Замена ремня грм | lada xray клуб :: форум лада икс рей, xray cross
Чтобы не подорваться на мине, достаточно знать, где она заложена. Давайте поиграем в саперов и выясним, когда действительно нужно менять насосы охлаждающей жидкости и ремни ГРМ на вазовских моторах. Очень поучительная статья в журнале “За рулем”. Я её немного переколбасил, добавил совсем немного своих наблюдений, за своим мотором. что и когда менял и делал, и вот что получилось. Сразу начну необычно, с конца. Вот что автор статьи советует:
“Как бы действовал сам, не имея четких указаний в сервисной книжке? И на 8-клапанном, и на 16-клапанном моторе менял бы как минимум помпу, а лучше и ремень, и натяжитель в промежутке между 60-й и 70-й тысячей километров пробега. По сроку, если пробеги небольшие, на шестой год эксплуатации”.
А ВОТ ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ НА МОЕМ ДВИГАТЕЛЕ. Точно сейчас не вспомню, по году было пять лет, пробег точно 70 тыс.км. На СТО у родственника во время планового ТО попросил проверить состояние ремня привода вспомогательных механизмов ( у меня в двигателе цепь ГРМ и тогда нос совать туда было не нужно). И вот глянули как раз вовремя, ремень был весь “порепанный”(знающие люди это поймут), а у помпы появился на валу люфток, опасный и вроде подтекание (я не видел), но мне так сказали спецы, а им я доверяю (коллеги). Сразу конечно замена всего этого оборудования отработанного и заодно подшипник натяжного ролика поменяли (тоже попискивать начал). Кстати ролик с подшипником родной, очень дорогой (сейчас не помню цену), а подшипник отдельно наш российский купил за 180 рублей, запрессовали в ролик и порядок. ( На момент написания этого поста подшипник отходил 50 тыс. км. сейчас поменял опять на другой. Процедура по времени пол часа. Сейчас пробег 140 тыс. км. ПОМПА вторая прошла опять -же 70 тыс. км. скорей всего надо готовится к ЗАМЕНЕ. И вот САМОЕ ГЛАВНОЕ к чему вел весь этот разговор. В статье о которой пойдет разговор ниже да и в инструкциях по замене ремня ГРМ говорится о сроках (километраже пробега) ВТЫКОВЫХ двигателей к которым относится и двигатель Хрей (кроме ниссановского) говорится о замене ремня ГРМ на 180 тыс. км пробега. А теперь скажите мне КАКАЯ ПОМПА СТОЛЬКО ОТРАБОТАЕТ. И если она поймает клина на 70 тыс. км, что будет с Вашим движком? А теперь нахрена мне такой долгоиграющий ремень ГРМ, если все другое железо работающее с ним СЫПЕТСЯ на 70-80 тысячах км. Ну да ладно, продолжем дальше:И вот теперь статья автора:
“Двигатели отечественной разработки для Грант, Калин, Приор, Вест и Иксреев, за исключением ВАЗ-11183, относятся к категории «втыковых». Что означает — при обрыве ремня газораспределительного механизма поршни встречаются с клапанами. Читай — рвануло и привело мотор к дорогостоящей в ремонте разрухе.
Последствия обрыва ремня ГРМ на восьмиклапанном двигателе ВАЗ-21116. На поршнях отчетливо видны следы от удара клапанов.
И ежу ясно: если вовремя менять ремень, натяжные ролики и помпу, то риск получить разруху, уж если и не будет сведен к нулю (поправка на некачественные комплектующие), то станет существенно меньше.
После встречи с поршнями клапаны заметно деформировались (двигатель ВАЗ-21116).
С Вестой и Иксреем — на 45, 75, 105, 135 и 165 тыс. регулируем зазоры в механизме газораспределения. А первый раз планово вспоминаем ремень ГРМ вместе с роликами на 180 тыс. километров пробега! Это для 16-клапанных моторов ВАЗ-21129, 21179 и 8-клапанника Весты ВАЗ 11189. Не могу обойтись без цитаты: «2.11. Заменить ремень ГРМ вместе с роликами. 2.12. Заменить зубчатые шкивы коленчатого вала и распределительного вала (валов). Заменить зубчатый ремень, натяжитель и опорный ролик (для двигателя ВАЗ-11189 8-кл. только натяжитель) привода газораспределительного механизма двигателя. Отрегулировать натяжение зубчатого ремня». Мало того что масло масляное (дважды меняем один и тот же ремень), из всех деталей не вспомнили о самой уязвимой — ПОМПЕ!!!
