Конструктивно вариаторы представляют собой систему из двух конусовидных шкивов, соединенных между собой ременной передачей. В каждом шкиве находится пара конусов, направленных друг к другу, взаимное сближение либо отдаление которых во время работы двигателя приводит к изменению радиуса движения клиновидного замкнутого ремня, либо цепи. За счет этого изменение передаточного отношения происходит плавно.
СодержаниеПоказать
Что вызывает поломку вариатора
Основной причиной известных неисправностей вариаторов является нарушение элементарных правил эксплуатации:
Дополнительными причинами неисправностей могут быть разнообразные недочеты конструктивных составляющих (брак, непродуманная конструкция, некачественное соединение), а также естественный физический износ составляющих элементов, проявляющийся через 150000 — 200000 км пробега.
Неисправности вариатора могут возникать как в его электронном модуле управления, так и в механических узлах.
Дефекты электроники
В первом случае обнаружение конкретной поломки осуществляется с использованием компьютерной диагностики. Диагностический код присвоен каждому дефекту. Таким образом легко определяются:
Вероятной причиной дефекта в электронике может также быть нарушение целостности электропроводки либо ненадежный контакт в разъеме.
Механические неисправности
Для обнаружения механических неполадок используются не только средства компьютерной диагностики. В этом случае подходить к проблеме необходимо в комплексе и контролировать параметры рабочей жидкости, проводить дорожные испытания, осуществлять считывание диагностического кода, уточнять признаки неисправностей.
Обнаружение дефектов по внешним проявлениям
Многие неисправности вариатора можно определить по характерным внешним проявлениям, но у такой «диагностики» есть один существенный недостаток — проявление разных дефектов может быть одинаковым. Это отражено в таблице ниже.
Наиболее серьезным и материально затратным дефектом из выше перечисленных является дефект вариаторной передачи. Он возникает когда ремень проскальзывает между шкивными конусами с одновременным образованием задиров на торцах ременных сегментов и рабочих поверхностях конусов. Устранить эту неисправность возможно только путем полной замены.
Износ подшипников
Это наиболее часто возникающий дефект вариаторных конусов. Он проявляется характерным гулом после пробега минимум в 50000 км.
Ремень собран из многочисленных пластин, взаимно соединенных стальными перетяжками. Своими боковыми поверхностями, с нанесенными для улучшения сцепления малозаметными косыми насечками, он соприкасается со шкивными конусами. В процессе эксплуатации насечки изнашиваются, что может в итоге привести к серьезным поломкам. Поэтому даже устранение гудящих подшипников должно сопровождаться профилактической заменой ремня, гарантирующей сохранение исправных шкивов.
Шум подшипников может возникать также еще по нескольким причинам:
Среди производителей не существует единой позиции по этому вопросу. К примеру, Mitsubishi настоятельно рекомендует менять масло через каждые 75000 км, а Renault-Nissan допускает только контроль за его уровнем и состоянием на протяжении периода гарантии (100000 км).
Вариаторное масло маркируется аббревиатурой CVT. У каждого автопроизводителя имеется такое масло. Оригинальный состав от Nissan выпускается под индексом NS-2. Mitsubishi продвигает DiaQueen CVT-J1. Аналог от Renault известен, как ELFMATIC CVT. Honda выпускает HMMF и CVT-F, концерн VAG производит ATF CVT. Все эти жидкости рекомендованы именно для вариаторов. Использовать масла, предназначенные для гидромеханических АККП абсолютно не допустимо.
Количество необходимого для залива масла определяется типом привода и силовой части. К примеру, для переднеприводного Qashqai с 2-литровым движком, не оснащенным масляным радиатором, необходимо примерно 4,2 л. Пару литров «застрянет» между элементами трансформатора и узлами гидросистемы, так как выкачать эти «капли» при стандартной процедуре слива невозможно. Чтобы полностью обновить заливку пользуются методикой замещения, с использованием соответствующей установки и втрое большего объема рабочей жидкости.
Плавный ход
Следующий по частоте возникновения дефект проявляется в виде рывков и дерганья автомобиля. Ответственность лежит на редукционном клапане, находящемся в масляном насосе.
Функционирование последнего начинается во время запуска двигателя. Насос выпускается в виде монолитного узла и в случае возникновения дефекта редукционного клапана подлежит полной замене. В нормальном рабочем режиме клапан должен свободно перемещаться в ответной гильзе, впрессованной в корпус насоса. Постоянное соприкосновение рабочей поверхности клапана с попадающими на нее абразивными частицами продуктов износа приводит к образованию множества продольных рисок. При износе клапан начинает клинить настолько, что впоследствии его затруднительно вытащить даже при помощи плоскогубцев.
Результатом является не соответствующее норме давление, приводящее к нарушению согласованной работы шкивов. Это вызывает проскальзывание ремня. Своевременное обращение в сервис позволяет снизить финансовые затраты. Несущественные повреждения конусов можно исправить шлифовкой. Ремень же подлежит замене.
Самым известным вариаторным маслом, продающимся в автомагазинах, является продукт от Nissan NS-2 в двухлитровой жестяной банке. Емкость нового выпуска серебристая, старого — окрашена в синий цвет. Ни в коем случае не спутайте со старым, абсолютно не совместимым маслом NS-1, разлитым в розовые емкости.
Экстремалы, привыкшие вытягивать застрявшую машину враскачку с моментальным попеременным переключением рычага из позиции D в R и назад, рискуют столкнуться с еще одной проблемой — неприятными толчками в процессе переключения из позиции «паркинг» в D либо R. В таком режиме практически отсутствует пауза при переключениях между позициями D и R, хотя в идеале требуется полная остановка авто. В итоге происходит усиленный износ муфтовых шлицевых соединений внутри планетарной передачи, соприкасающихся с фрикционными дисками. Результатом является необходимость замены шестеренок планетарной передачи.
Терморежим
Особо тщательно в вариаторах следует соблюдать температурный режим. Эта функция возложена на систему самодиагностики и осуществляется при помощи термодатчика. При превышении предельной величины на приборной панели зажигается сигнал неисправности с одновременным переходом вариатора к аварийному состоянию.
