Двигатель renault-nissan h4m-hr16 de
Этот мотор, выпускается объединённой компанией Рено и Ниссан, не оборудуется ремнём ГРМ. Вместо него установлена цепь. Можно достаточно серьёзно экономить на расходных материалах, их покупке и замене. Ведь хороший ремень в комплекте с роликами стоит от 4500 руб.Поговорим об основных характеристиках агрегата:
Мощность — 114 лошадиных сил.Объём — 1.6 л., как у 21129 двигателя.Тип привода и ГРМ — вместо ремня ГРМ, как и писали ранее, стоит цепь. Единственным минусом становится момент, в конструкции нет гидрокомпенсаторов, значит примерно каждые 100 тыс. км. пробега потребуется контроль зазора клапанов.
Как на 2109 в 2021 году!Характеристики крутящего момента — 153/4400Масса мотора- 109.1 кг. материал блока цилиндров -алюминий.Электронная система зажигания, контролируемая процессором.Типы горючего — АИ-92, АИ-95, метан. Выбор больше, чем у других, хотя сомневаюсь, что наши люди льют в 179 и 129 только 95 бензин, в ходу все что горит!
Питание с помощью системы распределённого впрыска.До 100 км/ч с H4M-HR16 DE машина разгонится за 12,2 сек.Потребляет бензина: в городе — 8,2 л, смешанный тип перемещения — 6,3 л, на трассе — 5,4 л.Токсичность на уровне стандарта Евро 5.Ходовой ресурс в 250 тыс. км.
Имеет высокую стоимость среди трёх агрегатов. Отличный выбор для тех, кто ценит мощность и комфорт одновременно. Эксплуатируя Весту с Ниссановским двигателем, получаем высокий показатель мощности и низкий расход топлива. Решение для езды в городе, и тех, кто регулярно совершает дальние поездки.
Крайне высок и показатель долговечности при адекватном использовании и регулярно проводимом ТО — практика обкатки показывает, что его эксплуатационный срок гораздо выше, чем у ВАЗовских конкурентов. Однако при бережном использовании все три мотора покажут больший срок службы и ремонт двигателя потерпит.Минусы h4m-HR16 в необычности его ГРМ-составляющей и высоким требованиям к качеству масла.
От степени сжатия мотора зависит какое топливо требуется для заправки. Если СЖ меньше 10 это означает, что подойдет бензин АИ92. Степень сжатия больше 10 подавай только 95, на наших агрегатах само близко к 11 подобрался только H4M-HR16 DE.
- 21129 имеет степень сжатия 10,5
- 21179 -10,3
- hr16de -10,7
Мотор ваз 21179
Этот вариант мотора стал первым в линейке с объёмом 1.8 л. выпускается с 2021 г. Внешне похож на конкурентов, но внутри масса конструктивных особенностей, характерных для модели 179. Веста с установленным 21179 двигателем объёмом в 1.8 л. имеет гораздо динамичен и мощнее менее продуктивных коллег по цеху.
Характеристика 21179 двигателя:
Мощность — 122 лошадиных силы, крутится до 6050 об.мин. Самый мощный из свей линейки.Объём — 1.8 л. Собирается селективным конвейерным способом.Тип привода и ГРМ — установлено немецкое устройство от компании INA для натяжения ремня зубчатого типа.
Замена ремня потребуется примерно через 90 тыс. км.Характеристики крутящего момента — 170/3750.Масса мотора- 110,1 кг. Выше, чем у конкурентов, но не заметна разница. Материал блока чугун.Электронная система зажигания, контролируемая процессором.
Используемое горючее — аналогично предыдущему варианту, бензин АИ-95.До 100 км/ч с использованием 179 двигателя машина разгонится за 12 сек.Расход горючего: в городе — 10 л, смешанный тип перемещения — 8 л, на трассе — 7 л.Токсичность — Euro5.
В качестве достоинств мотора отметим следующее:— 179 мотор устанавливается на долгожданный многими автолюбителями Лада Веста Кросс. Мощности и ходовых характеристик достаточно чтобы не испытывать проблем с вождением;— быстрая и уверенная езда и старт со светофора;
— конструктивная особенность для изменения фаз распределения газа;— применены облегченные и увеличенные впускные (31 мм) и выпускные (28 мм) клапаны;— используется стандартная трансмиссия амт ВАЗ. Часть узлов выполнена не в России, будучи изготовленной ведущими автопроизводителями. Например, клапана делаются компанией Mahle, а кислородный датчик делается Bosch.
Недостатки мотора в большем расходе топлива и масла по сравнению с двумя другими силовыми установками. Гнёт клапана (как другие варианты в линейке), в высоком уровне шума при работе на любой передаче. Последнее обстоятельство характерно для моторов, установленных в Ладе Веста.
Особенности и отличия двигателя
Двигатель ВАЗ 21129 создан на базе модели 21127, который устанавливают на модели Лада Гранта, Калина, Приора. Оба двигателя отличаются от предыдущих моделей ВАЗ модернизированной системой впуска воздуха. Вместо датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) используются датчики абсолютного давления (ДАД) и температуры воздуха (ДТВ).
Доработки ВАЗ-21129 также коснулись повышения жесткости блока цилиндров, системы смазки, впрыска топлива, навески дополнительных агрегатов, подвески двигателя, системы выпуска отработавших газов и набора элементов управления двигателем. Новый двигатель рассчитан под Евро-5 и адаптирован под МКПП от Renault.
На двигателе применяется облегченная шатунно-поршневая группа. Поршни с короткой юбкой, отлиты из алюминиевого сплава. В днище каждого поршня сделаны четыре небольшие выточки под тарелки клапанов, но они не предотвращают контакт клапана с поршнем при нарушении фаз газораспределения или обрыве ремня привода ГРМ.
На каждом поршне установлено два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Все кольца более тонкие, чем на предыдущих моделях двигателей, что призвано сократить внутренние потери двигателя на трение.
Тюнинг двигателя ВАЗ 21129 (на примере спортивной версии Весты) без установки турбины и компрессора позволяет увеличить мощность со 106 до 150 л.с.