Водяной насос относится к системе охлаждения, но приводится ремнем механизма газораспределения.
Вот она, мина — водяной насос. Относится к системе охлаждения, но приводится ремнем механизма газораспределения. Если помпа даст клина из-за кончины подшипника, то срежет зубья у ремня, и далее — разруха в моторе. И именно об этой детали «забыли» упомянуть в разделе регламентных работ всех сервисных книжек. Что с ней делать? Потребителю остается только гадать. Ждать кончины от естественного износа на «втыковом» моторе? Глупость. А если менять, то когда? Похоже, мина даже не сам водяной насос, а совершеннейшее к нему пренебрежение во всей официальной для потребителя «литературе» ВАЗа.
Новые вазовские моторы сейчас комплектуют качественными зубчатыми ремнями известных брендов. Верю, если не попадет на него масло — 180 тысяч он выходит. Но неужели разница в комплектующих столь велика, что на 8-клапаннике ВАЗ-11186 для Гранты ремень надо менять на 75-й тысяче, а на его ближайшем родственнике ВАЗ-11189 — на 180-й?
Продолжим исследование. Шкивам и вовсе сносу нет. Подшипник прижимного ролика до 180 тысяч? Допустим, хотя верится с трудом. Только зачем менять все это хозяйство на 180-й тысяче, если расчетный ресурс мотора — 220 тыс. км? Освежить перед кончиной или капремонтом? Не верите — посмотрите на фото, отснятое в цехах, где производят двигатели ВАЗа.
Зачем двигателю с расчетным ресурсом 220 тысяч километров пробега ремень с ресурсом 180 тысяч?
Сейчас на новых моторах применяют и корейские помпы, по слухам, более качественные. Но хоть режьте меня — не выходит ни одна помпа 200 тысяч. Не верю! Мало того, вижу полную неразбериху в сервисных книжках, отсутствие единого подхода к обслуживанию одних и тех же газораспределительных механизмов от модели к модели и, главное, безразличное отношение к потребителю. Не от всех заводчан — от тех, кто отвечает за конкретное направление и убивает бестолковыми бумажками работу других создателей автомобилей Волжского автозавода. Но коли заряд заложен, а специалисты не помогли, значит, разминировать будем сами.
Насос охлаждающей жидкости корейского производства к двигателю ВАЗ-21179. Такой служит долго, но и его когда-то надо менять.
Владелец любой пожилой иномарки с ремнем в приводе ГРМ подтвердит — ремонтники настаивают на том, чтобы при плановой смене ремня заменять и помпу, и прижимные ролики с подшипниками в сборе. И детали эти зачастую продаются комплектом. Причем со скидкой — весь набор дешевле, чем ремень, ролики, помпа в отдельности.
Не хочу лишний раз убеждать, что скупой платит дважды, но с годами пришел к выводу — западные производители вписывают в регламент смену ремня не из-за ремня как такового, а из-за помпы и подшипников натяжителей. Просто нужен повод для надежности сменить весь комплект деталей, связанный с приводом распредвала, и они его нашли.
Предлагаю так же действовать и с нашими двигателями. Почему? Формально на каждом ТО надо бы снять крышку и осмотреть ремень ГРМ и водяной насос. Надрыв ремня увидеть можно, подтек на помпе — тоже. И в том, и в другом случае деталь меняют не затягивая. Но это неисправность. А если все внешне нормально, идеальный вариант — включить профилактическую замену в регламент.
Читайте также: Чем отличается прадо от крузака 100
И вот теперь мой вывод: напрашивается однозначный: зубчатые ремни, что сейчас используют на ВАЗе, способны пережить не один водяной насос, но лучше менять детали комплектом. Пусть Автоваз бахвалится ремнем с пробегом 180 тыс. км. НО имея под капотом втыковые двигателя менять ремень ( и все остальную амуницию) все-же нужно через 70-100 тыс. км (почему такой большой разброс? – а сколько выдержит помпа и подшипник натяжителя?