С целью обеспечения оптимального терморежима масла на большинстве автомобилей дополнительно к основному теплообменнику подсоединяется еще один радиатор. Его крепят в передней зоне моторного отсека до конденсатора климатической системы. Сквозь воздуховоды, размещенные в бампере, он часто забивается различным мусором — тополиным пухом, листьями, грязью, гравием, мошкарой и т. п. Первым проявлением его критического загрязнения является сильный перегрев при передвижении на больших скоростях. Раз в два года необходимо очень тщательно его чистить и мыть. Лучше всего с отсоединением бампера. Также рекомендуется прикрыть защитными сетками наружные входы воздуховодов, так как радиатор подвержен повреждению от всего, что летит из-под колес.
По собранным статистическим данным, неисправности вариаторов случаются не чаще поломок гидромеханических агрегатов. Даже самые осторожные производители, ранее достаточно скептически относившиеся к надежности вариаторов, начали использовать их в силовых частях своих популярных моделей. К примеру, Toyota — на рестайлинговом RAV4, Subaru — на Forester, XV и Outback. Владельцев этой марки трудно назвать медлительными водителями. Постоянная езда по пересеченной местности и мощные ускорения совсем недавно считались недопустимыми для эксплуатации вариаторов. Похоже, времена меняются, поэтому перспективы у них самые радужные.
Привет, Пикабу. Писать особо не умею, но очень постараюсь рассказать эту историю интересно. Сразу признаюсь – где-то будет помогать жена) Как минимум, над заголовком она уже поработала))
Итак, я всю жизнь любил готовить. Даже вел свой кулинарный ютуб канал. Поэтому когда один приятель позвал на партнерстве в проект по продаже еды, я согласился.
Моя стоять на кухне
Торговали готовой едой в пластиковых боксах с островков в ТЦ. Жахнула пандемия, ТЦ закрыли, народ засел дома, приятель разочаровался и вышел из партнерства. Мы чуть не разорились.
Но несчастье помогло. Решили доставлять еду на дом.
Сами с женой сделали сайт на коленке, настроили рекламу в соцсетях, и за первый месяц получили с доставки выручку, которую островки не родили за год.
С названием-брендами-логотипами особо не парились, взяли свою фамилию.
Решили сразу отойти от конкурентов, пытаясь делать бюджетно и по-домашнему.
На тот момент из готовой еды были пицца-суши, шашлы, либо рационщики с уклоном в фитнес. Киноа, брокколи на пару, ягоды годжи и прочий герболайф для клиента с вечно пушистой костью. Нормальный борщ или котлету с пюрешкой НЕ по ресторанной цене было тупо негде заказать.
И мы стали делать для тех, кто любит простую домашнюю еду аля коклетки с пюрешкой, но не хочет готовить и мыть посуду. Чтобы они могли забить холодильник сразу на 5 суток, и не париться о том, есть ли в холодильнике что-то покушац.
Оказалось, чтобы вкусно накормить кучу народу, важнее всего уметь не готовить, а считать. А если надо еще и сделать доступные цены, это уже задача со звездочкой.
Начало. В кредитах и в жопе мира
Партнер, с которым мы начинали островки, ушел вместе с его кухонным оборудованием, помещением и деньгами. Поэтому собственную кухню с блэкджеком и индукцией мы делали в очень срочном порядке.
Сразу же случился факап. С помещением.
Первым словом в нашей задумке было бюджетно, а это сразу означало не в Москве 🙂 Нашли классное место в Ногинске. Близко, хорошая площадь, условия, да еще и рядом завод, где работают 300 человек, которым тоже надо кушать. Идеально! Но на этапе подписания документов выяснилось, что у нас субаренда, а у арендатора, который в этой пищевой цепочке перед нами – то есть снимает помещение у собственника – срок аренды заканчивается через 2 месяца.
Ясно, что через 2 месяца нам бы пришлось перезаключать договор дороже или идти нахрен. Идеальный вариант пропал.
В итоге резко нашли помещение в глухой деревне в Щелковском районе, в здании столовой давно закрытого совхоза, 186 квадратов. Через три недели оно было готово к работе.
На самом деле, собрать кухню несложно, если вы понимаете, что вы на ней будете делать. Для этого нужен профессиональный повар – он у нас был. Зная меню, он за один день напишет список нужного оборудования.
Тут есть нюансы. Например, если вы готовите 20 кастрюль супа одновременно – вам нужно не четыре шестиконфорочные плиты, а пять.
Кастрюль много не бывает
Потому что на одной плите должен постоянно стоять кипяток в нужном объеме. Шеф с хорошим технологом все это учитывают.
Дальше дело за деньгами. Поначалу влезли в долги. Причем банки начинающему бизнесу пожелают хорошего настроения и держаться, но денег не дадут. Поэтому брали кредиты на себя, как на физлиц.
Многие думают, что пищевое производство очень сложно согласовать со всякими инстанциями. На самом деле все не так ужасно. В Роспотребнадзор вы просто отправляете уведомление о том, что начали рабочую деятельность, они к вам приходят, все проверяют, ну и потом регулярно заезжают, берут пробы. Если работать в чистоте и по правилам – никто приставать к вам не будет.
Мойка инвентаря. Чистота – оберег от РПН залог здоровья
Меню. 130 блюд, которые надо постоянно обновлять
Изначально подбирали самые традиционные и понятные блюда. Такое, что люди сами дома готовят.
На завтрак каши, сырники, омлеты, сэндвичи, блинчики с разными начинками. На обед борщ, окрошка или уха. Но и модные крем-супы тоже добавили в меню. На второе – обычные котлеты или курица, мясо в соусе или рыба, плюс пюре, макароны, овощи или гречка для гарнира. Салаты – единственный раздел, где было что-то сложное. Ну и десерты, куда ж без сладенького.
Творожная запеканка перед запеканием и готовая.
