Connect with us

Hi, what are you looking for?

Авто

Замена радиатора печки опель астра

Замена радиатора печки опель астра
  • Как снять печку ГАЗ 3110: объясняем досконально
  • Неисправность термостата
  • Снимать панель или нет
  • Тюнинг печки ГАЗ 3110
    • Причины поломки печки ГАЗ 3110
      • Таблица: диагностика неисправностей печки и способ их устранения
  • Последовательная процедура замены
  • Заключительный этап
  • Замена радиатора печки на ГАЗ 3110 Волга своими руками
    • Инструменты и материалы
  • Как правильно подключить печку, схема подключения
  • Как демонтировать печку, не снимая панели
  • Установка дополнительной печки в салон автомобиля

СодержаниеПоказать

Как снять печку ГАЗ 3110

Автомобили ГАЗ 3110 «Волга» сегодня уже считаются редкими моделями. Однако такие машины используются повсеместно. Долговечность двигателя обусловлена ​​исправной работой системы охлаждения и особенно печки. Обогрев салона, создание комфортных условий во время движения, вентиляция пространства – все эти функции выполняет печка. Есть простые рекомендации по эксплуатации данного агрегата автомобиля, а также инструкция по его замене в случае выхода из строя печки.

Неисправность термостата

Как известно, теплоноситель может двигаться как по малому, так и по большому кругу охлаждения. Пока двигатель не прогреется, ход небольшой, а после прогрева превращается в «большой». За это отвечает термостат. Если в этом устройстве произойдет поломка, то оно может застрять в большом круге, и в результате из печки на ГАЗ-3110 будет дуть холодный воздух или, после дальней поездки, еле теплый. Решение в этом случае может быть только одно – компенсация.

Замена радиатора печки опель астра

Снимать панель или нет

найти мануал на автомобиль ГАЗ 3110 не составит труда даже в наше время. С его помощью можно выполнять разнообразные ремонтно-восстановительные работы, менять множество деталей и узлов.

Если вы изучите этот мануал, то найдете там и мануал как заменить радиатор отопления в составе штатной печки ГАЗ 3110. Но основная проблема это необходимость снимать всю панель в салоне. Задачу нельзя считать невыполнимой, но она требует много времени, сил и усилий.

Еще больше проблем и вопросов возникает при обратной сборке панели после замены радиатора. Одни неправильно ставят отверстия, другие путают провода, трубы и т.д. В результате возникают заметные и ощутимые проблемы с работой отопителя, плохо работает приток воздуха и т.д.

Учитывая возможные трудности, многие даже не решаются самостоятельно заменить радиатор печи. Они обращаются за помощью в автосервисы, платят большие деньги и получают свою Волгу с уже замененным радиатором.

Но если знать нюансы замены, не требующей снятия панели, можно сэкономить значительную сумму денег и выполнить работу самостоятельно. Замена без снятия панели объективно лучше и предпочтительнее схемы, предложенной в руководстве по эксплуатации и ремонту автомобилей ГАЗ 3110.

демонтаж-торпеда-газ-3110.jpg

Тюнинг печки ГАЗ 3110

Опытные водители Волг отмечают, что одним из самых действенных способов «напомнить» печку автомобиля является:

  • заменить двигатель вентилятора отопителя на более мощный. В этом случае можно поставить «самаровский» (ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099, ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115) резистор, а рычаг панели управления взять от «Москвича»;
  • замена крана печки на электроклапан от любой иномарки;
  • установка электронасоса на выходе из печи;
  • заменить радиатор на двойной (два тонких радиатора от любой иномарки нужно соединить и разрезать).

Кроме того, вы можете поменять «родной двигатель» с классической версии ГАЗ 3110 на более мощный — с новой версии модели ГАЗ 31105.

Причины поломки печки ГАЗ 3110

Разумеется, в случае выхода из строя печь или отдельные ее части необходимо заменить.

К наиболее распространенным ошибкам относятся следующие:

  • вентилятор отопителя вообще не включается;
  • вентилятор не работает ни в каком положении переключателя;
  • слабая мощность печки;
  • вентилятор духовки сильно шумит.

Таблица: диагностика неисправностей печки и способ их устранения

Ошибка причина Середина
Тепловентилятор не включается Перегорел предохранитель в цепи двигателя Проверьте и при необходимости замените предохранитель вентилятора
Неисправный переключатель вентилятора Проверьте напряжение на ограничительных резисторах. Если напряжения нет, снимите и проверьте переключатель
Неисправный двигатель вентилятора Проверьте напряжение на клеммах двигателя при включенном зажигании и включенном вентиляторе. Если нет напряжения, замените двигатель
Вентилятор отопления не работает в одном из положений переключателя Неисправный ограничительный резистор Проверьте правильное сопротивление
Недостаточный согревающий эффект Низкий уровень охлаждающей жидкости Проверить уровень жидкости, при необходимости долить
Неисправный термостат Проверьте и при необходимости замените термостат
Клапан отопления не открывается Проверить открытость электромагнитного клапана
Шум вентилятора отопителя Грязь, листья Снимите и очистите вентилятор, очистите воздушный канал
Дисбаланс крыльчатки, повреждение подшипника Снимите вентилятор, проверьте легкость его вращения и зазор в подшипниках

Последовательная процедура замены

При работе с радиатором на ГАЗ 3110 Волга вы все равно будете соприкасаться с проводами. Поэтому начните с самого главного и элементарного действия. Просто откройте капот, отсоедините минусовую клемму от аккумулятора и откиньте его в сторону. Теперь вам не нужно бояться коротких замыканий и ударов током.

Перед демонтажем радиатора печки следует слить охлаждающую жидкость из системы. Чаще всего в Волгу 3110 заливают антифриз, но некоторые используют антифриз или даже чистую воду. Злоупотреблять последним вариантом не стоит, так как обычная вода быстро приводит к образованию известкового налета в радиаторе, а промыть его не так просто. Скоро все придется разбирать и менять заново. Поэтому будет лучше, если вы приучите себя заливать в расширительный бачок системы охлаждения двигателя только качественные охлаждающие жидкости.