Замена ремня грм на двигателях 21129 и 11189 lada largus / лада ларгус
Примечание:
Замена ремня ГРМ на двигателях K7M и K4M см. тут
Каталожные номера ремня ГРМ, роликов и пр. деталей см. тут и тут
Ещё по этой теме: Мифы о ремнях ГРМ
Когда менять ремень ГРМ
Регламент замены ремня ГРМ, а также роликов на двигателях ВАЗ-21129 и 11189 указывается производителем и составляет 180 000 км. пробега. Однако с июня 2021 г. АВТОВАЗ в некотрых своих документах стал указывать новый регламент – 90 000 км. пробега.
Схема привода ГРМ двигателя ВАЗ-21129: 1 – зубчатый шкив коленвала; 2 — прилив на крышке масляного насоса; 3 — зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 4 — натяжной ролик; 5 — шкив распредвала (выпуск); 6 — задняя крышка; 7 — шкив распредвала (впуск); 8 — направляющий ролик; 9 — ремень ГРМ; А — метка ВМТ на зубчатом шкиве коленвала; В — метка на крышке масляного насоса; С, F — метка на задней крышке ремня ГРМ; D , Е — метки на шкивах распредвалов
СНЯТИЕ
Для всех комплектаций
Установить автомобиль на рабочее место, отсоединить клемму “-” от АКБ.
Снять бачок охлаждающей жидкости (см. тут)
Снять правое переднее колесо (см. тут)
Снять правый боковой брызговик двигателя (см. тут)
Читайте также: Когда нужно менять ремни ГРМ и насосы охлаждающей жидкости на моделях АвтоВАЗа
Снять правый подкрылок (см. тут)
Снять приводной ремень (см. тут)
Если планируется заменять помпу – снять стартер (см. тут), после чего открутить болт 1 на блоке цилиндров и слить охлаждающую жидкость в приготовленную ёмкость.
Отвернуть болт крепления шкива коленвала, снять шайбу и шкив (головка “на 17”).
Для того чтобы ослабить болт шкива коленвала, нужно зафиксировать коленвал от проворачивания. Включите 5-ю передачу, после чего помощник должен нажать и удерживать педаль тормоза. Если помощника нет, или коленвал проворачивается, то снимите стартер и вставьте крупную отвёртку между картером сцепления и зубьями венца маховика. (стрелка 2 на фото)
Рисунок 1 – Шкив коленвала: 1 – болт крепления шкива;
2 – шайба; 3 – шкив коленвала
Завернуть на место болт крепления шкива.
Извлечь отвёртку для стопорения маховика (если устанавливалась).
Установить на автомобиль траверсу 1, рисунок 2, для вывешивания двигателя, завести крюк 2 траверсы в проушину 3 правого рыма, и вывесить силовой агрегат с правой стороны.
Рисунок 2 – Вывешивание двигателя: 1 – траверса; 2 – крюк траверсы; 3 – рым двигателя
Примечание: при отсутствии траверсы, используйте поддомкрачивание и подставку под двигатель
Снять правую опору (подушку) двигателя. Для этого отвернуть и извлечь два болта 1, рисунок 3, крепления силового агрегата к правой опоре 2 подвески силового агрегата (Torx Е12).
Рисунок 3 – Правая опора двигателя: 1 – болты крепления двигателя к правой опоре; 2 – правая опора двигателя; 3 – болты крепления правой опоры к кузову
Отметить фламастером на кузове положение правой опоры, для облегчения последующей установки.
Отвернуть и извлечь два болта 3 крепления правой опоры к кузову и снять правую опору (Torx Е12).
Отвернуть пять болтов и снять переднюю верхнюю крышку ГРМ. (внутренний шестигранник 5 мм).
Так же отвернуть три болта и снять переднюю нижнюю крышку.
Рисунок 4 – Передние крышки ГРМ двигателя 21129: 1 – передняя верхняя крышка; 2 – передняя нижняя крышка.
Рисунок 5 – Снятие ремня ГРМ на двигателе 21129: 1 – болт крепления натяжителя ремня ГРМ; 2 – автоматический натяжитель ремня ГРМ; 3 – ремень ГРМ; А, В, С, D – метки установочные
Поворачивая коленвал за болт шкива (ключ “на 17”), добиться совмещения меток шкивов распределительных валов – они должны совпасть с метками на задней защитной крышке механизма.
При этом метка на зубце шкива коленвала 1 должна совпасть с меткой (отлив) на корпусе масляного насоса 2 .
Ослабить болт 1, рисунок 5, крепления автоматического натяжителя 2, отвернув его на 2-3 оборота, и снять со шкива коленвала дистанционную шайбу и ремень ГРМ (ключ 17, отвертка – 2 шт.).