И это весьма успешно залетело народу. Людей, которым не надо высокой кухни, а хочется просто вкусно покушац и чтобы не дорого – оказалось много.
Но меню невозможно высечь в камне раз и навсегда.
Во-первых, нам приходится слушать клиентов. Набежали безглютенщики – для них ввели дополнительные позиции, типа котлет без хлеба – теперь у них выбор из 20 блюд.
Читайте также: Лада веста замена передних стоек
Или пришли качки и фитоняшки, кому важна калорийность еды. Мы сели, посчитали, сделали 15 вариантов готовых наборов от 1200 до 2200 калорий в день.
Брокколи и зеленая фасоль. Овощи уважаем
Во-вторых, само производство диктует условия. От шницелей остается много свиной обрези. Это классная свиная корейка, просто мелкими неровными кусками. Так не пожаришь, зато фарш выходит офигенный. Но котлет из него получится слишком много. И не заморозить – нужно место для других продуктов. Поэтому из фарша делаем и котлеты, и начинку для блинов, и фрикадельки в суп, и кладем его в греческую мусаку. И это только один пример, их таких десятки.
В итоге каждый месяц 5-7 блюд из меню убираем и добавляем 5-7 новых.
Тех. карта важнее поварского таланта
Что надо, чтобы наварить еды на сотни людей? Уметь готовить? Казалось бы: просто берем кастрюлю побольше и фигачим не 5 литров борща, а 50. Но нет. Нельзя просто так взять (с), и перенести опыт готовки со своей кухни на пищевое производство.
Вроде похоже на обычную кухню?
Но вообще-то нет
На производстве важна грамотная технологическая карта. По ней любому повару готовить проще и удобнее. Там написано: взять столько-то картошки, почистить, порубить конкретной насадкой на кубики вот такого размера, положить в кастрюлю, плюс вот столько воды и соли, варить столько-то времени. И так с любым блюдом, пошагово и подробно.
Это не просто рецепт, это технология готовки с учетом масштабов.
Допустим, вы умеете делать вкусную яичницу из 3 яиц и 2 кусков колбасы. Но если вам надо приготовить 300 яичниц, вы не можете просто взять всех продуктов в 300 раз больше. Потому что неизбежны потери, уварка-ужарка, а так же время готовки будет другое.
Чтобы составить тех.карту для готовки 300 яичниц в день, нужно встать к плите и пожарить прям 300 порций. Да, вы будете всей командой два дня питаться этой яичницей, накормите всех бездомных в округе, включая собак, но вы приобретете бесценный опыт.
Например выясните, что из 100 яиц на производстве у вас минимум 2, максимум 10 – разобьются. Неизбежно. При мытье, переноске и т.п.
Яйца мытые. Да, мыть яйца обязательно 🙂
И если вы это не запишете в тех.карте, то не сможете ни посчитать себестоимость блюда, ни спрогнозировать нужный объем закупок. И к концу месяца у вас на складе будет минус несколько десятков яиц. Такие неучтенные потери, если умножить на тысячи порций – это уже много денег и беда для бизнеса.
Более того, разное сырье предполагает немного разные тех.карты. Мурманская или фарерская форель – упитанная, а камчатская – тощая, как селедка, с нее больше отходов. И хотя блюдо из форели готовится одно и то же – затраты сырья будут разные.
Поэтому вот сейчас всей нашей затее уже четвертый год, а тех.карты все это время доводились до ума с учетом нового опыта и накопленных факапов, и будут доводиться дальше.
Персонал. Выгоднее возить с собой, чем искать новых
В пищевке сегодня с профессионалами туго. После кулинарных колледжей люди выходят полными нулями. Обвальщик (тот, кто отделяет мясо от костей) – исчезающе редкий специалист. Хотя профессия очень дорогая. За месяц 150.000+ заработать без проблем, если знать анатомию туши и работать быстро. Но нормального мясника днем с огнем искать. И так со многими позициями.
Шеф был свой, на всё готовый, из круга друзей. С остальным персоналом пришлось повозиться. Но нам повезло. В деревне, где было наше первое помещение в бывшей столовой, жили отличные кадры – бывшие сотрудники этой самой столовой, которые уже и не надеялись на рабочие места в родной глуши. Некоторые из них с нами до сих пор.
Например, одна из местных пенсионерок, ранее была заведующей этой самой столовой и с удовольствием заняла место старшего цеха на блинах.
Наши бесценные кадры
Она готовит те самые бабушкины блины. Домашние, жаренные вручную, тоненькие и не резиновые.
Пока одна партия блинов заворачивается, следующая уже на сковородах
Короче, ценных работников в команду отбирали поштучно, и до сих пор возим их каждый день на работу и с работы за свой счет, хотя давно переехали из той деревни в другой город, где помещение побольше.
Цены. Как делать нормальную еду со столовским чеком и работать в плюс
Как я сказал сразу, самое главное – уметь считать. И знать, как далеко от расчетов ты можешь отклониться. На цену влияет куча факторов.
1) Учет и контроль. В бюджетном сегменте надо видеть каждую копейку. Все неучтенное идет в убыток. Выяснили на своих ошибках. Было больно, но доходчиво.
В пищевке всегда воруют. По-любому повар попробует что-нибудь вынести с кухни – или хотя бы прикинет, как это можно сделать. Профдеформация. Мы просто стараемся держать это в рамках допустимого. Камеры везде, много.
Отчетность. Началась рабочая смена – отмечаем, какой объем на складе, сколько пришло в поставке. На кухню со склада продукты отдаются по весам. Повар берет ровно столько сырья, сколько нужно по тех.картам на пришедший объем заказов.
И если ему не хватило – кладовщик должен задать резонный вопрос: «Какого хрена? Либо своровал, либо напортачил. Пиши объяснительную для зав.производством».
Мы не можем экономить на сроке годности – типа купить со скидкой продукт, у которого осталось 2 дня, тут же его приготовить и подать. Потому что наши готовые блюда должны храниться 5 суток в холодильнике. Нам нужен свежак. И контроль складских остатков, чтоб ничего не залеживалось, не закупалось лишнего.