медный-радиатор-отопитель-газ-3110.jpg

Первым шагом на пути к снятию и замене радиатора отопления на автомобиле ГАЗ 3110 будет слив охлаждающей жидкости. Для этого:

  • перекрыть кран на радиаторе отопления, повернув его до упора вправо;
  • под заглушку предварительно поместите пустую емкость подходящего объема;
  • открутите саму пробку и дайте стечь охлаждающей жидкости;
  • дождитесь, пока весь объем антифриза стечет в емкость;
  • верните колпачок на место.

Лучше всего выполнять эту процедуру после того, как двигатель остынет. В противном случае из радиатора будет вытекать горячая жидкость, которая может вызвать серьезные ожоги кожи.

Как только жидкость из системы охлаждения будет слита, можно приступать к разборке. Вот если из патрубков и льется антифриз или антифриз, то в небольшом количестве. Держите под рукой сухую тряпку, чтобы при необходимости вытереть остатки, а не расплескивать их по всему полу, в салоне или под машиной.

Дополнительные процедуры по замене радиатора отопителя на Волге ГАЗ 3110 включают следующие этапы:

  • поднимите капот и зафиксируйте крышку в устойчивом и надежном положении;
  • на верхней части радиатора отопления снимите патрубок, предварительно ослабив хомут отверткой;
  • затем снимите патрубок аналогичным образом, но снизу радиатора;
  • открутить пару гаек крепления, с помощью которых кран печки держится на экране экрана;
  • снимите кран печки с патрубков, проверьте его состояние и при необходимости замените;
  • снимите резиновые уплотнители с двух патрубков радиатора печки (их тоже лучше в дальнейшем заменить на новые).

Работа в машинном отделении фактически завершена. Тогда переходите непосредственно к салону своего автомобиля Волга 3110. Для удобства можно снять передние сиденья. Но вряд ли в этом есть острая необходимость. Просто сдвиньте их до упора назад, освободив больше места в и без того вместительном автомобиле.

алюминий-радиатор-отопитель-газ-3110.jpg

Последовательность дальнейших операций, направленных на снятие и замену радиатора отопителя на Волге 3110, следующая:

  • Открутив всего 3 крепежных винта, нижняя полка вынимается из салона автомобиля.
  • Перчаточный ящик держится на двух винтах. Их также следует открутить и снять бардачок, чтобы он пока был откинут в сторону.
  • Еще необходимо снять боковую стенку, закрывающую доступ к компьютеру, разобрать облицовку стойки. Последний удерживается еще тремя винтами.
  • Далее следует этап откручивания панели. Внизу справа расположен саморез, а вверху еще 4 крепежа. Вы найдете их прямо под декоративными молдингами, закрывающими сопла обдува для подачи воздуха на лобовое стекло.
  • После выполнения всех этих процедур можно будет немного оттянуть панель в сторону.
  • Затем откручиваем нижнюю правую половинку отопителя. Всего 7 крепежных винтов. 6 из них размещены по кругу, а еще один находится посередине конструкции. Отвинчивание этих креплений – не простой процесс. Вернуть их на место будет еще сложнее. Но снять всю панель еще сложнее. Выбор за вами.
  • Потяните за панель, сначала осторожно вытащите нижнюю часть отопителя, а затем радиатор, расположенный в корпусе. Не повредит помощь другого человека.

При таком способе можно снять весь блок печки, а можно разобрать только неотъемлемые узлы отопителя, например, радиатор. Все зависит от состояния духовки, и что требует вмешательства для последующего ремонта или замены.

Когда все эти манипуляции закончены, берем новый радиатор, вставляем его так же, как сняли старый, только в обратном порядке. Далее по обратной схеме собираются все ранее разобранные узлы и крепления.

Если будете снимать печку в сборе, не забудьте отключить блоки питания, разобрать опоры печки, отсоединив шток, а также открутить 3 гайки. Именно на них держится утеплитель.

Будьте осторожны в процессе обратной сборки. Рекомендуется еще на этапе разборки делать пометки или помечать элементы, в правильности подключения которых вы не уверены. Не экспериментируйте и не полагайтесь на удачу. Если что-то сделать не так, перепутать трубы или провода, можно спровоцировать достаточно серьезные негативные последствия, вплоть до полного выхода из строя печки или других узлов автомобиля ГАЗ 3110.

Классическая Волга далека от совершенства в плане дизайна, и поменять радиатор здесь непросто. Однако есть альтернативные решения, позволяющие обойтись без полного снятия всей панели.

Заключительный этап

После того, как промывочное средство перестанет содержать грязь, радиатор необходимо промыть чистой водой. Промывка осуществляется сначала через верхний шланг, затем через нижний. Лучше всего во время финальной промывки подключить шланг к системе водоснабжения для получения давления. Либо можно использовать мини-мойку с подходящей насадкой. Серьезный тюнинг российского автомобиля, такого как Волга, предполагает качественную работу всех узлов машины, в том числе и отопителя!

Замена радиатора печки на ГАЗ 3110 Волга своими руками

газ 3110 как снять печку

Волга или ГАЗ 3110 заслуженно относится к разряду редких автомобилей. Но это не мешает автомобилю оставаться востребованным и популярным. Подобные автомобили можно найти буквально в каждом уголке нашей необъятной страны.

Автолюбители и специалисты отмечают завидную долговечность двигателей на ГАЗ 3110, которой позавидовали бы многие современные отечественные и зарубежные автомобили. Одной из причин его долговечности является эффективная и качественная работа системы охлаждения, неотъемлемой частью которой является отопитель. Или просто печь.

Но даже печка ГАЗ 3110 имеет свой ограниченный ресурс. Во многом долговечность радиатора отопления зависит от грамотного отношения к устройству, своевременного обслуживания и ухода. Если элемент вышел из строя, его необходимо заменить.

Инструменты и материалы

Для замены старого радиатора печки нужен не только новый элемент, но и определенный набор инструментов и вспомогательных материалов.