УСТАНОВКА
Регулировку и контроль натяжения зубчатого ремня привода ГРМ выполнять на холодном двигателе при температуре охлаждающей жидкости 15°… 35°С.
Для автомобилей с двигателем ВАЗ-11189
Совместить установочную метку “С” шкива распредвала с меткой “D” на крышке защитной задней привода ГРМ, а метку “А” на шкиве коленвала с меткой “В” на корпусе масляного насоса поворотом коленвала за болт крепления шкива в кратчайшем угловом направлении, как показано на рисунке 6 (головка сменная 17, вороток, удлинитель).
Рисунок 6 – Детали газораспределительного механизма двигателя ВАЗ-11189: 1 – шкив коленвала; 2 – шкив водяного насоса; 3 – автоматический натяжитель зубчатого ремня; 4 – гайка крепления автоматического натяжителя; 5 – шкив распределительного вала; 6 – ремень привода ГРМ; А, В, С, D – метки установочные; а – ветвь ремня
Установить ремень ГРМ на шкив 1 коленвала и, натягивая обе ветви ремня, надеть одну ветвь на шкив 2 водяного насоса и завести ее за автоматический натяжитель 4. Натягивая ветвь “а” надеть ремень на шкив 5 распределительного вала. При необходимости довернуть шкив распределительного вала в сторону наименьшего хода до совпадения зубцов ремня с впадинами шкива распредвала.
Завернуть гайку 4 крепления автоматического натяжителя с моментом 5 Н.м (0,5 кгс.м) (ключ моментный “на 15”).
Для автомобилей с двигателем ВАЗ-21129
Совместить установочные метки “А” и “D” на шкивах распределительных валов с метками “В” и “С” на крышке защитной задней привода ГРМ, как показано на рисунке 7 , и зафиксировать шкивы при помощи приспособления 67.7811-9516 .
Рисунок 7 – Детали привода газораспределительного механизма двигателя ВАЗ-21129: 1 – шкив коленвала; 2 – шкив помпы; 3 – автоматический ролик-натяжитель ремня ГРМ; 4 – болт крепления ролика-натяжителя; 5 – шкив распредевала выпускной; 6 – шкив распредвала впускной; 7 – ролик опорный; 8 – ремень ГРМ; А, В, С, D, Е, F – метки установочные
Приспособление 67.7811-9516 для фиксации распредвалов.
Примечание:
При отсутствии специального приспособления, некоторые автовладельцы используют пластиковые стяжки для фиксации шкивов распредвалов между собой, при условии что при выставленных метках, ближайшие отверстия в шкивах располагаются строго напротив друг друга.
Читайте также: Сколько стоит капитальный ремонт двигателя ВАЗ и иномарки
Совместить установочную метку “F” на шкиве коленвала с меткой “Е” на крышке масляного насоса поворотом шкива коленвала за болт в кратчайшем направлении.
Завернуть болт 4 крепления натяжителя с моментом 5 Н.м (0,5 кгс.м) (ключ моментный 15).
Установить ремень ГРМ на шкивы 5 и 6 распредвалов, опорный ролик 7, автоматический натяжитель 3, шкив 2 водяного насоса и шкив 1 коленвала, как показано на рисунке 7, сохраняя положение установочных меток на шкивах.
Для автомобилей всех комплектаций
Установить ключ для натяжения в пазы опорной пластины ролика-натяжителя 1, рисунок 8, повернуть натяжитель против хода часовой стрелки в крайнее положение до легкого касания стопоров рычага натяжителя. Повернуть ключ по часовой стрелке до совмещения меток А и B автоматического натяжителя и затянуть болт крепления натяжителя. (вместо специального ключа для натяжителя можно использовать длинную отвертку)
Момент затяжки 30…36 Н.м (3,0…3,6 кгс.м).
Рисунок 8 – Натяжение ремня привода ГРМ: 1 – автоматический натяжитель зубчатого ремня; 2 – ремень привода ГРМ; 3 – болт крепления автоматического натяжителя; А, В – метки установочные
При натяжении ремня не допускается проворачивать коленчатый вал вращением шкива распредевала.
Снять приспособление для фиксации распредвалов (для автомобилей с двигателем 21129).
Повернуть коленчатый вал на два оборота.