Это в ресторане готовят порционно 200-300 блюд за день для 15 человек, и каждый из них оставит вам 5-10 косарей за вечер – потери 10 рублей на килограмм готового продукта у вас отобьются.
А мы готовим по 6.000-10.000 блюд за день, ну и цены у нас другие. Поэтому, если потери перевалят за 2 рубля на кило – мы окажемся в убытке.
2) Поставщики и продукты. Поначалу, когда мы работали маленькими объемами, мы закупались тупо в METRO. Это дорого, но оптовики тогда надо мной ржали и говорили «Иди отсюда, мальчик, со своими 50 кг свинины. Приходи, когда будешь готов купить 1,5 тонны».
Тут тоже были разные факапы 🙂
Покупаешь у южных парней ящик отборных томатов, а потом выясняется, что сверху в ящике 2 слоя красивых помидорок, а все остальное – гнилье на выброс.
Ммм, что это? Салатик!
Или задачка: найти методом проб и ошибок куриное филе, не накачанное водой или гелем, чтобы оно не потеряло половину веса при жарке.
Или долбаный салат Айсберг. В России его вырастить не могут. То горчит, то полкочана пожелтело. Вот Иран выращивает отличный салат. Но однажды на таможне что-то случилось – и вся партия иранской зелени сдохла, стоя в очереди.
Поэтому стало легче, когда нашли специалиста по закупкам. Он знает, где взять крутые продукты подешевле, и меня лично научил тыще премудростей. Например, что должно быть написано на банке горошка, чтобы он был нежный и вкусный, а не сухое говно. Спойлер: ищите надписи «мозговых сортов» и «первый сорт».
Постепенно у нас росли объемы, подключались крупные поставщики. А чем больше закупка, тем выгоднее цена и предсказуемее качество.
Благодаря выходу на серьезные объемы мы смогли удержать цены низкими даже в ковиде, пост-ковиде и в диком 2022 году.
3) Кризисы и санкции. В начале 2022, конечно, мы словили панику, как и все. Закупились тем, что долго хранится. Забили морозильные камеры под потолок.
Замороженные белые грибы
В итоге 3 месяца держались на этих запасах, смогли сохранить для клиентов цены. А потом рынок подуспокоился, и чеки на закупки вернулись в более-менее адекватные рамки.
Повезло вовремя купить технику, например пароконвектоматы. Это такие здоровенные шкафы для приготовления много чего.
Купили их перед отпуском примерно за 400.000 рублей. Уехали в отпуск 19 февраля 2022, вернулись 6 марта. Тот же пароконвектомат стоил 1.800.000 рублей. Перекрестились левой ногой, что не отложили на потом.
Многое импортозамещается. Коллеги покупают китайские аналоги и не парятся, нормально работают. У нас вместо итальянского упаковочного аппарата теперь российский. Оказался надежнее и сильно дешевле в обслуживании.
Из потерь – некоторые полуфабрикаты. Например, фруктовые начинки для десертов. Приходится переизобретать, делать самим, включать в тех.карты доп.операции.
Итого, за 3,5 года мы выросли от 15-16 заказов в день до 30.000 клиентов. При этом у нас получилось сохранить цены на уровне в районе 500 рублей за еду на весь день, и не скатиться в невкусное.
Кроме Москвы и области мы стали доставлять в Спб и Нижний Новгород. Каждый день отправляем туда рефрижераторы со свежей партией охлаждённой готовой еды.
Комната шокового охлаждения
Рассчитываем открыть там франшизы. Чтобы в каждом регионе наладить свое производство, а не возить из Москвы.
Еще сейчас обустраиваем овощехранилище. В деревне у тестя присмотрел, от очередного бывшего совхоза осталось никому не нужное, но добротное сооружение, там температура летом чуть выше нуля.
Выкупили, приводим в порядок, покупаем оборудование, чтоб поддерживать там определенный газовый состав среды, и планируем закладывать туда картошку, свеклу и морковь.
Картошка на складе мечтает о собственном овощехранилище
Когда мы из начинающих энтузиастов переросли в компанию с определенным бэкграундом, растущим оборотом и новыми рабочими местами, у нас чудесным образом пропали проблемы с банками и лизингом.
Из удивительного – в один момент позвонили из московской администрации, сказали, что хотят выделить субсидию. И погасили половину из 4 млн расходов. Долго потом отходил от шока (точнее все еще отхожу).
Так что планируем кормить народ и дальше.
Если интересны более конкретные цифры, это тема отдельного поста. Дайте знать, если что, постараюсь расписать подробно.
Ну и не пинайте, пожалуйста, сильно, первый раз пишу на Пикабу, и сразу такую простыню)
КПП, не имеющая ступеней и обеспечивающая передачу крутящего момента от ДВС к шасси транспортного средства без использования зубчатых шестеренок, называется вариатором. Основными рабочими механизмами подобной трансмиссии, используемой в современном автомобиле, являются два шкива, которые соединены цепью либо же специальным ремнем. Крутящий момент в таком случае передается за счет силы трения между упомянутыми составляющими конструкции.
Несмотря на то, что вариаторная трансмиссия выгодно отличается от прочих аналогов отсутствием рывков и выдающейся плавностью, её возможности достаточно сильно ограничены. К тому же, машина с подобной КПП подходит далеко не всякому водителю.
Вариаторы выбирают люди, исповедующие спокойный и размеренный стиль вождения, где резкие торможения и старты «с места в карьер» чрезвычайно редки. Предпочтение таким коробкам передач отдают и экономные водители, поскольку использование вариаторной трансмиссии заметно снижает расход топлива.
Причины выхода из строя
Коробки-вариаторы специалисты называют надежными и долговечными агрегатами. Но даже самое совершенное оборудование периодически ломается. Преждевременному износу рассматриваемого механизма могут поспособствовать различные факторы, главными из которых называют:
Читайте также: Как помыть двигатель на лада веста
Каждый из этих аспектов может привести к поломке вариатора, что потребует ремонта коробки, цена которого достаточно высока.