Двигатель ВАЗ-21129 в разрезе:1 – пробка сливного отверстия поддона картера; 2 – коленчатый вал; 3 – масляный фильтр; 4 – каталитический коллектор; 5 – насос охлаждающей жидкости;
6 – поршень; 7 – прокладка кат.каллектора; 8 – датчик концентрации кислорода; 9 – свеча зажигания; 10 – клапан выпускной; 11 – головка блока цилиндров; 12 – распредвал выпускных клапанов;
13 – корпус подшипников распредвалов; 14 – крышка головки блока цилиндров (ГБЦ); 15 – впускной модуль; 16 – впускной клапан; 17 – катушка зажигания; 18 – гидротолкатель; 19 – распредвал впускных клапанов;
20 – форсунка; 21 – топливная рампа; 22 – заслонка; 23 – прокладка ГБЦ; 24 – поршневые кольца; 25 – поршневой палец; 26 – блок цилиндров; 27 – штуцер системы вентиляции картера;
Подобрать поршни к цилиндрам
Промерить диаметры цилиндров и поршней в соответствии с п. 4 настоящей ТИ и рассчитать зазор между цилиндром и поршнем.
Расчетный зазор для новых деталей должен составлять 0,03…0,05 мм. Максимально допустимый зазор при износе деталей 0,1 мм. При зазоре более 0,1 мм блок цилиндров подлежит ремонту.
Класс поршня должен соответствовать классу цилиндра. Маркировка классов поршней и цилиндров нанесена согласно п. 4 настоящей ТИ.
Подобрать поршни к цилиндрам, обеспечив зазор не более 0,05 мм, в соответствии с таблицей 8.
Размер цилиндра, мм | Обозначение | Класс | Диаметр цилиндра после хонингования, мм |
Диаметр поршня, мм |
---|---|---|---|---|
Стандартный 82,0 |
21177-1004015-00 | A | 82,00…82,01 | 81,96…81,97 |
21177-1004015-01 | B | 82,01…82,02 | 81,97…81,98 | |
21177-1004015-02 | C | 82,02…82,03 | 81,98…81,99 | |
Ремонтный 82,5 |
21177-1004015-30 | A 0,5 | 82,50…82,51 | 82,46…82,47 |
21177-1004015-31 | B 0,5 | 82,51…82,52 | 82,47…82,48 | |
21177-1004015-32 | C 0,5 | 82,52…82,53 | 82,48…82,49 |
Проверить посадку поршневых пальцев в отверстиях бобышек поршней. Поршневой палец, смазанный моторным маслом, должен входить в отверстие поршня от нажатия большого пальца руки и плавно выходить под собственным весом из отверстий бобышек поршня, находясь в вертикальном положении, как показано на рисунке 48.
Разборка двигателя ваз-21179, капремонт лада веста (lada vesta)
См. также Разборка двигателя H4M
Рисунок 1 – Внешний вид двигателя ВАЗ-21179
Общие требования
Двигатель, поступающий в ремонт, должен быть очищен от загрязнений, промыт снаружи и продут сжатым воздухом.
Моменты затяжки резьбовых соединений, подлежащие контролю при сборке, приведены тут.
Для контроля моментов затяжки резьбовых соединений при выполнении сборки двигателя допускается использовать ключи моментные и стрелочные изготовителей, имеющих сертификаты соответствия и об утверждении типа средств измерений в РФ.
Разборка
Установить двигатель на стенд для разборки и сборки агрегатов (таль электрическая или ручная, стенд для разборки и сборки агрегатов).
Снять крышку маслоналивной горловины, вывернуть пробку картера двигателя и полностью слить масло (ключ под внутренний шестигранник 8 мм, ёмкость для отработанного масла).
Снять с двигателя навесное оборудование
Снять заглушку 1, рисунок 2, натяжного ролика, ослабить гайку 2 крепления и перевести натяжной ролик 3 в направлении против часовой стрелки в верхнее положение (головка “на 13”, насадка Torx Т55).
Рисунок 2 – Снятие ремня привода навесных агрегатов:
1 – заглушка натяжного ролика;
2 – гайка крепления натяжного ролика;
3 – натяжной ролик;
4 – шпилька крепления натяжного ролика;
5 – ремень привода навесных агрегатов
Снять ремень 5 привода навесных агрегатов.
Отсоединить колодку жгута проводов форсунок от компрессора системы кондиционирования.
Отвернуть три болта 1, рисунок 3, крепления и снять компрессор 2 системы кондиционирования (головка “на 10”).
Рисунок 3 – Снятие компрессора системы кондиционирования:
1 – болт;
2 – компрессор системы кондиционирования
Отсоединить колодку жгута проводов форсунок от генератора.
Отвернуть четыре болта 1, рисунок 4, крепления и снять генератор 2 (головка “на 10”).
Рисунок 4 – Снятие генератора и кронштейна навесных агрегатов:
1 – болт;
2 – генератор;
3 – болт М8;
4 – кронштейн навесных агрегатов;
5 – шайба 10,
6 – болт М10
Отвернуть болты 3 и 6 крепления и снять кронштейн 4 навесных агрегатов (головка “на 13”, 17, удл.).
Снять модуль впуска
Отсоединить колодки жгута 1, рисунок 5, проводов от катушек 5 зажигания и элементы крепления жгута от модуля впуска (плоскогубцы).
Рисунок 5 – Снятие жгута проводов катушек зажигания:
1 – жгут проводов катушек зажигания;
2 – болт крепления клеммы провода “массы”;
3 – шайба 6;
4 – болт крепления катушки зажигания;
5 – катушка зажигания;
6 – свеча зажигания
Отвернуть болт 2 крепления клеммы провода “массы” жгута проводов катушек зажигания, снять шайбу 3, отсоединить разъём жгута проводов от кронштейна крепления жгута и снять жгут проводов катушек зажигания с двигателя (головка “на 10”, удл.).
Читайте также: Рекомендации АВТОВАЗа по определению причин стуков в двигателе
Отвернуть винт 3, рисунок 6, крепления трубки направляющей указателя уровня масла к модулю впуска и снять трубку 2 с указателем 1 уровня масла в сборе (отвёртка крестовая).