При отклонении метки “А” за пределы метки “В”, выполнить повторное натяжение ремня, предварительно отвернув болт крепления автоматического натяжителя и завернув с моментом 5 Н.м (0,5 кгс.м).
Установить на шкив коленвала дистанционную шайбу.
Внимание:
При установке ремня привода ГРМ из запасных частей, проверить состояние натяжителя. При повреждении заменить натяжитель.
Установить поочередно передние защитные крышки привода ГРМ, сначала нижнюю, затем верхнюю, при этом верхняя крышка должна войти в пазы нижней крышки и состыковаться с ней.
Установить на кузов правую опору подвески двигателя.
Установить, не затягивая, два болта крепления правой опоры к кронштейну подвески двигателя.
Установить, не затягивая, два болта крепления правой опоры к кузову.
Затянуть два болта крепления правой опоры к кронштейну подвески двигателя с моментом 53…71 Н.м (5,3…7,1 кгс.м).
Подогнать правую опору по меткам на кузове, нанесенным при снятии, и затянуть два болта крепления опоры к кузову с моментом 53…71 Н.м (5,3…7,1 кгс.м).
Извлечь крюк траверсы из правого рыма на двигателе и снять траверсу с автомобиля.
Установить приспособление для стопорения маховика двигателя в отверстия болтов крепления стартера на коробке передач.
Вывернуть болт крепления шкива коленвала.
Установить на коленвал шкив, шайбу и закрепить болтом. Момент затяжки болта крепления шкива 95… 115 Н.м (9,5… 11,5 кгс.м) .
Установить приводной ремень и стартер.
Для автомобилей с МКП.
Установить кронштейн крепления цилиндра сцепления и цилиндр сцепления .
Для автомобилей всех комплектаций
Установить брызговик двигателя .
Установить правый подкрылок..
Установить правое переднее колесо.
Присоединить клемму “-” к аккумулятору.
Какой ремень ГРМ выбрать
Ниже представлена таблица испытаний ремней различных марок для двигателей производства ВАЗ.
Испытания проводились журналом “За Рулём” в 2021 г.
Виды испытаний | Continental | Подделка под Gates |
Gates | Lynx | Trialli | BRT (Балаково резинотехника) |
РЕСУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ |
||||||
Наработка, час | 400 | 3 | 400 | 104 | 286 | 1 |
Итоговая оценка за ресурсные испытания | 5,0 | 1,0 | 5,0 | 2,0 | 3,9 | 1,0 |
ПРОЧНОСТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ |
||||||
Измерение усилия разрыва корда до сушки, кгс | 2440 | 2400 | 2880 | 2000 | 2240 | 1280 |
Промежуточный балл | 3,9 | 3.8 | 5,0 | 2,8 | 3,4 | 1,0 |
Измерение усилия разрыва корда после сушки, кгс | 2400 | 2120 | 3040 | 2160 | 2200 | 1208 |
Промежуточный балл | 3,6 | 3,0 | 5,0 | 3,1 | 3,2 | 1,0 |
Измерение усилия среза зуба до сушки, кгс | 245 | 185 | 275 | 174 | 276 | 162 |
Промежуточный балл | 3,9 | 1.8 | 5,0 | 1,4 | 5,0 | 1,0 |
Измерение усилия среза зуба после сушки, кгс | 359 | 260 | 375 | 310 | 351 | 386 |
Промежуточный балл | 4,1 | 1,0 | 4,6 | 2,6 | 3,9 | 5,0 |
Измерение усилия отрыва поверхностного слоя до сушки, кгс (три образца) |
25 | 25 | 19 | 21 | 52 | 46 |
25,5 | 25,5 | 24 | 19 | 51 | 42 | |
22 | 25,5 | 24 | 18 | 52.5 | 42 | |
Промежуточный балл | 1,6 | 1,7 | 1,4 | 1,0 | 5,0 | 3,9 |
Измерение усилия отрыва поверхностного слоя после сушки, кгс (три образца) |
23 | 2 | 33 | 13,5 | 65 | 12 |
20 | 2 | 42 | 14 | 60 | 12 | |
21,5 | 2 | 37 | 14 | 62 | 10 | |
Промежуточный балл | 2,3 | 1,0 | 3,3 | 2,0 | 5,0 | 1,6 |
Итоговая оценка за прочностные испытания | 3,2 | 2,0 | 4,1 | 2,1 | 4,2 | 2,2 |
Видео
Оцените статью!