Но вам не нужно искать специальные инструменты или профессиональные приспособления. Подходящий набор состоит из:

  • набор ключей разных размеров;
  • плоскогубцы;
  • молоток;
  • кусачки;
  • плоская отвертка;
  • крестовая отвертка;
  • емкости примерно 10 литров, но не меньше;
  • приспособления для лучшего освещения;
  • тряпки и др.

Читайте также:  Лада веста без шильдиков

Все необходимое легко найдется в гараже любого автолюбителя, который хотя бы периодически осуществляет простейший ремонт и техническое обслуживание своего автомобиля. И неважно, ГАЗ 3110 это или современная иномарка.

Как правильно подключить печку, схема подключения

При установке нового отопителя очень важно не перепутать патрубки подачи антифриза с радиатором отопителя. При снятии лучше всего отметить, какой шланг подключается к верхней части радиатора, а какой идет к нижней. Шланги работают на подачу и слив охлаждающей жидкости и при неправильном их подключении не дадут системе нормально функционировать.

подключение патрубков-1024x576.jpg

Одновременно с заменой трубы рекомендуется заменить хомуты крепежа

Духовка подключается через резистор по следующей схеме.

схема.jpgсхема.jpg

Поскольку печь является еще одним элементом системы охлаждения, схема подключения этого узла будет связана с другими частями всей системы охлаждения. Чтобы пребывание в салоне ГАЗ 3110 было максимально комфортным, водитель должен следить за работоспособностью печки. Возможен самостоятельный демонтаж и установка новой печи, но это займет много времени. Кроме того, необходимо разбираться в электрических схемах и проводке.

Как демонтировать печку, не снимая панели

Чаще всего разборка печки ГАЗ 3110 подразумевает снятие панели в салоне. Но снятие панели процесс не столько кропотливый, сколько длительный. Кроме того, монтаж панели на место при установке новой печи не всегда может быть выполнен правильно: малейший зазор или отклонение от нормы могут привести к неправильному притоку воздуха. Поэтому любители чаще всего снимают печку, не снимая панелей.

Добавлю еще немного, потому что я только что сделал эту процедуру. Слейте охлаждающую жидкость и открутите кран отопителя под капотом и снимите два патрубка со штуцеров радиатора. Все под капотом. Затем снимите нижнюю полку в салоне, открутив три винта. Затем двумя винтами открутите бардачок, затем снимите боковую стенку, которую закрывает ЭБУ, затем снимите крышку стойки тремя винтами. Далее откручиваем панель, один винт снизу справа и четыре винта сверху: они находятся под декоративными кромками, закрывающими сопла стеклоподъемников. После этого панель можно немного отодвинуть. Затем откручиваем нижнюю правую половинку ТЭНа, на ней 7 винтов, 6 по кругу и один посередине. Открутить их непросто, а закрутить обратно еще сложнее. Затем потяните за панель и вытащите сначала нижнюю часть отопителя, затем радиатор. Лучше делать это вдвоем: так удобнее. Соберите в обратном порядке.

Установка дополнительной печки в салон автомобиля

Сегодня в автомагазинах или интернет-магазинах можно найти множество различных моделей отопителей для салона автомобиля. Здесь важно понимать, что дополнительная печь все равно врежется в штатную систему охлаждения. Хозяину остается только правильно все спланировать и аккуратно установить оборудование. Можем предложить следующий алгоритм действий:

  • Выберите подходящую модель обогревателя. Идеально подойдет блок высотой 80 мм. Он плотно войдет под сиденье переднего пассажира и не будет мешать регулировке. На противоположной стороне должно быть три вентилятора на 12 В с четырьмя соплами. Лучше всего подойдет алюминиевый радиатор и медная труба 16 мм.
  • Отопитель лучше всего устанавливать в переднем положении, где он никому не будет мешать и не будет портить внешний вид салона. Немаловажной деталью будет и то, что это облегчит крепление к раскосу.
  • Разгерметизируем систему охлаждения двигателя.
  • Подключаем шланги к новому блоку последовательно с основным блоком отопления. Для этого потребуются шланги и соединительные трубы 16 мм.
  • Все патрубки прячем под кожух ГАЗ-3110.
  • Устанавливаем регулятор на новую печку по той же схеме, что использовалась для основной системы отопления.
  • Показываем кнопку регулировки на панели управления.
  • Снимаем заглушку розетки, которая ведет из основной печи в туннель. Это увеличит количество горячего воздуха от основного обогревателя к передним сиденьям.

Несмотря на то, что в салоне будет намного теплее, нужно быть готовым к некоторым минусам. Прогрев двигателя займет гораздо больше времени и в салоне появится постоянный шум, как от бортового компьютера. Кроме того, вентиляторы могут поднимать пыль с пола автомобиля, что также вызывает дискомфорт.

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

Печка старого образца имеет свой радиатор, печки 31107, которые ставились с 2005-го года не зависимо старый салон или ресталинг имеют одинаковые радиатора, как правило они алюминиевые с пластиковыми бачками и соответственно пластиковыми штуцерами. Течет обычно соединение пластика и алюминия.
Существует и цельноалюминиевый радиатор для этого отопителя

attachment.phpattachment.php

Вот про него писал http://forum.allgaz.ru/showthread.php?p=1210836#post1210836, маркировки и производителя нет.

Можно поставить радиатор 3110 медный двухрядный, но не любой подойдет, у меня вставал Оренбуржский:

attachment.phpattachment.php

Про него http://forum.allgaz.ru/showthread.php?p=871581#post871581, но он тоже потек.

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

Royal257, подозреваю, что радиаторы тоже разные с новой торпедой вроде бы 31107-8101060-01. На десятке разве такой же был?

Если печка 105 то должны быть одинаковые. Различаются заводами и исполнением(количество рядов радиаторных трубок и материала – алюминий, медь)

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

Различаются заводами и исполнением(количество рядов радиаторных трубок и материала – алюминий, медь)

Не разу не видел радиатора для 31107 медного.