Признаки поломки
Самыми явными и очевидными являются симптомы, указывающие на неисправности в электронной части вариаторной трансмиссии. В таких ситуациях о поломке сигнализирует индикатор приборной панели под названием «ServiceRequired» или же значок «SlowDown», который указывает на превышение допустимой температуры трансмиссионной жидкости.
Необходимо упомянуть и тот факт, что в некоторых ситуациях, наряду с трансмиссией, в аварийный режим уходит еще и силовая установка транспортного средства. К примеру, крутящий момент мотора машины может упасть до 2 тысяч оборотов в минуту. Реже авто полностью блокируется до момента устранения поломки. В случаях, когда поломка КПП и ДВС происходит во время движения, тогда возникают сильные рывки и дерганья авто.
Достаточно часто владельцы машин с вариатором жалуются на посторонние шумы, которые механики, работающие преимущественно с АКПП, ошибочно объясняют износом подшипников, обеспечивающих работу трансмиссии. Специалисты же сервисного центра «Восток Авто» определяют поломку безошибочно, обычно в таких случаях диагностируя разрушение ступичного или же подвесного подшипника промежуточного вала.
Кроме указанной поломки, возможны и другие неисправности вариаторной коробки переключения передач. К ним следует отнести преждевременный износ:
Диагностика вариатора
В случае возникновения проблем с вариаторной коробкой следует незамедлительно обращаться в сервисный центр с безупречной репутацией. В Москве таковым является техцентр «Восток Авто», механики которого имеют огромный опыт восстановления рассматриваемых узлов.
Причину неполадок мы определяем методом полной диагностики, который дает возможность точно установить элемент, спровоцировавший сбой системы. Здесь будет уместно упомянуть тот факт, что машину с вариаторной трансмиссией не рекомендуется буксировать. Оптимальным решением является вызов эвакуатора. Такую услугу мы также предоставляем.
Для выявления поломки во время диагностики осуществляется тестирование коробки передач в реальных условиях эксплуатации на специальном стенде. Помимо того, проверяется качество технической жидкости и работоспособности гидротрансформатора. В перечень диагностических процедур водит и анализ данных, полученных из ЭБУ.
Стандартная диагностика автомобиля с вариатором выполняется в несколько этапов:
Стоимость ремонта АКПП вариатора определяется по объему работы и количеству используемых запчастей/расходников. Итоговая цена также зависит от типа КПП, марки авто и вида поломки.
Сотни тысяч машин в нашей стране оснащены вариаторной трансмиссией. При этом многие владельцы таких авто смутно представляют себе: при каком поведении КП следует обратиться к сервисменам. По данным портала «АвтоВзгляд», автомобилисты зачастую игнорируют первые признаки выхода из строя вариатора, что приводит к гораздо более печальным масштабам разрушений узла.
ШУМИМ, БРАТ!
Среди прочих признаков неправильной работы вариаторной «коробки» стоит выделить постороннее гудение, а порой, и даже скрежет, доносящийся из трансмиссии на ходу. Но иной раз он едва слышен, и автовладелец списывает его на шум от колес. Это ошибка. Подобные звуки обычно издают подшипники, на которые опираются своими осями конусы вариатора. Порой дело бывает не в них самих, а в том, что они неплотно «сидят» в своих посадочных местах. Если затягивать с обращением по поводу шума в сервис-центр, микрочастицы металла, образующиеся в «поющих» подшипниках, попадут в гидросистему и выведут из строя уже весь вариатор.
НЕУВЕРЕННЫЙ РАЗГОН
Шум от вариаторной «коробки» может и не исходить, а вести себя она может отвратительно, например, «брыкаясь» на разгоне. При этом ровный набор скорости автомобилем периодически сменяется рывками разной степени интенсивности. Как правило, такое поведение машины говорит о скачках давления рабочей жидкости, которая из-за этого не обеспечивает надежной фиксации конусов вариатора, тем самым провоцируя проскальзывания ремня и, как следствие, появления задиров на их поверхности. Виноватым в таком норове автомобиля чаще всего оказывается так называемый редукционный клапан в гидросистеме вариатора.
Вернее, даже не он сам, а какой-нибудь кусочек металла или еще какой продукт износа, попавший в него и мешающий нормально закрываться. Так происходит, когда автовладелец пренебрегает своевременной заменой «жижи» в гидросистеме. Или любит отдуши побуксовать. При этом наблюдается повышенный износ поверхностей ремня и конусов.
РВАНЫЙ РИТМ
В ситуации, когда водитель ощущает рывки и провалы в тяге во всех режимах движения, можно не сомневаться: оставленные без должного внимания неисправности подшипников или редукционного клапана сделали свое дело, и проблемы добрались до «сердца» вариатора — конусов. Рывки происходят, когда ремень попадает на задиры и неровности, образовавшиеся на изначально гладкой поверхности конусов. «Лечится» такая неприятность, как правило, только их заменой на новые. А попутно приходится ликвидировать и спровоцировавшие беду неприятности в прочих узлах «коробки» — менять подшипники или клапан.
ОТКАЗ «МОЗГА»
Пожалуй, одна из самых «гуманных» с точки зрения стоимости ремонта проблем с вариатором — переход коробки в аварийный режим. Если при этом заглушить мотор, а потом опять его завести, а авто тронется с места, значит проблема в «мозгах» трансмиссии. КП не придется перебирать полностью, обойдясь заменой блока управления.
РЕМЕНЬ НА СВАЛКУ
Ну а когда что ни делай, а машина стоит на месте и только «орет» мотором, как ни дави на педаль газа, — скорее всего, оборвался ремень вариатора. Вероятно, повредив при этом пресловутые конусы. Со всеми вытекающими для кошелька автовладельца последствиями.
Признаки неисправности вариатора
Большая часть неисправностей возникает из-за перегрева масла в коробке. Нарушение температурного режима происходит в основном из-за забитого радиатора, который находиться перед основным радиатором охлаждения двигателя. Его загрязнение происходит быстрее, соответственно на его чистоту стоит обратить пристальное внимание. Если он забит грязью, то при перегреве вариатор Ниссан Кашкай, Хонда или Тойота перейдет в аварийный режим. Об этом вам сообщит контрольная лампа коробки передач.