Рисунок 6 – Снятие трубки направляющей указателя уровня масла:
1 – указатель уровня масла;
2 – трубка направляющая указателя уровня масла с уплотнителем в сборе;
3 – винт;
4 – шайба 6
Отжать хомут и отсоединить шланг вентиляции картера нижний от патрубка блока цилиндров (плоскогубцы).
Отвернуть три гайки 1, рисунок 7, снять шайбы 2, снять дроссельный патрубок 3 и уплотнитель дроссельного патрубка (головка “на 10”, удл.).
Рисунок 7 – Снятие дроссельного патрубка:
1 – гайка М6;
2 – шайба 6;
3 – дроссельный патрубок
Отвернуть две верхние гайки 1, рисунок 8, крепления модуля 4 впуска к головке цилиндров и снять шайбы 2 специальные (головка “на 10”, удл.).
Рисунок 8 – Снятие модуля впуска:
1 – гайка М6;
2 – шайба 6 специальная;
3 – уплотнитель дроссельного патрубка;
4 – модуль впуска;
5 – уплотнитель газового канала;
6 – шайба 8;
7 – болт М8х13;
8 – гайка М8
Отсоединить элементы крепления жгута проводов форсунок от модуля впуска (отвёртка плоская, плоскогубцы).
Отвернуть два болта 7 и три гайки 8 крепления модуля впуска к головке цилиндров, снять шайбы, снять модуль впуска и уплотнители 5 газового канала (головка “на 13”, вороток и удл.).
Снять жгут проводов форсунок и рампу форсунок
Отсоединить колодки жгута 1, рисунок 9, проводов форсунок от топливных форсунок 2, датчика детонации, разрезать два хомута 4 крепления жгута, отсоединить разъём жгута проводов от элемента крепления на кронштейне и снять жгут проводов форсунок с двигателя (нож, отвёртка плоская, плоскогубцы).
Отвернуть два болта 5 крепления рампы, снять шайбы 6 и рампу 3 с форсунками в сборе (ключ под внутренний шестигранник 5 мм).
Рисунок 9 – Снятие жгута проводов форсунок и рампы форсунок:
1 – жгут проводов форсунок;
2 – топливная форсунка;
3 – рампа форсунок;
4 – хомут крепления жгута;
5 – болт крепления рампы форсунок;
6 – шайба 6
Снять катушки и свечи зажигания
Отвернуть болты 4, рисунок 5, и отсоединить катушки 5 зажигания от свечей 6 зажигания и снять свечи (головка Torx Е8, ключ для свечей зажигания 16).
Снять датчики
Отвернуть болт 1, рисунок 10, снять шайбу 2 и датчик 3 положения коленчатого вала (головка “на 10”, вороток и удл.).
Рисунок 10 – Снятие датчиков:
1 – болт М6х20;
2 – шайба 6;
3 – датчик положения коленчатого вала;
4 – болт М8х25;
5 – датчик детонации
Отвернуть болт 4 и снять датчик 5 детонации (головка “на 13”, вороток и удл.).
Отвернуть и снять датчик 1, рисунок 11, контрольной лампы давления масла (ключ кольцевой 21).
Рисунок 11 – Снятие датчика контрольной лампы давления масла:
1 – датчик контрольной лампы давления масла
Отвернуть болт 1, рисунок 12, и снять клапан 2 регулирования положения распределительного вала (головка “на 8”, вороток и удл.).
Рисунок 12 – Снятие клапана регулирования положения распределительного вала:
1 – болт М5х10;
2 – клапан регулирования положения распределительного вала
Отвернуть болт 1, рисунок 13, крепления и снять датчик 2 фаз (головка Torx Е8, вороток и удл.).
Рисунок 13 – Снятие датчика фаз:
1 – болт крепления датчика фаз;
2 – датчик фаз
Отвернуть и снять датчик 1, рисунок 14, температуры охлаждающей жидкости с термостата 5 (ключ кольцевой 19).
Рисунок 14 – Снятие термостата:
1 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
2 – гайка М8;
3 – шайба 8;
4 – шпилька М8х80;
5 – термостат;
6 – прокладка
Снять термостат
Отвернуть две гайки 2, снять шайбы 3, снять со шпилек 4 термостат 5 и прокладку 6 (головка “на 13”, удл.).
Снять трубу приемную глушителя с нейтрализатором в сборе
Отсоединить колодку 2, рисунок 15, жгута проводов датчика концентрации кислорода от элемента крепления на кронштейне 1 и вывернуть датчик 5 концентрации кислорода из приемной трубы 6 глушителя с нейтрализатором в сборе (отвёртка плоская, плоскогубцы, ключ кольцевой открытый 22).
Рисунок 15 – Снятие датчика концентрации кислорода:
1 – кронштейн крепления жгута проводов;
2 – колодка жгута проводов датчика концентрации кислорода;
3 – гайка М8;
4 – кронштейн трубы подводящей водяного насоса;
5 – датчик концентрации кислорода;
6 – труба приемная глушителя с нейтрализатором в сборе;
7 – гайка М8
Отвернуть три болта М6х12, снять шайбы и два кронштейна крепления жгутов проводов (головка “на 10”, удл.).
Отвернуть гайку 3 крепления кронштейна 4 трубы подводящей водяного насоса, снять шайбу (головка “на 13”, удл.).
Ослабить гайку 7 крепления приемной трубы 6 глушителя на шпильке крепления кронштейна 4 трубы подводящей водяного насоса (головка “на 13”, удл.).
Отвернуть семь гаек 1, рисунок 16, снять шайбы 9, отвернуть два болта 4, снять приемную трубу 7 глушителя с нейтрализатором в сборе и прокладку 8 газопровода (головка “на 13”, удл.).
Рисунок 16 – Снятие приемной трубы глушителя с нейтрализатором в сборе:
1 – гайка М8;
2 – кронштейн приемной трубы;
3 – опора кронштейна приемной трубы;
4 – болт М8х16;
5 – экран нижний;
6 – шпилька М8х25;
7 – труба приемная глушителя с нейтрализатором в сборе;
8 – прокладка газопровода;
9 – шайба 8 пружинная
Отвернуть четыре болта 4 крепления и снять кронштейн 2 приемной трубы, экран 5 нижний и опору 3 кронштейна приемной трубы (головка “на 13”, удл.).