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

Metotrexat,
Когда собирать торпеду будешь, то торцы нижней половины заклей скотчем, мне советовали на форуме, а я забыл, в результате поцарапал торец справа.

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

Подскажите, требуется ли для снятия отопителя сливать фреон ?

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

газ 31105 2007г(новый салон)
сегодня утром обнаружил тосол в салоне. (видимо еще вчера ночью натек) посмотрел уровень, он в норме. решил ехать на работу с течью. на работе почитал форум, и по дороге домой заехал купил новый радиатор печки. замена заняла примерно два с половиной часа. последовательность такова:
1. двумя пятачками(монетка 5руб) вынул решетки (две у лобового, три фронтальных) и сдернул декоративные боковины на передних стойках.
2. вынимаю заглушки со стороны дверей (там болтики под ключик на 10) и заглушки в ногах на центральной консоли (по бокам)
3. крестовой отверткой снимаю кожух рулевой колонки (два винта + четыре самореза)
4. откручиваю центральный ящик(подлокотник), два болтика под ключик на восемь + четыре крестовых винта,вынимаю ящик. отцепляю концевик ручника и вытягиваю резинку ручника.
5. откручиваю пепельницу(два крестовых самореза)
и вытягиваю ее. отцепив разъем.
6. откручиваю центральный винт за пепельницой, и два боковых винта по сторонам короба КПП (те, которые были под заглушками) все делаю ключем на восемь.
7. снимаю “кожаный” рукав на ручке кпп и сдергиваю наболдашник (может он должен накручиваться, но у меня он был просто насажен). поднимаю ручник предварительно сняв уплотнительную резинку, вытягиваю центральный кожух. (моэет понадобится попустить тросик ручника (гайку видно когда снимаешь ящик-подлокотник))
8. откручиваю ключем на 8 четыре винта возле лобового и два винта ключем на 10 там где была пепельница.
9. откручиваю 4 винта крепления рулевой колонки ключем на 10.
10. ложу руль на сиденье и откручиваю ключем на 10 еще один винт (под креплением рулевой колонки)
11. ключем на 10 откручиваю два винта со стороны дверных проемов, справой стороны отвожу парприз в сторону салона, и откручиваю 4винта крепления крышки радиатора печки(ключ на 8)
12. под капотом отпускаю хомуты и сдергиваю шланги.
13. вытаскиваю радиатор печки. парприз на удивление далеко отдвигается и проблем с обратной установкой радиатора не возникает.

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

замена заняла примерно два с половиной часа.

Нифига, я целый день колупался.

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

kirillgaz, у меня его заклинило в закрытом положении, я его разобрал, открыл, собрал обратно, а питание подключать не стал. Летом итак жарко, особой разницы не заметил. А когда на улице +10 так вообще холодный воздух дует

Так же замутил, у меня крутилки не работают :):), повернул его и запихал обратно.

Добавлено через 2 минуты 40 секунд

подскажите каким образом демонтировать опопитель печки салона на ГАЗ 311105 Крайслер(новый лалон)

А зачем демонтаж, мож и малой кровью? Что за трабл у тебя?

Последнее редактирование: 21 Май 2013

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

Паприз это что? Вся панель?

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

Волга 105, салон новый. В холодную погоду, когда ставлю печку на тепло, то на лобовом на стороне водителя появляется маслянный налет, ну и запах тосола. Коврики проверял, прощюпал весь солон, влаги не обнаружил. Какие мысли по этому поводу?:shok:

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

У меня сдохший радиатор печки на налёт на стекле не разменивался. Просто выгнал антифриз пассажиру в ноги.

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

Какие мысли по этому поводу?

Течёт скорее всего радиатор, но не сильно, а как бы парит, менять однозначно.

Добавлено через 33 секунды

Просто выгнал антифриз пассажиру в ноги.

А у меня на пассажирский коврик подкапывать стал понемногу как бы намекая.

Последнее редактирование: 22 Май 2013

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

я менял недавно радиатор печки и к сожалению раздраконил уплотнитель. Вырезал и подогнал полоску из подложки которая идет на трубы отопления и под ламинат стелят. Итог печка стала вонять чем то резким – метанолом. Жарил печь жарил, атолку нет, запах появляется периодически как только кран открываю на радиатор отопления. В магазинах нет уплотнителя. Из какого материала можно вырезать уплотнитель, чтоб как родной без вони???

Последнее редактирование: 22 Май 2013

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

. Из какого материала можно вырезать уплотнитель, чтоб как родной без вони???

Посмотри из материалов для шумоизоляции что-нибудь.

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

Блин,опять радиатор печки потёк.Нового на год только хватило.

Re: как снять радиатор печки 31105 новый салон?

Блин,опять радиатор печки потёк.Нового на год только хватило.

Проверь, может давление в системе высокое.

Автомобили ГАЗ 3110 «Волга» сегодня считаются уже раритетными моделями. Однако эксплуатируют такие машины повсюду. Долговечность мотора объясняется хорошей работой системы охлаждения и, в частности, печки. Обогрев салона, создание комфортных условий во время езды, вентиляция пространства — все эти функции выполняет именно печка. Существуют простые рекомендации по эксплуатации этого узла автомобиля, а также инструкции по замене в случае выхода печки из строя.

Читайте также:  Адаптация вариатора после замены масла

Печка любого автомобиля — это устройство для обогрева салона. На ГАЗ 3110 устанавливается довольно-таки простой механизм, который позволяет не только прогревать воздух в салоне, но и регулировать температурный режим и интенсивность обогрева.

Конструктивно печка состоит из следующих компонентов:

  • патрубка подвода охлаждающей жидкости;

  • патрубка вывода охлаждающей жидкости;

Общая схема работы печки на ГАЗ 3110
От работоспособности каждого мелкого элемента будет зависеть выполнение печкой своих функций

Если смотреть на печку изнутри (то есть с сиденья водителя автомобиля), то нельзя увидеть все составляющие её части. Сразу же за панелью управления монтируется небольшой радиатор, к которому присоединяются два патрубка для циркуляции тосола.

