Товары нашего производства
Термостат нужен и летом, и зимой: чтобы и мотор не перегреть, и пассажиров согреть. Но в ходе испытаний «За рулем» со своей задачей справились лишь два и еще один оказался условно годным.
Термостат – это прибор для поддержания постоянной температуры. В автомобиле он способствует быстрому прогреву двигателя, а затем поддержанию температуры в оптимальном диапазоне путем регулирования потока охлаждающей жидкости через радиатор. Исправный термостат предупреждает перегрев мотора, продлевая срок его службы, и помогает эффективной работе отопителя. А неисправный, помимо прочего, увеличивает расход топлива – какие на него нынче цены, сами знаете!
Конструктивно термостат представляет собой корпус, в котором установлен термочувствительный элемент, заполненный термоактивным воском (церезином) с клапаном, пружина и фиксирующая пластина. При нагреве воск расширяется, приводя в движение клапан и перекрывая или открывая соответствующие проходы для жидкости.
Исполнительный механизм термостата состоит из металлического баллона с термочувствительным наполнителем (1), пружины (2) и ее фиксирующей пластины (3). Шток баллона входит в гнездо корпуса термостата. В закрытом положении термостата (на непрогретом двигателе) его пружина, опираясь на фиксирующую пластину, прижимает тарелку баллона к седлу отверстия в корпусе (4), закрывая канал между корпусом и крышкой термостата (5). У современных вазовских моторов термостат именно такой, самый простой, одноклапанный – регулирующий только поток жидкости в радиатор. 6 – Кромка клапана обрезинена, что обеспечивает высокую герметичность. Такой конструкцией смог похвастаться только Luzar.
Мы испытали термостаты для самых популярных восьми- и шестнадцатиклапанных моторов ВАЗ, которые ставятся на Гранту, Весту и Ларгус. Для экспертизы приобрели десять образцов – все, что продавались в магазинах столичного региона.
Результаты проведенных исследований относятся к конкретной выборке изделий и не могут служить основанием для суждения о качестве одноименной продукции в целом.
СодержаниеПоказать
Программа и методика испытаний
Для наших героев есть свой собственный ГОСТ Р 53832-2010 «Теплообменники и термостаты. Технические требования и методы испытаний». Из него мы позаимствовали тесты, наиболее близкие к реальной эксплуатации: проверку температуры начала открытия клапана, величину его полного подъема.
Читайте также: Шины Лада Веста СВ Кросс — выбор зимней и летней резины, размер и давление
Отдельно проверяли герметичность клапана и всего корпуса под давлением.
Кроме того, измерили скорость проведения «спасательной операции», когда термостат должен предотвратить резкое превышение температуры. Для этого изделие комнатной температуры резко помещали в жидкость с температурой кипения воды и проверяли время полного открытия клапана, которое не должно превышать 60 секунд.
Испытания проводили на стенде ИСТ‑120 в водном растворе глицерина.
Стенд готов к испытаниям десяти термостатов.
Температура жидкости определяется с помощью электронных термометров, а ход клапана измеряет высокоточный зонд.
Участники
Примерная цена 1450 ₽Почти всё хорошо, но время полного открытия клапана (8 мм) при погружении в жидкость с температурой 101° C превышает допустимое на 4 секунды
Примерная цена 1250 ₽Два результата не соответствуют требованиям. Одобрить не можем
Примерная цена 1550 ₽Время полного открытия клапана при погружении в жидкость с температурой 101° C слишком велико. Одобрить не можем
Примерная цена 1200 ₽Клапан негерметичный, да и открывается чуть позднее, чем требуется. Одобрить не можем
Free-Z 85 °C
Примерная цена 1050 ₽Всё бы хорошо, но вот время полного открытия клапана при погружении в жидкость с температурой 101° C слишком велико. Одобрить не можем
Примерная цена 950 ₽Самый негерметичный клапан в нашей выборке. Одобрить не можем
Примерная цена 1750 ₽Испытания выдержаны в полном объеме. Замечаний нет – образцовое изделие
Примерная цена 1250 ₽Только на этом изделии установлен обрезиненный клапан. Испытания выдержаны в полном объеме. Замечаний нет
Примерная цена 1200 ₽Два результата не соответствуют требованиям. Одобрить не можем
Примерная цена 700 ₽Антилидер: три результата не соответствуют требованиям Одобрить не можем
Результаты
Только два изделия из десяти – оригинальное вазовское, да еще питерский Luzar – спокойно уложились в нормативные требования. Их мы и рекомендуем в первую очередь.
Читайте также: Замена лампочки ближнего света лада веста св кросс
Чуть недотянул до отличного результата термостат СтАТО.
Хуже всех оказался Zommer, проваливший большинство испытаний и имеющий наименьшую температуру открытия. С таким в сильные морозы можно и подмерзнуть в салоне. Невольно позавидуешь песцу, которому термостаты не нужны.
НЕКОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ПОГОРЯЧЕЕ
Многие производители термостатов выпускают, наряду со стандартной версией, еще и зимнюю. Температура открытия клапана у них повышена на несколько градусов. Но разве не странно два раза в год переставлять термостаты, подобно сезонной смене шин, или постоянно опасаться перегрева двигателя летом?
Такие изделия пригодны для круглогодичного использования только в районах Крайнего Севера. А кому холодно зимой в средней полосе, стоит проверить, не засорен ли радиатор отопителя и не травит ли клапан того самого термостата, выпуская часть драгоценного тепла. Конечно, если сам термостат соответствует ГОСТу.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Оцените статью!