Снять детали привода ГРМ
Установить на двигатель фиксатор 1, рисунок 17, и заблокировать маховик 2 (фиксатор 67.7820-9526).
Рисунок 17 – Блокирование маховика:
1 – фиксатор 67.7820-9526;
2 – маховик
Отвернуть болт 1, рисунок 18, крепления демпфера, снять шайбу 2 и демпфер 3 коленчатого вала (головка “на 17”).
Рисунок 18 – Снятие демпфера коленчатого вала:
1 – болт;
2 – шайба;
3 – демпфер коленчатого вала
Отвернуть пять винтов 1, рисунок 19, с шайбами 2, и снять крышку 4 защитную привода ГРМ переднюю верхнюю (ключ 5 под внутренний шестигранник).
Отвернуть три болта 1 с шайбами 2 и 5, снять крышку 3 защитную привода ГРМ переднюю нижнюю (ключ 5 под внутренний шестигранник).
Рисунок 19 – Снятие передних защитных крышек ГРМ:
1 – винт;
2 – шайба 6 Ø12;
3 – крышка защитная привода ГРМ передняя нижняя;
4 – крышка защитная привода ГРМ передняя верхняя;
5 – шайба 6 Ø18
Ослабить болт 1, рисунок 20, крепления автоматического натяжителя 2, отвернув его на 2-3 оборота, снять со шкива коленчатого вала дистанционную шайбу 1, рисунок 21, и ремень 3, рисунок 20, привода ГРМ (головка на 15, отвёртка плоская – 2 шт.).
Рисунок 20 – Снятие ремняГРМ:
1 – болт М10;
2 – натяжитель автоматический ремня ГРМ;
3 – ремень ГРМ;
4 – ролик опорный;
5 – шкив выпускного распределительного вала;
6 – механизм поворота впускного распределительного вала со шкивом в сборе;
7 – болт крепления механизма поворота распределительного вала;
8 – заглушка механизма поворота впускного распределительного вала;
9 – болт крепления шкива;
10 – шайба
Отвернуть болт крепления и снять натяжитель 2 автоматический (головка на 15).
Отвернуть болт крепления и снять опорный ролик 4 (головка на 15).
Снять зубчатый шкив 2, рисунок 21, коленчатого вала (отвёртка плоская – 2 шт.).
Отжать хомут и отсоединить шланг вентиляции картера нижний от крышки головки цилиндров (плоскогубцы).
Рисунок 21 – Снятие шкива коленчатого вала:
1 – шайба дистанционная;
2 – шкив зубчатый коленчатого вала;
3 – вал коленчатый;
4 – шпонка
Отвернуть пятнадцать болтов крепления и снять крышку 1, рисунок 22, головки цилиндров (головка Torx Е8, вороток коловоротный).
Снять две заглушки 3 головки цилиндров (выколотка технологическая, молоток, отвёртка плоская).
Рисунок 22 – Снятие головки цилиндров:
1 – крышка головки цилиндров;
2 – корпус подшипников распределительных валов;
3 – заглушка;
4 – впускной распределительный вал;
5 – головка цилиндров;
6 – прокладка;
7 – сальник распределительного вала;
8 – выпускной распределительный вал
Отвернуть болт 1, рисунок 23, крепления задающего диска 3, удерживая впускной распределительный вал 5 гаечным ключом за лыски на хвостовике вала, снять шайбу 2, задающий диск 3 и центрирующую втулку 4 (ключ “на 17”, ключ под внутренний шестигранник 6).
Рисунок 23 – Впускной распределительный вал:
1 – болт крепления задающего диска;
2 – шайба 8×20;
3 – задающий диск датчика фаз;
4 – втулка центрирующая;
5 – впускной распределительный вал
Отвернуть и снять заглушку 8, рисунок 20, механизма поворота впускного распределительного вала, удерживая впускной распределительный вал гаечным ключом за лыски на хвостовике (ключ “на 17”, головка “на 30”).
Отвернуть болт 7, рисунок 20, крепления механизма поворота распределительного вала, удерживая впускной распределительный вал гаечным ключом за лыски на хвостовике вала, и снять механизм 6 поворота распределительного вала (ключ “на 17”, насадка Torx Т55, отвёртка плоская – 2 шт.).
Отвернуть болт 9, рисунок 20, крепления шкива, удерживая выпускной распределительный вал гаечным ключом за лыски на хвостовике вала, снять шайбу 10 и шкив 5 выпускного распределительного вала (ключ “на 17”, головка “на 17”, отвёртка плоская – 2 шт.).
Снять маховик
Отвернуть шесть болтов крепления, снять маховик 2, рисунок 17, и фиксатор 1 (головка “на 17”, вороток и удл.).
Снять головку цилиндров
Отвернуть болты 1, 2 и 3, рисунок 24, с шайбами и снять кронштейн 5 правой опоры двигателя (головка “на 13”, 17, удл.).
Рисунок 24 – Снятие кронштейна правой опоры двигателя:
1 – болт М8х80;
2 – болт М8х90;
3 – болт M10х 1,25×30;
4 – шайба 10;
5 – кронштейн правой опоры двигателя;
6 – шайба 8
Отвернуть четыре болта 1, рисунок 25, крепления с шайбами 2 и снять заднюю защитную крышку 4 ремня ГРМ в сборе с уплотнительными кольцами 3 и 5 и уплотнителем 6 (головка “на 10”, удл.).
Рисунок 25 – Снятие задней защитной крышки ГРМ:
1 – болт М6х16;
2 – шайба 6;
3 – уплотнитель;
4 – крышка защитная привода ГРМ задняя;
Читайте также: Температура двигателя от адаптера ELM-327 WI-FI ♥ — OBD
5 – кольцо уплотнительное;
6 – уплотнитель
Отвернуть 20 болтов крепления и снять корпус 2, рисунок 22, подшипников распределительных валов (головка Torx Е8, удл.).
Снять впускной 4 и выпускной 8 распределительные валы, сальники 7.
Отвернуть 10 болтов крепления и снять головку цилиндров 5 и прокладку 6 (головка Torx Е14, удл.).