Уровень трансмиссионного масла и его качества напрямую влияет на техническое состояние данного автомобильного узла. Замена масла и фильтров происходит каждые 50 тыс. км. Некоторые автомобилисты меняют его еще чаще.
При покупке автомобиля с коробкой CVT обязательное условие – проверка уровня и состояния масла. Вытащите щуп и капните остатки на белую салфетку или тряпку. Масло не должно быть темным, с вкраплениями продуктов износа, а также от него не должно пахнуть гарью.
В настоящее время данная коробка набирает все большую популярность, ее основным преимуществом является плавность в разгонной динамике и отсутствие переключений.
Сотни тысяч транспортных средств, передвигающихся в России, оснащаются вариаторной трансмиссией. Более половины владельцев плохо представляют себе, как нужно обслуживать его и при каком поведении вариатора пора обращаться в автосервис. Как показывает статистика ремонта, автовладельцы чаще всего игнорируют первые признаки выхода из строя элемента, что может привести к более масштабным проблемам. Рассмотрим 5 явлений, указывающих на неполадки с этим узлом.
Звуки в системе издают подшипники, которые являются опорой для конусов вариатора. Не всегда речь идет об износе этих элементов
Шум. Первый признак, который можно привязать к поломке вариатора — появление шума в виде гула или скрежета. Он появляется, когда автомобиль находится в движении. Иной раз такой звук бывает едва слышен, поэтому автомобилист списывает все на дорогу и колеса. Но подобные шумы в системе издают подшипники, которые являются опорой для конусов вариатора. Не всегда речь идет об износе этих элементов — они могут просто неплотно сидеть в посадочных местах. Если вовремя не обратиться в сервис, мелкие частицы металла начнут попадать в гидросистему, а вариатор выйдет из строя.
Динамика. Во время работы может не возникать никакого шума, но коробка передач все равно будет вести себя нестабильно. Особенно очевидно это в процессе разгона. Автомобиль больше не разгоняется ровно — это сопровождается рывками. Такое поведение транспортного средства может указать на перепады давления рабочей жидкости. Из-за этого может возникать и проскальзывание ремня, и появление задиров. Главный источник проблемы — редукционный клапан, который перестает нормально закрываться. Чаще всего это происходит из-за невнимательности автовладельца, который забывает менять рабочую жидкость в гидросистеме.
Ритм. Если провалы в тяге ощущаются во всех режимах движения, никаких сомнений быть не должно — проблема добралась до конусов вариатора. До рывков дело доходит, когда ремень наезжает на задиры и неровности конусов. Исправить такую проблему можно только полноценной заменой изношенных элементов. Попутно придется ремонтировать причину появления неровностей — проводить замену подшипников или клапана.
Электроника. Данная проблема встречается редко, но ее даже причисляют к списку гуманных по стоимости поломок. Если коробка передач постоянно переходит в аварийный режим. Убедиться в том, что проблема действительно в электронике, можно простым способом. Если заглушить двигатель, затем опять его завести, а автомобиль тронется с места, значит проблема точно заключается в «мозгах» коробки передач. Трансмиссию не придется разбирать полностью, так как можно будет просто заменить блок управления.
Ремонтировать и менять придется не один элемент, поэтому процедура сильно ударит по карману автовладельца
Ремень. Если никакие танцы с бубном вокруг автомобиля не помогают, и он так и не хочет трогаться с места, высока вероятность того, что порвался ремень вариатора. Такая проблема сопровождается еще одной — повреждение конусов. Ремонтировать и менять придется не один элемент, поэтому процедура сильно ударит по карману автовладельца. Но справиться иначе с такой проблемой не получится, так как обрыв ремня гарантирует обездвиживание транспортного средства.
Итог. Вариатор — менее распространенная в России коробка передач, поэтому автовладельцы не знают, как правильно с ней обращаться. Есть несколько признаков, указывающих на то, что агрегат нуждается в срочном ремонте.
Разборка ABW. Почему Nissan Juke перестал ехать вперед?
В ремонт Nissan Juke 2013 г.в. с пробегом чуть более 100 тыс. км прибыл не своим ходом. Как было сказано в оставленной владельцем заявке, причина обращения на СТО — нет движения вперед. Выяснить, что случилось с автомобилем, нам предстоит вместе со специалистами техцентра.
Почему для решения проблемы был выбран сервис, занимающийся автоматическими трансмиссиями, объясняется комплектацией автомобиля вариатором. Задним ходом машина едет, стало быть, источник проблемы следует искать в коробке передач.
Перед разборкой вариатор необходимо снять, для чего машину заталкивают на подъемник.
Бесступенчатая коробка передач модели JF015E разработана и выпускалась японской компанией Jatco. Ставился этот вариатор не только на Juke и ряд других автомобилей марки Nissan, но и на некоторые модели Suzuki, Mitsubishi, Mazda, Chevrolet, Datsun, Samsung, Maruti-Suzuki.
После демонтажа агрегат отправляется в цех, где будет выясняться причина его неисправности.
Первым делом снимаем масляный теплообменник.
Затем извлекаем масляный фильтр тонкой очистки. Как уверяют специалисты, его внешний вид может подсказать, в каком состоянии находятся узлы вариатора. Однако на этот раз ничего особенного на фильтре мы не находим. Его, конечно, следует заменить, но по виду фильтра не скажешь, что в вариаторе что-то интенсивно изнашивается.
Демонтируем датчик скорости. Есть первая неприятная находка — довольно крупный фрагмент металла, прилипший к магнитной части датчика. Заставить датчик «дурить», выдавая неверные показания о скорости вращения валов, одиночная стружка не может, но ее наличие подтверждает, что в вариаторе что-то сломалось.
Снимаем поддон, после чего открывается вид на масляный фильтр грубой очистки и гидроблок. Вылившееся из поддона масло темнее, чем должно быть, пока масло свежее, но осталось прозрачным и горелым не пахнет. Как заверили специалисты KINERGO, это нормальный цвет для поработавшего в вариаторе масла.