Когда мотор нагревается до рабочей температуры, печка может начать свой теплообмен. Тосол понижает температуру двигателя, отводя от него излишки тепла. Нагревшийся тосол по патрубкам поступает в радиатор печки, который может нагреваться как обычная батарея.

В это же время лопасти вентилятора впускают в радиатор потоки свежего воздуха. Соответственно, вновь осуществляется теплообмен. Освободившееся тепло поступает через радиатор в печку, а из неё — в салон.

Принцип работы печки на «Волге» 3110 можно назвать цикличным: во время всего периода работы мотора происходит нагревание и охлаждение радиатора печки, то есть непрерывно образуется тепло.

На ГАЗ 3110 печка выполняет роль и дополнительного радиатора охлаждения. Так, если машина не прогрета, то при запуске печки осуществляется вторичное охлаждение системы. Это приводит к тому, что повышается влажность воздуха в салоне, из-за чего быстрее появляется ржавчина на радиаторе, а мотор долго не может набрать рабочую температуру. Поэтому печку целесообразно пускать только после тщательного прогревания силового агрегата.

Радиатор печки
Небольшое устройство радиатора предназначено для упрощения работы системы охлаждения

Блок управления печкой

Для удобства управления щиток печки находится на панели управления. На щиток вынесены две рукоятки:

  1. Рычажок управления фокусировки воздушных потоков. Если он стоит в крайнем левом положении, то воздух будет выдаваться только через сопло на лобовое стекло и через боковые воздуховоды в салон. Если поставить рычажок в среднее положение, то поток направляется на лобовое стекло и на передние двери. В самом правом положении рычажка воздух будет направлен на ноги водителя и переднего пассажира.

  2. Рукоятка управления краном печки. Она имеет всего два положения — крайнее левое полностью перекрывает подачу тепла в салон, а крайнее правое позволяет направлять максимально горячий воздух внутрь автомобиля.

Блок управления печкой
Для удобства водителя на блоке управления печкой предусмотрено всего две рукоятки

Автовладельцы ГАЗ 3110 давно выработали своего рода порядок пользования печкой. Дело в том, что в разных ситуациях рекомендуется открывать рычажок и кран в разных позициях:

  • если запотели стёкла, необходимо до конца открыть кран печки, а рычажок управления воздухом установить в среднем положении; после чего на полную мощность включить вентилятор;

  • зимой для быстрого обогрева салона рекомендуется обе рукоятки зафиксировать в крайнем правом положении после прогрева двигателя;

  • вентиляцию воздуха в салоне можно организовать при закрытии крана печки и открытии рычажка в правом положении.

Роль резистора в обогреве салона

На печке ГАЗ 3110 устанавливается всего один резистор, хотя некоторые автолюбители, пытаясь получить от обогревателя максимальную продуктивность, монтируют сразу два устройства переменного тока.

Резистор располагается прямо под самой панелью печки: это необходимо для полноценной работы при обогреве. Именно это устройство обеспечивает силу подачи воздушного потока и контролирует его температурный режим. Если резистор по каким-либо причинам выходит из строя, то водитель не сможет регулировать работу печки.

Резистор
Внешне резистор выглядит как небольшая плата с подключённым шлейфом проводов

Как демонтировать печку, не снимая панели

Чаще всего демонтаж печки ГАЗ 3110 подразумевает снятие панели в салоне. Однако снятие панели — процесс не столько трудоёмкий, сколько длительный. К тому же установка панели на место при монтаже новой печки не всегда может быть выполнена правильно: малейший зазор или отклонение от нормы могут привести к некорректному обдуву. Поэтому чаще всего любители производят снятие печки, не снимая панели.

Какие инструменты понадобятся для работы

Чтобы правильно, быстро и безопасно снять печку и заменить её на новую, потребуется стандартный набор инструментов. Как правило, в гараже каждого автолюбителя можно будет найти:

  • набор гаечных ключей;

  • отвёртку с плоским лезвием;

  • отвёртку с крестообразным лезвием;

  • ёмкость не менее 10 литров для слива охлаждающей жидкости;

Типовой набор инструментов любого водителя
Водители часто приобретают стандартные наборы инструментов, чтобы всегда иметь под рукой необходимую отвёртку или плоскогубцы

Первым делом, ещё до работы с электрическими приборами, необходимо обезопасить себя — снять провод с минусовой клеммы аккумулятора. Таким образом производится обесточивание электронных приборов и систем.

После этого нужно будет слить тосол из системы охлаждения:

  1. Открыть кран радиатора отопления до упора вправо.

  2. Подставить под заглушку ёмкость и выкрутить заглушку.

  3. Дождаться, пока весь тосол не стечёт в ёмкость.

Слив охлаждающей жидкости
Если тосол сравнительно чист, то можно использовать его повторно

Как добраться до печки на ГАЗ 3110 и снять её

Далее, подготовив автомобиль, можно начинать демонтаж печки из корпуса:

  1. Снять патрубок с верхней части радиатора печки (проще всего сначала ослабить хомут отвёрткой, а потом снять сам патрубок).

  2. Затем снять патрубок с нижней части радиатора печки.

  3. Отвернуть две гайки крепления, которым кран радиатора фиксируется к брызговику.

  4. Снять кран со шпилек.

  5. С обоих патрубков удалить резиновые уплотнители.

Патрубки радиатора печки
Снять патрубки очень просто — достаточно ослабить хомутное соединение

После этого необходимо работать со стороны салона. Для простоты рекомендуется снимать панель приборов, однако можно сэкономить время и обойтись простым оттягиванием панели в сторону, чтобы вытащить саму печку:

  1. Отсоединить имеющиеся колодки электропитания (от резистора и системы подачи питания на резистор).

  2. Снять держатели печки, отсоединив тягу.

  3. Печка крепится тремя гайками к корпусу — нужно выкрутить гайки и, опустив панель, аккуратно вытащить из полости саму печку.