Снять детали системы смазки
Отвернуть масляный фильтр 1, рисунок 26 (ключ для масляного фильтра).
Отвернуть штуцер 2 крепления масляного фильтра (ключ кольцевой 24).
Рисунок 26 – Снятие масляного фильтра и штуцера:
1 – масляный фильтр;
2 – штуцер крепления масляного фильтра
Отвернуть шестнадцать болтов 1 и 2, рисунок 27, и снять масляный картер 6 (головка “на 10”, вороток коловоротный, приспособление 67.7812-9712 для снятия картера, молоток с пластмассовым бойком).
Рисунок 27 – Снятие масляного картера:
1 – болт М6х45;
2 – болт М6х20;
3 – шайба 6;
4 – пробка;
5 – кольцо;
6 – картер масляный
Отвернуть болт 1, рисунок 28, два болта 3, и снять приемник 2 масляного насоса (головка “на 8”, удл.).
Отвернуть пять болтов 5 крепления, снять масляный насос 6 и прокладку 4, извлечь сальник из корпуса насоса (головка Torx Е8, выколотка, молоток).
Рисунок 28 – Снятие приемника масляного насоса и масляного насоса:
1 – болт фланцевый;
2 – приемник масляного насоса;
3 – болт фланцевый;
4 – прокладка масляного насоса;
5 – болт фланцевый крепления крышки масляного насоса;
6 – насос масляный
Снять детали системы охлаждения
Отвернуть два болта 1, рисунок 29, снять шайбы 2, снять трубу 3 подводящую водяного насоса и прокладку 4 фланца трубы подводящей (головка “на 10”, удл.).
Отвернуть гайку 5, снять шайбу 6 и отсоединить кронштейн 7 крепления от трубы подводящей водяного насоса (головка “на 13”, удл.).
Рисунок 29 – Снятие трубы подводящей водяного насоса:
1 – болт М6х20;
2 – шайба 6;
3 – труба подводящая водяного насоса;
4 – прокладка фланца трубы подводящей;
5 – гайка М8;
6 – шайба 8;
7 – кронштейн крепления трубы подводящей
Отвернуть три болта 1, рисунок 30, с шайбами 2, снять водяной насос 3 и прокладку 4 корпуса водяного насоса (вставка сменная Torx ТЗО, переходник, удл.).
Рисунок 30 – Снятие водяного насоса:
1 – болт крепления водяного насоса;
2 – шайба 6;
3 – насос водяной;
4 – прокладка корпуса водяного насоса
Снять держатель заднего сальника
Отвернуть шесть болтов 1, рисунок 31, снять держатель 3 заднего сальника коленчатого вала с сальником 2 в сборе и прокладку 4 (головка Torx Е8, удл.).
Извлечь сальник 2 коленчатого вала задний из держателя 3 (молоток, выколотка).
Рисунок 31 – Снятие держателя заднего сальника коленчатого вала:
1 – болт держателя сальника;
2 – сальник коленчатого вала задний;
3 – держатель заднего сальника коленчатого вала;
4 – прокладка;
5 – блок цилиндров
Снять коленчатый вал
Отвернуть болты 1, рисунок 32, снять крышки и вкладыши 3 шатунных подшипников (головка Torx Т10, удл.).
Рисунок 32 – Снятие деталей шатунно-поршневой группы и коленчатого вала:
1 – болт крепления шатуна;
2 – шатун;
3 – вкладыш шатуна;
4 – палец поршневой;
5 – полукольцо упорного подшипника коленчатого вала;
6 – вкладыш коренного подшипника нижний;
7 – вкладыш коренного подшипника верхний;
8 – вал коленчатый;
9 – блок цилиндров;
10 – поршень;
11 – поршневое кольцо
Отвернуть болты крепления, снять поочередно крышки коренных подшипников и извлечь из них нижние вкладыши 6 коренных подшипников (головка “на 17”, удл.).
Снять коленчатый вал 8, верхние вкладыши 7 коренных подшипников и упорные полукольца 5.
Снять шатунно-поршневую группу
Извлечь из блока цилиндров поршни 10 с шатунами 2 в сборе (выколотка технологическая пластмассовая или деревянная диаметром 30 мм и длиной 300 мм).
Снять с поршней поршневые кольца 11 (отвёртка плоская, клещи типа 11069-1 код 74152001).
Снять стопорные кольца, извлечь поршневые пальцы 4 и разъединить поршни 10 с шатунами 2 (отвёртка плоская).
ПРИМЕЧАНИЕ.Для сохранения порядка установки промаркировать детали шатунно-поршневой группы любым способом, не приводящим к повреждению деталей.
Промыть детали двигателя и продуть сжатым воздухом (установка L-90 для мойки узлов и деталей, пистолет типа АН 050101 для обдува сжатым воздухом).
См. также Дефектовка деталей двигателя, Сборка двигателя
Видео
Ресурс двигателей лада веста — надо знать
Ресурсные испытания, устанавливающихся на Весту агрегатов, позволяют сказать, что общее впечатление о них, скорее, хорошее.
Какой ресурс устанавливает завод, мы уже упомянули в описании каждого мотора, здесь коротко напишем:
— ресурс ВАЗ 21129 — 200000 км;— моторесурс двигателя ВАЗ 21179 — 300000 км;— ресурс hr16de от Ниссан — 250000 км.
Тюнинг доступен в широком варианте исполнения. Отличными вариантами тюнинговых мероприятий по улучшению ходовых характеристик станет установка облегчённого коленвала и воздушного прямотока. Можно установить дополнительную турбину, после доработки нужно совершенствовать не только мотор, но и другие узлы авто.
Основными неисправностями и путями их устранения являются:
1. Неприятный свист под капотом — вероятнее всего растянулся и близок к порыву ремень ГРМ. Лучше заменить по возможности;
1.1 Неприятное клокотание под капотом — возможно растянулась цепь hr16de и требует внимания;2. Регулярно без видимых причин глохнет двигатель — вероятен вариант при котором вышло из строя реле в блоке зажигания. Можно отремонтировать его в ходе компании по отзыву автомобилей с дефектами;3.