Читайте также: Замена дверной ручки лада веста
Спокойно отнеслись они и к металлической пыли, «ежиком» собравшейся на установленных в поддоне магнитных уловителях. По мнению специалистов, это тоже не повод для беспокойства.
При износе шкивов и металлического ремня, которые, вообще говоря, регламентируют срок службы любого вариатора, стружки на магниты налипает гораздо больше. В нашем же случае по ее небольшому количеству можно предположить, что шкивы и ремень находятся в рабочем состоянии.
Но верны ли наши предположения? Об этом мы узнаем, как только демонтируем заднюю крышку вариатора.
Под ней находятся шкивы с ремнем. Это и есть то, что принципиально отличает вариатор от других коробок передач. Каждый из шкивов состоит из двух половин, напоминающих тарелки. Повернуты тарелки донышками друг к другу. Впрочем, обычно половинки шкивов называют не тарелками, а конусами.
Когда конусы ведущего шкива сдвигаются, конусы ведомого шкива раздвигаются, и наоборот. Так в вариаторе изменяется передаточное отношение, а поскольку все зависит от положения ремня на шкивах в каждый конкретный момент времени, взамен ступенчатого переключения передач, как в шестеренных коробках, в вариаторе передачи изменяются бесступенчато, а количество передач огромно.
И действительно к состоянию главного узла вариатора нет претензий. Задиров, следов износа не видно ни на контактных поверхностях конусов, ни на ремне.
Извлекаем шкивы с ремнем из корпуса.
Для сравнения был принесен ремень, снятый с другого вариатора JF015E, который вышел из строя именно из-за износа шкивов и ремня. Хорошо видно, чем отличаются друг от друга рабочие поверхности ремней.
Когда шкивы с ремнем были извлечены, доступной для осмотра стала тыльная сторона солнечной шестерни.
Смотрим и понимаем, что мы наконец-то докопались до того, что искали! Свидетельство этого — трещина, проходящая вокруг ступицы шестерни. Теперь понятно, откуда взялся не суливший ничего хорошего фрагмент, который мы нашли на датчике скорости. Солнечную шестерню обрезало по кругу. Более убедительное подтверждение, почему Juke перестал ехать вперед, найти просто невозможно.
Дело в том, что в отличие от предшественника — вариатора Jatco JF011E, о типичных неисправностях которого мы рассказывали в статье «Что ломается в вариаторе Nissan и что делать, чтобы этого избежать?», в вариаторе JF015E изменена схема работы.
Если в JF011E, когда автомобиль стоит, останавливаются и шкивы, то в JF015E шкивы вращаются постоянно. В зависимости от того, движение вперед или назад включает водитель, в JF011E изменяется направление вращения шкивов. В JF015E шкивы вращаются только в одном направлении, а переключение на переднюю или заднюю передачу осуществляется вне вариаторной части коробки.
При этом для заднего хода предусмотрена отдельная планетарная передача, из-за чего в нашем случае поломка, оставив автомобиль без движения вперед, не отразилась на выполнении заднего хода.
Помимо этого, в JF015E не одна, а две передачи для движения вперед. По этой причине JF015E в действительности представляет собой не вариатор в чистом виде, а гибрид вариатора с двухступенчатым гидромеханическим «автоматом». При этом весь агрегат по-прежнему остался бесступенчатой коробкой передач.
Что дало «скрещивание» вариатора с гидромеханической АКП, видно невооруженным глазом. По сравнению с JF011E в JF015E используются шкивы меньшего размера. Между тем шкивы — самые дорогостоящие детали в «железе» коробки. Уменьшение их размеров не могло не отразиться на цене всего агрегата.
Во-вторых, изменение направления вращения шкивов при изменении направления движения автомобиля на противоположное негативно сказывается на состоянии рабочих поверхностей шкивов и ремня, особенно когда переключение с передней на заднюю передачу и наоборот происходит быстро, как, к примеру, и маневрируют водители, торопясь в толчее на парковке гипермаркета быстрее занять освободившееся место. Подобные маневры вариатор переносит болезненно. Кроме того, на долговечности шкивов и ремня отражалось то, что при включении заднего хода менялись ролями толкающая и тянущая ветви ремня, из-за чего ремень работал в крайне невыгодном положении по отношению к прилагаемым нагрузкам. Ремень, к слову, называется толкающим, что само по себе говорит о многом.
Вращение шкивов все время в одну сторону исключает эти отрицательные моменты, что должно благотворно сказываться на сроке службы главного узла вариатора, однако из-за реализации такой схемы работы в конструкции JF015E как раз и появилась та самая солнечная шестерня, наделавшая беды в рассматриваемом нами автомобиле.
Мы подошли к шестерне с тыла, а теперь зайдем с фронта, для чего разберем вариатор со стороны передней крышки или, иначе говоря, кожуха гидротрансформатора, которым коробка передач крепится к двигателю.
Пока специалисты продолжают разборку, со склада принесли новую солнечную шестерню. Так она выглядит с тыльной стороны.
А это лицевая сторона, на которой солнечная шестерня появляется собственной персоной. Как видим, это единая деталь, изготовленная на заводе из двух частей с помощью сварки.
В нашем Juke сварка не выдержала. Учитывая, что это повторяющийся дефект JF015E, нетрудно сделать вывод, что речь идет о конструктивном просчете. Сварной шов определенно не справляется с нагрузками, которые ему приходится испытывать в ходе эксплуатации. Металл в зоне сварки «устает», что ведет к преждевременному разрушению солнечной шестерни.
Итак, почему Juke перестал ехать вперед, мы выяснили, выполнив тем самым программу-минимум нашей разборки, но есть ли у вариатора JF015E помимо солнечной шестерни, а также шкивов с ремнем еще какие-нибудь слабые места?