Проще всего снимать печку в сборе. Это наиболее быстрая процедура. Однако водитель может демонтировать только вышедшие из строя части печки, заменив их на новые. Но эту процедуру рекомендуется выполнять только тем любителям, которые имеют практический опыт самостоятельного обслуживания ГАЗ 3110.

Соответственно, установка новой печки производится в обратной последовательности.

Видео: замена печки своими руками

Как правильно подключить печку, схема подключения

При установке нового обогревателя очень важно не перепутать патрубки подачи тосола к радиатору печки. При снятии лучше всего пометить, какой шланг подсоединяется к верхней части радиатора, а какой — к нижней. Шланги работают на подачу и отвод охлаждающей жидкости и при неверном подключении не дадут системе нормально работать.

Подключение патрубков
Одновременно с заменой патрубков рекомендуется менять и хомуты креплений

Подключение печки выполняется через резистор по следующей схеме.

Схема подключения печки
Так как печка — ещё один элемент системы охлаждения, то схема подключения этого устройства будет связана с другими частями всей системы охлаждения

Для того чтобы пребывание в салоне ГАЗ 3110 было максимально комфортным, водителю необходимо следить за работоспособностью печки. Самостоятельный демонтаж и монтаж новой печки возможен, однако займёт много времени. К тому же необходимо разбираться в электрических схемах и проводке.

Время чтения советов по вождению:

Основным элементом системы вентиляции, кондиционирования и отопления салона любого автомобиля является радиатор отопителя. Иногда это не удается. Причины этого могут быть самые разные — от неудачной конструкции самой системы до плохого качества прокладок и охлаждающей жидкости.

Устройство и принцип действия радиатора печки

Система отопления предназначена для обеспечения внутренней вентиляции при сохранении комфортного микроклимата. Это очень важно для водителя и пассажиров, особенно зимой. Устройство и принцип работы отопителей у большинства автомобилей одинаковы.

Диагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДиагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиПринцип работы системы внутреннего отопления одинаков для большинства автомобилей

Система работает следующим образом. Вентилятор (6) подает воздух с улицы или, если включен режим рециркуляции, из салона. Воздушный поток очищается салонным фильтром (3), распределяется смесительной заслонкой (2) и частично проходит через радиатор (5), где он нагревается. Другая часть потока идет прямо. Горячий и холодный воздух смешивается и распределяется ребром (7), обеспечивая внутреннюю вентиляцию. Температура регулируется изменением положения дефлектора (2). С помощью заслонки (7) поток распределяется по салону: воздух подается к ногам, лобовому и боковым стеклам и т.д. Радиатор (5) передает тепло от нагретого антифриза в системе охлаждения воздушному потоку, проходящему через его соты. Циркуляция теплоносителя (теплоносителя) по патрубкам теплообменника осуществляется принудительно с помощью водяного насоса.

Специалисты не советуют включать внутренний обогреватель при холодном двигателе. Подождите, пока температура охлаждающей жидкости достигнет не менее 50 ° C.

В Peugeot 307/308 обогреватель и кондиционер расположены в одном корпусе. Это удобно, так как в обоих приборах используются одни и те же воздуховоды: печка нагревается, а кондиционер охлаждает поступающий в салон воздух. Система отопления состоит из следующих элементов:

Диагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДиагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиВ Peugeot 307/308 отопитель и кондиционер расположены в одном корпусе

Вентилятор имеет разные режимы работы с разной интенсивностью набегающего воздушного потока. Скорость вращения электродвигателя регулируется блоком резисторов, включенным в цепь питания вентилятора. Путем изменения положения термостатической заслонки (3) достигается комфортная температура в салоне. Другой плавник (2) распределяет воздушный поток между лобовым стеклом и приборной панелью. Направление воздушного потока можно точно настроить с помощью заслонок, расположенных на панели. Синие стрелки указывают на холодный воздух, красные — на горячий воздух.

Радиатор отопителя расположен за лицевой панелью. Доступ к нему сбоку с места водителя. Вы можете снять радиатор, не снимая приборную панель.

Диагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДиагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДля снятия радиатора не требуется снимать переднюю панель

Управление отоплением и кондиционированием

Органы управления микроклиматом в салоне расположены на центральной панели между сиденьями водителя и пассажира. Сам блок управления достаточно простой и эргономичный, поэтому установить комфортную температуру, интенсивность и направление воздушных потоков не составит труда.

Интересно: драйвовая агрессия

Управление осуществляется следующими элементами:

  1. Регулятор направления воздушного потока.
  2. Кнопка включения режима рециркуляции воздуха.
  3. Кнопка обогрева заднего стекла.
  4. Регулятор температуры воздуха.
  5. Переключатель скорости вентилятора.

Диагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДиагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиБлок управления отоплением и кондиционером салона Peugeot 307/308 достаточно простой и эргономичный

Неисправности отопителя и способы их устранения

Печка могла перестать работать по разным причинам. Причиной его выхода из строя может быть неисправность любого элемента системы отопления.

Если при включении вентилятора воздух не попадает в салон, значит, он неисправен. Это может произойти, когда:

  • выход из строя переключателя скорости вентилятора;
  • выход из строя предохранителя в цепи питания двигателя;
  • проблемы с обмотками или вращающимися щетками электродвигателя.

Найти причину неисправности двигателя не так уж и сложно. С помощью мультиметра можно легко определить короткое замыкание или обрыв, наличие или отсутствие напряжения 12 вольт на контактах.

Сильный мороз также может сломать заслонку, распределяющую потоки горячего воздуха. Кроме того, слабый воздушный поток может быть вызван очень грязным пыльцевым фильтром. В этом случае необходимо заменить фильтр.

Слабый обогрев салона

Если радиатор печки не будет отдавать достаточно тепла проходящему через него воздуху, температура в салоне будет низкой. Основные причины такой ситуации:

  • отсутствие антифриза в системе охлаждения;
  • течь радиатора печки;
  • засорение патрубков радиатора печки;
  • образование воздушной камеры в радиаторе;
  • неисправен термостатический клапан.