При средних оборотах возникает характерный противный звук — прогорела или прогорает прокладка в приёмной трубе. Заменить просто, особенно, если обратиться в АСЦ;4. Появление такого явления, как вибрация — у моторов производства ВАЗ это недостаток конструктивного характера, связанный с правой подушкой. Замените и проблемы пропадут.
5. Повышенный расход топлива, нестабильная работа, вялый разгон больше 15 до сотни — возможно ломается датчик концентрации кислорода(лямбда зонд)
Собрать шатунно-поршневую группу
Подобрать при необходимости комплект шатунов по массе. Шатуны должны быть одного весового класса.
Установить стопорное кольцо 1, рисунок 49, поршневого пальца в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня 2. Смазать отверстия в бобышках поршня и отверстие во втулке верхней головки шатуна моторным маслом. Установить поршневой палец 3 в поршень 2 и шатун 4.
Сферические метки на шатуне и маркировка на поршне (стрелка) должны находиться с одной стороны. Установить второе стопорное кольцо 1 в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня (отвертка плоская, масло моторное).
Нанести на поршневые кольца и канавки поршней тонкий слой моторного масла (масло моторное).
Установить на поршень поршневые кольца. Все поршневые кольца должны быть установлены так, чтобы метки TOP были направлены к верху поршня, а цветные метки располагались слева от замка. Поршневые кольца должны свободно проворачиваться в канавках поршня.
Ориентация замков поршневых колец показана на рисунке 50 (клещи для снятия и установки поршневых колец).
Таблица 9 – Схема селективной установки коренных вкладышей коленчатого вала
Измеряемый параметр |
Номер группы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Диаметр коренных опор блока цилин-дров |
Размер |
54,506 54,511 |
54,506 54,511 |
54,506 54,511 |
54,511 54,516 |
54,511 54,516 |
54,511 54,516 |
54,516 54,521 |
54,516 54,521 |
54,516 54,521 |
Класс* |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
Вкладыш коренного подшипника верхний |
Толщина |
1,826 1,832 |
1,826 1,832 |
1,826 1,832 |
1,832 1,838 |
1,832 1,838 |
1,832 1,838 |
1,838 1,844 |
1,838 1,844 |
1,838 1,844 |
Обозначение |
21177- 1005170-01 |
21177- 1005170-01 |
21177- 1005170-01 |
21177- 1005170-02 |
21177- 1005170-02 |
21177- 1005170-02 |
21177- 1005170-03 |
21177- 1005170-03 |
21177- 1005170-03 |
|
Цвет маркировки |
Зеленый |
Зеленый |
Зеленый |
Корич невый |
Корич невый |
Корич невый |
Синий |
Синий |
Синий |
|
Диаметр коренных шеек коленчатого вала |
Размер |
50,812 50,819 |
50,806 50,812 |
50,799 50,806 |
50,812 50,819 |
50,806 50,812 |
50,799 50,806 |
50,812 50,819 |
50,806 50,812 |
50,799 50,806 |
Класс** |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
Вкладыш коренного подшипника нижний |
Толщина |
1,826 1,832 |
1,832 1,838 |
1,838 1,844 |
1,826 1,832 |
1,832 1,838 |
1,838 1,844 |
1,826 1,832 |
1,832 1,838 |
1,838 1,844 |
Обозначение |
21177- 1005171-01 |
21177-1005171-02 |
21177-1005171 -03 |
21177- 1005171-01 |
21177- 1005171-02 |
21177- 1005171-03 |
21177- 1005171-01 |
21177- 1005171-02 |
21177- 1005171-03 |
|
Цвет маркировки |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
|
Зазор |
min |
0,023 |
0,024 |
0,024 |
0,022 |
0,023 |
0,023 |
0,021 |
0,022 |
0,022 |
max |
0,047 |
0,047 |
0,048 |
0,046 |
0,046 |
0,047 |
0,045 |
0,045 |
0,046 |
* – маркировка на переднем торце блока цилиндров;**- маркировка на заднем торце коленчатого вала.
Таблица 10 – Схема селективной установки вкладышей шатуна
Измеряемый параметр |
Номер группы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Диаметр нижней головки шатуна |
Размер |
46,600 46,605 |
46,600 46,605 |
46,600 46,605 |
46,605 46,611 |
46,605 46,611 |
46,605 46,611 |
46,611 46,616 |
46,611 46,616 |
46,611 46,616 |
Класс* |
А |
А |
А |
В |
В |
В |
С |
С |
С |
|
Вкладыш шатуна верхний |
Толщина |
1,790 1,796 |
1,790 1,796 |
1,790 1,796 |
1,796 1,802 |
1,796 1,802 |
1,796 1,802 |
1,802 1,808 |
1,802 1,808 |
1,802 1,808 |
Обозначение |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-03 |
21177- 1004058-03 |
21177- 1004058-03 |
|
Цвет маркировки |
Зеленый |
Зеленый |
Зеленый |
Корич невый |
Корич невый |
Корич невый |
Синий |
Синий |
Синий |
|
Диаметр шатунных шеек коленча-того вала |
Размер |
42,990 42,995 |
42,984 42,990 |
42,979 42,984 |
42,990 42,995 |
42,984 42,990 |
42,979 42,984 |
42,990 42,995 |
42,984 42,990 |
42,979 42,984 |
Класс** |
А |
В |
С |
А |
В |
С |
А |
В |
С |
|
Вкладыш шатуна нижний |
Толщина |
1,790 1,796 |
1,796 1,802 |
1,802 1,808 |
1,790 1,796 |
1,796 1,802 |
1,802 1,808 |
1,790 1,796 |
1,796 1,802 |
1,802 1,808 |
Обозначение |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-03 |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-03 |
21177- 1004058-01 |
21177- 1004058-02 |
21177- 1004058-03 |
|
Цвет маркировки |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
Зеленый |
Корич невый |
Синий |
|
Зазор *** |
min |
0,022 |
0,021 |
0,021 |
0,021 |
0,020 |
0,020 |
0,021 |
0,020 |
0,020 |
max |
0,049 |
0,049 |
0,048 |
0,049 |
0,049 |
0,048 |
0,048 |
0,048 |
0,047 |
* – маркировка на шатуне;** – маркировка на заднем торце коленчатого вала;*** – с учетом расчетной деформации отверстия шатуна от установки вкладышей величиной 9…14 мкм.
