаря её работе двигатель не успевает прогреваться до критической температуры.
Устройство имеет металлический корпус и специальные петли для надёжности крепления в корпусе автомобиля
После того как охлаждающая жидкость была слита, можно приступать к работе по демонтажу устройства: Первым делом понадобится снять радиатор охлаждения.
Для проведения ремонта водяного насоса производства ПАО ЗМЗ на двигателе ЗМЗ-409 выпускается ремонтный комплект 406.1307002-10, состоящий из подшипника, крыльчатки и уплотнения.
Разборка водяного насоса двигателя ЗМЗ-409.
Разборка производится в следующем порядке.
– С помощью съемника снять крыльчатку. – С помощью специального приспособления снять ступицу шкива насоса.
– Вывернуть фиксатор подшипника. – Выпрессовать из корпуса подшипник. Выпрессовку подшипника производить на прессе или с помощью медной оправки. Для более легкой выпрессовки рекомендуется нагреть водяной насос до температуры плюс 80 градусов. – Выпрессовать уплотнение из корпуса насоса.
Размеры и зазоры сопрягаемых деталей корпуса водяного насоса, крыльчатки, ступицы, шкива, вала подшипника водяного насоса двигателя ЗМЗ-409.
Перед сборкой очистить и промыть детали насоса, удалить отложения с крыльчатки, корпуса и крышки. Проверить величину осевого перемещения наружной обоймы подшипника относительно валика, которая не должна превышать 0,13 мм при нагрузке 5 кгс. Сборка водяного насоса двигателя ЗМЗ-409 производится в следующем порядке.
– С помощью оправки запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус так, чтобы гнездо под фиксатор на обойме подшипника совпало с отверстием в корпусе насоса. – С помощью оправки запрессовать уплотнение на вал подшипника и в корпус насоса, не допуская перекоса. Для запрессовки уплотнения использовать оправку с помощью которой обеспечивается необходимое сжатие пружины уплотнения.
– Завернуть фиксатор подшипника и закернить, чтобы не происходило его самоотворачивание. – Напрессовать на валик подшипника ступицу шкива насоса, выдержав размер 106,0+-0,2 мм. – Напрессовать крыльчатку на валик подшипника, выдержав размер между торцом крыльчатки и торцом корпуса насоса не более 14,2 мм. Не допускается прикладывать усилие запрессовки к обратным сторонам лопастей во избежание их деформации. – Провернуть крыльчатку вместе с валиком. Задевание крыльчатки за корпус не допускается.
При запрессовке необходимо исключить возможность передачи усилия запрессовки через тела качения подшипника на корпус насоса во избежание повреждения и поломки подшипника. На наружной поверхности и заплечиках металлической втулки уплотнения нанесен герметик, который обеспечивает герметичность посадки уплотнения в корпусе водяного насоса. Перед запрессовкой уплотнения оценить и не нарушать целостность покрытия герметика. На двигатель ЗМЗ-409 водяной насос устанавливать с новой прокладкой.
Обычно насос охлаждающей жидкости снимают с двигателя по причине возникновения шума во время его работы, чрезмерного радиального люфта валика насоса.
Условно все операции проходят на снятом двигателе.
- гаечный ключ на 12;
- шестигранник на 6;
Куда лучше установить?
Часто можно встретить вопросы о том, куда же монтировать помпу. В разрыв подающего патрубка отопителя или же в разрыв выходящего? На самом деле все равно куда, лишь бы по течению главного потока ОЖ.
Недостаток “Газелевского” насоса
Это устройство обладает одним важным недостатком. Так как конструкция его не продумана до конца, то через некоторое время эксплуатации насос дает течь. Течет он через прокладку. Эту проблему можно решить, но потребуется демонтаж и разборка устройства. Лечение – это смазывание прокладок силиконом или термоклеем. А затем крышка с прокладками закрепляется.
В помпах от Bosh таких недостатков не выявлено. Этот прибор сконструирован практически идеально, и здесь прокладок нет. Течь неоткуда.
Установка насоса – не современная инновация
Если кто-то думает, что насос дополнительный отопителя печки «Газель» – это новый и современный способ решить проблемы с отоплением в салоне, то он глубоко ошибается. Уже давно и успешно при помощи этого метода греются в «Ланосах» и других авто. Это уникальное решение хорошо следующим. Для того чтобы зимой было тепло, не потребуется менять радиатор. В некоторых автомобилях немецкого производства вообще такая система установлена еще с завода.
Зарубежный насос
Импортные устройства имеют некоторые преимущества перед отечественными. Одно из них – это вес. К примеру, устройство от компании Bosch отличается низким весом, поэтому оно может быть свободно закреплено прямо на шлангах. Разница в конструкции в том, что «Газельская» помпа – сальниковая. На высоких скоростях она создает в системе повышенное давление и протекает. Импортное устройство, напротив, имеет безсальниковую конструкцию, а электромотор никак не связан с насосом.
Что касается производительности, то предпочтительнее приобретать импортный дополнительный насос печки «Газель». Описание его показывает, что он превосходит по качеству и мощности отечественный аналог. Параметры его такие же, как и в отечественном варианте. Устройство питается от 12 V, а размер патрубка составляет 18 мм.
Что касается отзывов о работе этой дополнительной помпы, то те, кто модернизировал таким образом отопление в “Газели”, остались довольны. В суровые русские зимы в кабине машины стало тепло и уютно.
Лето – лучшее время подумать о зиме
Жизнь идет своим чередом. И если сейчас за окном еще тепло, то зима все равно рано или поздно придет. Много страниц исписано о том, как же все таки сделать «Газель» теплой, но, похоже, лучше выхода, чем монтаж дополнительной помпы, просто не существует.
Итак, эта дополнительная помпа необходима для того, чтобы улучшить процессы циркуляции ОЖ в отопительной системе и системе охлаждения. Что касается принципов работы с этой системой, то здесь дополнительный насос на печку «Газель» монтируется на разрезе шланга к радиатору после термостата. Так можно значительно ускорить скорость, с которой проходит горячая охлаждающая смесь через отопитель.
Оцените статью!