Читайте также:  АвтоВАЗ выпустит 5 новых Lada: изображения и характеристики :: Autonews

Низкая внутренняя температура может быть вызвана недостатком охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Поэтому в первую очередь следует проверить уровень антифриза в расширительном бачке и при необходимости долить охлаждающую жидкость.

Диагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДиагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиПричиной низкой температуры в салоне может быть отсутствие антифриза в системе охлаждения

Еще одной причиной плохого подогрева воздуха может быть потеря теплоносителя из радиатора печки из-за механического повреждения или потеря соединений входных или выходных патрубков. В этом случае под ковриком водительского сиденья образуется лужа антифриза и на ней и в салоне автомобиля появится неприятный запах. Однако даже неисправный радиатор в системе охлаждения может вызвать утечку охлаждающей жидкости.

Низкие внутренние температуры часто возникают из-за засорения шлангов радиатора. Иногда проблему можно решить, очистив и ополоснув устройство. Если это не помогает, радиатор заменяют новым.

При длительной нехватке хладагента в системе может возникнуть воздушная пробка. Неисправный клапан крышки расширительного бачка также может стать причиной попадания воздуха в радиатор. В результате нормальная циркуляция антифриза в системе отопления нарушается, и воздух в салоне не может быть нагрет до комфортной температуры. Баллон снимается через термостатический клапан системы охлаждения.

Если клапан термостата неисправен, антифриз будет циркулировать только по большому контуру хладагента, который будет невозможно закрыть. Поэтому после запуска двигателя придется долго ждать, пока прогреется вся жидкость в системе охлаждения. Эта проблема решается заменой термостата.

Замена радиатора печки

При всем разнообразии неисправностей системы отопления чаще всего причиной ее некорректной работы является выход из строя радиатора печки. Известковый налет и отложения в результате использования некачественной охлаждающей жидкости постепенно забивают его трубы. Радиатор необходимо разобрать для очистки, мытья или замены.

Демонтаж радиатора

Для снятия и замены радиатора печки Пежо 307/308 вам потребуются:

  • новые уплотнительные кольца для радиаторных труб;
  • отвертки шлицевые и крестовые;
  • набор ключей и заглушек;
  • плоскогубцы;
  • емкость для слива антифриза объемом около двух литров.

Разберите радиатор следующим образом.

  1. Откручиваем три крепежных винта и снимаем боковую стенку центральной панели со стороны водителя.
    Диагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДиагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиЧтобы снять боковую панель, открутите три крепежных винта
  2. Арматура крышки радиатора отсоединяется от впускного и выпускного патрубков, по которым подается антифриз. Откручиваются винты крепления патрубков.
    Диагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДиагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиЧтобы отсоединить трубы, необходимо их освободить от крепежных болтов и шурупов
  3. Охлаждающая жидкость аккуратно сливается из патрубков в пустую емкость. Крышка расширительного бачка должна быть затянута. В этом случае вылезет 200-300 мл антифриза, а при открытой крышке — около 2 литров.
    Диагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДиагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиАнтифриз необходимо сливать при навинченной крышке расширительного бачка

Затем радиатор можно снять с гнезда для мытья или замены.

Интересно: Rolls-Royce построит кроссовер и двигатель V16

Установка радиатора

При установке радиатора потребуется выполнить несколько дополнительных операций.

  1. Боковая стенка центральной панели удалена со стороны пассажирского сиденья. В автомобилях с кондиционером, выпущенных до рестайлинга, датчик температуры вынимается из розетки.
    Диагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДиагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиЧтобы не повредить радиатор печки при установке, датчик температуры необходимо вынуть из розетки
  2. Новые прокладки устанавливаются вместо старых во входной и выходной штуцеры крышки радиатора или на патрубках, питающих ДЭ.
    Диагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДиагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамилучше сначала поставить на патрубки прокладки — в этом случае их будет проще соединить с фитингами крышки радиатора
  3. Дальнейшая установка производится в порядке, обратном разборке. Датчик температуры (при наличии) устанавливается после установки радиатора.
  4. В расширительный бак добавлен антифриз.
  5. Баллон удален из системы охлаждения. Сливной болт на термостате откручивается, затем двигатель заводится. Когда антифриз течет из-под клапана, он перекручивается.
    Диагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДиагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиВоздушная пробка снимается через сливной вентиль термостата
  6. Остаточный воздух удаляется через сливную пробку шланга подачи антифриза печки.
    Диагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДиагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДоступ к сливной пробке топливного шланга осуществляется из моторного отсека

На этом работы по замене радиатора печки заканчиваются.

Видео: ремонт радиатора печки Peugeot 307/308

https://youtube.com/watch?v=OWlyUM1WSdY%3Ffeature%3Doembed

Промывка радиатора печки

Новые теплообменники печки на Пежо 307/308 стоят недорого. Однако многие автовладельцы предпочитают мыть старый радиатор вместо его замены. Для этого используется раствор лимонной кислоты, который хорошо удаляет накипь и другие отложения с внутренней поверхности труб. Процедура стирки следующая:

  1. Растворите 100-150 г лимонной кислоты в ведре с холодной водой, помешивая и нагревая воду.
  2. Теплообменник помещается в пустое ведро и заполняется раствором кислоты.
  3. Ковш радиатора кипятится часа два.
  4. Радиатор промывают проточной водой.

Диагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиДиагностика неисправностей, ремонт и замена радиатора печки Пежо 307/308 своими рукамиВедро с радиатором, помещенным в раствор лимонной кислоты, кипятят два часа

В результате с радиатора удаляется большая часть отложений и шлака. Также можно использовать раствор уксусной кислоты для полоскания (один литр кислоты на ведро воды).

Радиатор можно очистить, не опуская его в ведро. Для этого в чистый чайник наливают 500 мл воды и 150 г лимонной кислоты. Раствор доводят до кипения, заливают в патрубки радиатора и оставляют на 30-40 минут. Эту процедуру нужно повторять несколько раз, каждый раз вливая свежеприготовленный теплый раствор. Далее радиатор промывается водой и устанавливается на автомобиль.