По словам ремонтников, JF015E унаследовал многие «болячки» JF011E. В частности, слабым местом остался редукционный клапан масляного насоса, который выполняет функцию предохранителя, ограничивающего на необходимом уровне величину давления, создаваемого насосом. Если клапан завис, давление может оказаться выше допустимого. Если же клапан изношен либо сломалась его пружинка, то клапан не держит давление. Плохо и то и другое.
Опять же беспокоят подшипники, среди которых по частоте выходов из строя лидирует подшипник входного вала.
Примечательно, что в нашем случае этот подшипник оказался исправным, но в практике специалистов KINERGO такое произошло впервые. До этого во всех приходивших в ремонт вариаторах JF015E подшипник входного вала требовал замены.
Причем в наиболее запущенных случаях, когда подшипник не был своевременно заменен, он успевал разбить еще и свое посадочное гнездо в корпусе. Поэтому любой посторонний шум, появившийся из вариатора, ни в коем случае нельзя оставлять без внимания.
Зато в JF015E нет степ-мотора, а стало быть, нет и связанных с ним проблем. Тем не менее отсутствие степ-мотора не отменяет тех правил, которых мы рекомендовали придерживаться при эксплуатации автомобиля, рассказывая о проблемах вариатора JF011E в предыдущей статье. Интересующимся, что должен делать владелец, чтобы вариатор продержался без поломок как можно дольше, вновь советуем перечитать «Что ломается в вариаторе Nissan и что делать, чтобы этого избежать?».
Вариатор JF015E был представлен в 2010 году, через пять лет после появления JF011E. Вариатор разрабатывался компанией Jatco для использования с двигателями объемом до 1,8 л.
Среди моделей Nissan первыми коробку передач JF015E в 2010-м получили Cube, Juke и March. С 2011 года JF015E начали устанавливать на Micra, Note и Tiida, с 2012-го — на Almera, Qashqai, Sentra, Sunny, Sylphy и Vanette, с 2013-го — на AD Van, Dayz, Grand Livina, Livina Geniss, NV200, Pulsar и Lafesta.
Одновременно с Nissan коробку передач JF015E приняла для оснащения своих моделей компания Suzuki. Сначала этот вариатор получили Alto, Lapin, MR Wagon, Palette и Wagon R. В 2011-м к ним присоединились Solio и Swift, двумя годами позже — A-CUV и Spacia.
В 2012 году вариатором JF015E заинтересовалась компания Mitsubishi, оснастившая этой коробкой передач модели A-Hatch и Mirage. В 2013-м JF015E появился на Attrage, B-Sedan, EK Wagon, Lancer и Toppo, в 2014-м — на Galant Fortis и A-MPV.
Помимо указанных моделей JF015E ставился также на Chevrolet Spark, Datsun B-Hatch, Mazda Flairwagon, Samsung SM3, Maruti-Suzuki Swift и Dzire.
Сергей БОЯРСКИХ Фото автора ABW.BY
Благодарим техцентр KINERGO за консультации и помощь в организации фотосъемки
Как определить, что вариатор вот-вот сломается
Автовладельцы, как правило, не обращают внимания на тип «автомата», которым оснащена их машина. Считается, что вариатор практически столь же надежен и долговечен, как и старая добрая гидромеханическая АКП. Но это далеко не так.
Чаще всего встречающаяся беда с вариатором – выход из строя подшипников опор его шкивов. Выражается это в характерном гуле, который даже сервисмены частенько принимают за шум износившихся ступичных подшипников. Сложность диагностики усугубляется тем, что «полететь» подшипники в вариаторе могут и на 50 000 км пробега и на 200 000 км. Все зависит от конкретной модели авто и манеры езды владельца.
Главный враг этого узла – металлическая пыль, образующаяся при нормальной работе вариатора. Ведь его цепь и шкивы постоянно находятся в процессе трения друг о друга и от того неизбежно потихоньку стачиваются. Продукты такого износа попадают в масло смазочной системы вариатора, а оттуда – к подшипникам. Для улавливания этой стальной «пудры», в конструкции предусматривают масляные фильтры и магниты. Но ни они, ни даже уменьшенные относительно рекомендованных производителем интервалы замены масла (со 100 000 км пробега до 50 000) в вариаторе не спасают от металлической пыли в нем. Кроме того, ряд экспертов связывает «лотерею» со сроками жизни опорных подшипников шкивов вариатора с нестабильностью их качества. Вот и приходится владельцам подержанных машин с такого типа трансмиссией постоянно прислушиваться к происходящему в ней.
Еще одна достаточно распространенная неисправность вариатора – проблемы с масляным насосом. Все та же металлическая пыль от износа попадает в его клапаны, заставляя их подклинивать. Из-за этого давление масла в системе начинает скакать, согласованность перемещения шкивов пропадает, ремень при этом проскакивает, а машина по этой причине дергается на ходу. И ремень, и шкивы совсем не любят подобного обращения и если процесс запустить, владельцу машины вскоре придется подыскивать новую коробку.
Упомянув о ремне, нельзя не сказать о проблемах с износом самого ремня. Он состоит из множества прихотливой формы металлических пластинок, насаженных на пучок стальных лент. Для лучшего сцепления со шкивами, на их поверхность наносят микронеровности. Со временем последние стираются, превращаясь в ту самую злосчастную металлическую пыль. При этом ремень начинает проскальзывать, дергая машину и сообщая владельцу, что требуется срочное вскрытие вариатора.
Одна из самых безобидных неприятностей с вариатором проявляется следующим образом. Ни с того ни с сего на достаточно высокой скорости на приборной панели вдруг загорается значок перегрева трансмиссии и машина норовит останавиться и остыть. Это, скорее всего, означает, что радиатор охлаждения масла в коробке забился грязью и перестал эффективно выполнять свои функции. Обычно он расположен внизу-впереди моторного отсека и вся пыль, насекомые, тополиный пух и прочее впечатывается в него набегающим потоком воздуха. «Лечится» это проще всего: мойкой. Для профилактики подобной неприятности достаточно взять себе за правило хотя бы раз в год (а лучше – два раз) мыть все радиаторы в машине.
Оцените статью!