Читайте также: Чехлы из экокожи для Лада Веста
Технические характеристики ваз-21129
Сравнительная таблица двигателей Лада Веста и XRAY:
Модель двигателя | ВАЗ 21129 | HR16DE/H4M | ВАЗ 21179 |
---|---|---|---|
Условное обозначение | 1,6 л, 16-кл | 1,8 л, 16-кл | |
Тип | Бензиновый, 4-цилиндровый, рядный | ||
Рабочий объем, л (см3) | 1,6 (1596) | 1,6 (1596) | 1,8 (1774) |
Диаметр цилиндра, мм | 82 | 78 | 82 |
Ход поршня, мм | 75,6 | 83,6 | 84 |
Степень сжатия | 10,5 | 10,7 | 10,3 |
Количество распределительных валов | 2 | ||
Количество клапанов на цилиндр | 4 | ||
Тип привода ГРМ | Зубчатый ремень | Цепной | Зубчатый ремень |
При обрыве ремня ГРМ | Гнет клапана (до 15.08.18) | – | Гнет клапана |
Номинальная мощность нетто, кВт/л.с. (при частоте вращения коленчатого вала, мин-1) | 75/106 (5500) | 81/110 (5800) | 90/122 (6000) |
Максимальный крутящий момент нетто, Нм (при частоте вращения коленчатого вала, мин-1) | 148/4200 | 150/4000 | 170/3750 |
Минимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, мин-1 | 840 | 675-725 | 840 |
Масса, кг | 92,5 | н.д. | 109,7 |
Система зажигания | Электронная, бесконтактная, с микропроцессорным управлением | ||
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 | ||
Система питания | Распределенный впрыск топлива | ||
Топливо | Неэтилированный бензин с октановым числом 95* | ||
Наличие нейтрализатора | Есть | ||
Нормы токсичности | Евро 5 | ||
Расход масла в зависимости от израсходованного топлива, % | 0,3 | 0,3 | |
Объем масла в системе смазки двигателя с литым (легкосплавным) поддоном картера (МКПП), л | 4,1 | 4,7 | 4,1 |
Класс качества моторного масла по API* | SL, SM или SN | ||
Класс вязкости моторного масла по SAE* | см. моторное масло | см. моторное масло | см. моторное масло |
Ресурс, км | 200 000 |
Установить детали системы смазки
Обезжирить сопрягаемые поверхности блока цилиндров в сборе с масляным насосом и держателем заднего сальника и масляного картера.
Нанести герметик на поверхность блока цилиндров непрерывным валиком диаметром 3…4 мм, как показано на рисунке 68 (кисть, уайт-спирит, норма расхода 20 г; герметик силиконовый “Локтайт 5910”, норма расхода 40 г).
Установить масляный картер. Картер не должен выступать за плоскость блока цилиндров (поверочная линейка). Завернуть болты крепления в порядке, указанном на рисунке 68.
Момент затяжки болтов 5…8 Н∙м (0,5…0,8 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Установить и завернуть пробку отверстия для слива масла. Момент затяжки пробки 20…32 Н∙м (2,0…3,2 кгс∙м) (насадка под внутренний шестигранник 8 мм, ключ моментный).
Завернуть штуцер 2, рисунок 26, крепления масляного фильтра. Момент затяжки штуцера 38…88 Н∙м (3,8…8,8 кгс∙м) (ключ кольцевой 24, вставка сменная 24, ключ моментный).
Смазать моторным маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и завернуть фильтр 1 до касания уплотнительным кольцом блока цилиндров, затем усилием рук довернуть его на 3/4 оборота.
Установить жгуты проводов
Присоединить колодки жгута 1, рисунок 5, проводов к катушкам 5 зажигания и элементы крепления жгута к модулю впуска.
Присоединить клемму провода “массы” жгута катушек зажигания к двигателю болтом 2 с шайбой 3. Момент затяжки болта 4…8 Н∙м (0,4…0,8 кгс∙м) (головка сменная 10, удлинитель, вороток, ключ моментный).
Присоединить разъем жгута проводов катушек зажигания к фиксатору на кронштейне 1, рисунок 15, крепления жгута проводов.
Присоединить колодку жгута 1, рисунок 9, проводов форсунок к генератору, компрессору системы кондиционирования, клапану регулирования положения впускного распределительного вала, датчику фаз и датчику детонации.
Присоединить разъем жгута проводов форсунок к фиксатору на кронштейне крепления жгута проводов.
Далее следует обкатка и испытания двигателя.
Ключевые слова: двигатель лада веста | двигатель lada xray
Поделиться в социальных сетях:
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter..
Установить коленчатый вал
Установить и закрепить блок цилиндров на стенд (таль электрическая или ручная, стенд для разборки и сборки агрегатов).
Подобрать комплекты вкладышей коренных и шатунных подшипников согласно таблицами 9 и 10 соответственно.
Комплекты вкладышей коренных и шатунных подшипников для ремонтного коленчатого вала подобрать согласно величине уменьшения диаметра коренных и шатунных шеек.
Маркировка величины уменьшения наносится на первой щеке коленвала (например, К 0,25; Ш 0,50). Маркировка размерности комплекта вкладышей наносится на упаковке. Кроме того, на вкладышах ремонтных размеров на наружной поверхности нанесена маркировка величиныремонтного уменьшения (-0,25; -0,50; -0,75; -1,00).
Смазать моторным маслом вкладыши коренных и шатунных подшипников, упорные полукольца, а также коренные и шатунные шейки коленчатого вала (масло моторное).
Уложить вкладыши в гнезда коренных подшипников блока. Вкладыши с проточкой установить на блок цилиндров в постели коренных подшипников, вкладыши без проточки – в крышки коренных подшипников.
https://www.youtube.com/watch?v=dxoUBU47Gqg
Уложить в коренные подшипники коленчатый вал и вставить в гнезда средней опоры два упорных полукольца.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Упорные полукольца установить выемками к упорным поверхностям коленчатого вала. Со стороны привода ГРМ установить сталеалюминевое полукольцо (дет. 2101-1005183), со стороны маховика – металлокерамическое (желтого цвета, дет. 2106-1005183).