Многие используют для стирки такие продукты, как Coca-Cola, Fairy, Calgon, «Белизна», «Родинка» и т.д. Однако специалисты не рекомендуют это делать из-за специфического состава этих веществ. Существуют кислотные и щелочные препараты, специально разработанные для мытья радиаторов (в том числе систем охлаждения). Это включает:

  • русский LAVR Classic Промывочный радиатор;
  • расход американского радиатора Hi-Gear — 7 минут;
  • немецкая LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger и другие.

К каждому из них прилагается инструкция по применению. С помощью этих средств можно помыть радиатор печки, не снимая его с автомобиля.

Видео: промывка радиатора печки Peugeot 408/308/307 без демонтажа

https://youtube.com/watch?v=BdFZIvrgGpI%3Ffeature%3Doembed

Таким образом, вы сможете самостоятельно диагностировать и устранить большинство типичных неисправностей печки Пежо 307/308. Установить новый радиатор тоже не сложно. Минимальный набор инструментов и профессиональные советы позволят сделать это без особых проблем.

Я занимаюсь копирайтингом 6 лет, последние 4 года выбрала для себя это направление работы. В совершенстве владею русским языком, владею английским на среднем уровне. За это время были написаны тысячи текстов на самые разные темы.


  • #2

Revenkov,
судя по фоткам МаНьЯк, и Johny, придётся опускать откручивать нижнюю часть панели с бардачком и так же поднимать верхнюю чёрную “столешницу”. т.е сперва помоему столешницу потом доступ к нижней, а за ним короб на коробе косо в 45 градусов видна прямоугольная крышка от радиатора печки, крышку снять и радиатор как кассету вытянуть достать из короба печки, предварительно отсоединив шлангги вход выхода ож из под капота, МЕСТА шлангов вход-выход пометь не перепутай!!!
сылки на 2 темы.
http://forum.allgaz.ru/showthread.php?t=16465
http://forum.allgaz.ru/showthread.php?t=25511

хитрые места креплания , ищи сбоку панели открыв двери возле петли крышечка-люк отрываешь там болт, слева и справа, легко снимабтся длинные сопла дующие на ветровое стекло, поддев с края отвёрткой, под ними есть болты от столешницы, накладки под дерево снимаются поддев отвёрткой или ножиком осторожно не царапая, они на лепестковых пружинах ,которые осторожно с накладок выпадают и теряются или остаются в ответной части, теряются и достать их не реально, в магазинах не существуют!!! дальше фотки и видно будет по ходу… За панелью труба, от столешницы по центру 2 крюка пластиковых длинных опускаются и цепляются на трубу как на вешалке в шкафу (как два рога похожие на “?” вопросительный знак неревёрнуто) от панели -фиксируются на трубу обхватом, осторожно не стомай… я подробности не помню там описано…. я разбирал в 08 году, плохо помню подробности, через 2 года присоединился к форуму и увидел те же истории разбора панели…
руль лучше опустить.

Последнее редактирование: 21 Авг 2011


  • #3

Накладка под дерево, в которой расположен ЦПС сбоку от рулевой прикручена, не сломай!


  • #4

Подниму тему. У меня 31105 2008 г.в. Плохо греет печка, совсем плохо. Подробно в причинах не разбирался (эл. кран жужжит во всём диапозоне ручного режима), но есть подозрение, что прошлый владелец забил радиатор печки каким-то герметиком.

Отсюда вопрос, менял ли кто реально радиатор отопителя и что для этого надо разбирать в салоне. Форум перерыл, понимаю, что в идеале надо раскидывать панель как в 2008ом делал Маньяк, но лень мне. Кто-то вроде писал, что можно приопустить нижнюю часть справа.

Есть совсем безкомпромисная идея, выпилить люк за бардачком (аналог старого салона), но как он снимается тоже не знаю :(:(


  • #5

эл. кран жужжит во всём диапозоне ручного режима

Жужжит температурная заслонка, а кран должен издавать щелчек на открытие и закрытие.


  • #6

Т.е. если кран не исправен, то температура в салоне всё равно будет регулироваться?


  • #7

Т.е. если кран не исправен, то температура в салоне всё равно будет регулироваться?

Странная логика…:(:(
Такой вариант, для размышления:
Кран неисправен -завис в слегка приоткрытом положении.
КАК температура будет регулироваться?????


  • #8

Если заклинило в открытом положении, то можно и не заметить “потери бойца”, заслонка будет регулировать температуру (на своей мошине убрал кран совсем), в закрытом – будет холодно, часто встает в неполностью открытом, тепло вроде есть, но мало.


  • #9

Ура, вопрос “холодного климата” решён! Дело и правда было в кране отопителя. Там есть ограничительный шпенёк для полукруглой шестерни, он отломился, по этому кран завис в положении закрыто, проскочив приводную шестерню. Была лишь маленькая щёлочка.

Одного не понял почему у меня на рестайлинге 3 отверстия в кране, т.е. 3ий – обратка, работает когда кран закрыт, а на старом салоне (кран лежит у меня в гараже) 2 отверстия, вход – выход. Через обратку ведь всё равно идут потери и часть антифриза идёт мимо отопителя.


  • #10

Крайслеровский кран с тремя штцерами переключает ОЖ мимо отопителя или через него, на Крайслере отопитель стоит на малом круге системы ожлаждения и циркуляция через него нужна всегда.

Добавлено через 1 минуту 7 секунд

Через обратку ведь всё равно идут потери и часть антифриза идёт мимо отопителя.

Не идет, кран перекрывает или прямую обратку, или отопитель.

Последнее редактирование: 15 Ноя 2011


  • #11

на Крайслере отопитель стоит на малом круге системы ожлаждения

а у 406 разве не так?,не на малом круге?


  • #12

У 406-го малый круг в двигателе, термостат его перекрывает нижней тарелкой, на Крайслере малый круг не перекрывается термостатом и он внешний и циркуляцию в нем перекрывать нельзя.

Оцените статью!