Установить крышки коренных подшипников в соответствии с метками. Метки на крышках должны располагаться со стороны установки водяного насоса.
Завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников. Момент затяжки болтов крепления 70…86 Н∙м (7,0…8,6 кгс∙м) (головка сменная 17, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Проверить вращение коленчатого вала. Вал должен вращаться от усилия руки свободно и без заеданий. При тугом вращении или наличии заеданий необходимо снять коленчатый вал и повторить операцию по подбору комплекта вкладышей.
Проверить осевой зазор коленчатого вала. Установить на блок цилиндров 1, рисунок 51, стойку 2 с индикатором 3. Опереть измерительный стержень индикатора на фланец коленчатого вала 4, как показано на рисунке 48, и выставить шкалу индикатора на ноль. Перемещая коленчатый вал с помощью отверток 5, замерить осевой зазор вала 4.
Осевой зазор коленчатого вала должен быть в пределах 0,06…0,26 мм. При осевом зазоре более 0,26 мм произвести регулировку зазора путем замены нормальных упорных полуколец увеличенными на 0,127 мм полукольцами. Увеличенные сталеалюминевые полукольца имеют на стальной основе маркировку “Р”.
Установить модуль впуска
Установить шланг вентиляции картера нижний на патрубок крышки головки цилиндров и зафиксировать хомутом (плоскогубцы).
Установить на модуль 4, рисунок 8, впуска новые уплотнители 5 газовых каналов.
Завести в отверстие модуля впуска шланг нижний вентиляции картера.
Установить модуль впуска на головку цилиндров. Завернуть и затянуть два болта 7 и три гайки 8 крепления модуля впуска с шайбами.
Момент затяжки болтов и гаек 21…26 Н∙м (2,1…2,6 кгс∙м) (головка сменная 13, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Установить две шайбы 2, навернуть и затянуть две верхние гайки 1 крепления модуля впуска к головке цилиндров. Момент затяжки гаек 3…5 Н∙м (0,3…0,5 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Присоединить элементы крепления жгута проводов форсунок к модулю впуска.
Установить новый уплотнитель 3 дроссельного патрубка.
Установить дроссельный патрубок 3, рисунок 7, на модуль впуска и закрепить тремя гайками 1 с шайбами 2. Момент затяжки гаек крепления модуля впуска 5…8 Н∙м (0,5…0,8 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Установить трубку 2, рисунок 6, с указателем 1 уровня масла в сборе и закрепить винтом 3 с шайбой 4 (отвертка крестообразная).
Установить навесное оборудование
Установить кронштейн 4, рисунок 4, навесных агрегатов и закрепить болтами 3 и 6.
Момент затяжки болтов: поз. 3 (М8) – 15…24 Н∙м (1,5…2,4 кгс∙м); поз. 6 (М10) – 33…52 Н∙м (3,3…5,2 кгс∙м) (головка сменная 13, 17, удлинитель, вороток, ключ моментный).
Установить генератор 2 на кронштейн 4 и закрепить его четырьмя болтами 1. Момент затяжки болтов 22…28 Н∙м (2,2…2,8 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, ключ моментный).
Установить компрессор 2, рисунок 3, системы кондиционирования и закрепить его тремя болтами 1. Момент затяжки болтов 22…28 Н∙м (2,2…2,8 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, ключ моментный).
Установить ремень 5, рисунок 2, привода навесных агрегатов в последовательности: демпфер коленчатого вала, шкив компрессора кондиционера, шкив генератора, ролик натяжной.
Перевести натяжной ролик 3 в нижнее положение в направлении по часовой стрелке и затянуть гайку 2 крепления натяжного ролика.
Момент затяжки гайки 30…36 Н∙м (3,0…3,6 кгс∙м) (головка сменная 13, насадка Torx T55, вороток, ключ моментный).
Установить заглушку 1 натяжного ролика.
Повернуть коленчатый вал за болт крепления демпфера на два оборота по часовой стрелке для правильной установки ремня, убедиться, что клинья ремня правильно вошли в ручьи всех шкивов (головка сменная 17, удлинитель, вороток).
Установить трубу приемную глушителя с нейтрализатором в сборе
Установить новую прокладку 8, рисунок 16, газопровода и приемную трубу 7 глушителя с нейтрализатором в сборе, установить шайбы 9 и навернуть семь новых гаек 1. Момент затяжки гаек крепления приемной трубы 21…26 Н∙м (2,1…2,6 кгс∙м) (головка сменная 13, удлинитель, ключ трещоточный, ключ моментный).
Затянуть гайку крепления приемной трубы глушителя на шпильке крепления кронштейна трубы подводящей водяного насоса. Момент затяжки гайки 21…26 Н∙м (2,1…2,6 кгс∙м) (ключ гаечный 13, головка сменная 13, ключ моментный).
Установить опору 3 кронштейна приемной трубы, кронштейн 2 приемной трубы, экран 5 нижний и закрепить болтами 4. Момент затяжки болтов крепления 21…26 Н∙м (2,1…2,6 кгс∙м) (ключ гаечный 13, головка сменная 13, ключ моментный).
Установить шайбу и затянуть гайки 3 и 7, рисунок 15, крепления кронштейна 4 трубы подводящей водяного насоса. Момент затяжки гаек 21…26 Н∙м (2,1…2,6 кгс∙м) (головка сменная 13, удлинитель, вороток, ключ моментный).
Ввернуть управляющий датчик 5 кислорода во втулку на приемной трубе 6 глушителя с нейтрализатором в сборе. Момент затяжки датчика 40…60 Н∙м (4,0…6,0 кгс∙м) (ключ кольцевой 22, вставка сменная 22, ключ моментный).
Установить два кронштейна крепления жгутов проводов на головку цилиндров и закрепить тремя болтами М6х12. Момент затяжки болтов 4…8 Н∙м (0,4…0,8 кгс∙м) (головка сменная 10, вороток, удлинитель, ключ моментный).
Присоединить колодку 2 жгута проводов датчика концентрации кислорода к элементу крепления на кронштейне 1.
Оцените статью!